Понятие ἀναγωγή в древней греческой экзегетической литературе
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2021.41.2.012Ключевые слова:
экзегетика, герменевтика, ἀναγωγή, духовное толкование, духовный смысл, святоотеческая экзегетикаАннотация
Термин ἀναγωγή довольно часто употребляется в древних памятниках христианской богословской и экзегетической литературы в разных значениях, что во многом затрудняет понимание этого слова в каждом отдельном случае. В рамках экзегетической процедуры ἀναγωγή употребляется в метафорическом значении и обозначает переносный смысл, а иногда и переносное понимание текста, когда речь идёт о метафорическом содержании фигур речи или о присутствии мистического аллегорического смысла. Современная отечественная библейская наука склонна видеть в ἀναγωγή определённый духовный метод/смысл интерпретации Священного Писания (чаще всего имеется в виду эсхатологическое толкование). Когда эта модель переносится на почву древней экзегетической литературы, то неизбежно возникает противоречие между современным определением и своеобразием языка древних авторов. В рамках данной статьи предпринимается попытка рассмотреть основные значения ἀναγωγή в древних экзегетических памятниках.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Diodorus Tarsensis. Commentarius in Psalmos / ed. J. M. Oliver. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1980 (CCSG; vol. 6).
Diodorus Tarsensis. Prologus Commentarii in Psalmum CXVIII // Recherchesde Science Religieuses / ed. L. Maries. Paris, 1919. Vol. IX. P. 90-101.
Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia // PG. T. 3. Col. 115-669.
Epiphanius. Adversus Octaginta haereses // PG. T. 42. Col. 9-773.
Epiphanius. Expositio fidei I I PG. T. 42. Col. 773-832.
Eusebius Caesariensis. Commentaria in Psalmos // PG. T. 23. Col. 65-1396.
Eustathius Philologus. Commentarii ad Homeri Iliadem / ed. M. van der Valk. Eustathii archiepiscopi Thessalonicensis commentarii ad Homeri Iliadem pertinentes, vols. 1; 4. Leiden: Brill, 1971; 1987.
Eustathius Philologus. Commentarii ad Homeri Odysseam / ed. G. Stallbaum. Leipzig: Weigel, 1970. Vol. 1.
Gregorius Nyssenus. Ad Graecos ex communibus notionibus // GregoriiNysseni opera. Vol. 3.1 / ed. F. Mueller. Leiden: Brill, 1958. P. 19-33.
Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium 3 // Gregorii Nysseni Opera / ed. W. Jaeger. Leiden: Brill, I960. Vol. II.
Gregorius Theologus. Oratio 45 // PG. T. 36. Col. 623-664.
Johannes Chrysostomus. Expositiones in psalmos // PG. T. 55. Col. 35-497.
Johannes Chrysostomus. In Isaiam // PG. T. 56. Col. 11-94.
Johannes Chrysostomus. Homiliae in Matthaeum // PG. T. 57. Col. 13-472.
Johannes Chrysostomus. In Epistulam ad Ephesios homilia // PG. T. 62. Col. 5-176.
Johannes Chrysostomus. Fragmenta in proverbia // PG. T. 64. Col. 659-739.
Johannes Chrysostomus. Kommentar zu Hiob / hrsg. von U. Hagedorn and D. Hagedorn. Berlin: De Gruyter, 1990 (PTS; Bd. 35).
Justinus Martys. Cohortatio ad gentiles // Corpus apologetarum Christianorum saeculi secundi / ed. J. С. T. Otto. Jena: Mauke, 1879. Vol. 3. P. 1-37.
Maximus Confessor. Ouaestiones ad Thalassium I-LV / ed. C. Laga and C. Steel. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1980 (CCSG; vol. 7).
Maximus Confessor. Ouaestiones et dubia / ed. J. H. Declerck. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1982 (CCSG; vol. 10).
Methodius Olympi. Convivium decem virginum // PG. T. 18. Col. 27-220.
Nilus Sinaiticus. Sermo in illud: Nunc, qui habet sacculum, tollat, similiter et perram // PG. 79. Col. 1263-1280.
Origenes. Der Johanneskommentar // Origenes Werke / ed. E. Preuschen. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlug, 1903. Bd. 4. (GCS; Bd. 10).
Origenes. Conre Celse / par M. Borret. Paris: Les Edition du Cerf, 1967. T. I. (SC; vol. 132).
Origenes. Contre Celse / par M. Borret. Paris: Les Edition du Cerf, 1968. T. II. (SC; vol. 136).
Origenes Werke / ed. P. Koetshau. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1913 (GCS; Bd. 22).
Origenes. Ennarrationes in Iob // PG. T. 17. Col. 57-105.
Origenes. In Genesim homiliae XVI // Origenes Werke / ed. W. A. Baehrens. Leipzig: J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1920. Bd. 6. (GCS; Bd. 29).
Origenes. In Hieremiam homilia 15.2 // PG. T. 13. Col. 255-544.
Origenes. Selcta in Threnos 1,1 //PG. T. 13. Col. 605-661.
Литература
Балаховская А. С. Иоанн Златоуст как экзегет // Раннехристианская и византийская экзегетика. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 119-211.
Бахвалова О. Ю., Цыб А.В. Ориген: «Анагогэ» воскресения Лазаря (Комментарий Оригена на Евангелие по Иоанну, книга XXVIII, 1-85) // ΕΙΝΑΙ: Философия. Религия. Культура. СПб.: Научно-образовательный центр проблем философии, религии и культуры ГУАП. 2017. Т. 2 (12). С. 168-188.
ДесницкийА. С. Аллегория и типология в Библии и у экзегетов древности // Восток (Oriens). 2010. №2. С. 18-26.
ДобыкинД. Г. Православное учение о толковании Священного Писания. СПб.: СПбДА, 2016.
Кожухов С. А., диак. От «буквы» к «духу»: духовное толкование апостола Павла и αναγωγή Оригена // БВ. 2019. Т. 32. № 1.С. 122-139.
Леонардов Д. С. Учение свт. Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии // Вера и разум. 1912. № 11. С. 604-626.
Нестерова О. Е. Аллегоризм и гипербуквализм в библейских толкованиях Оригена: парадокс или единство герменевтического метода? // Восток (Oriens). 2009. № 5. С. 5-19.
Пирогов О. К. Экзегетические принципы и методы в комментариях ев. Иоанна Златоуста на послание ев. ап. Павла к Римлянам: диссертация ... кандидата богословия. Московская духовная академия. Сергиев Посад, 2009.
Протопопова И. А. Философская аллегория, поэтическая метафора, мантика: сходства
и различия // Труды Русской антропологической школы. 2004. № 1. С. 61-81.
Соловьев Р. С. Гомер как первый богослов: аллегория и символ в трактате Порфирия «О пещере нимф» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология.2020. Вып. 64. С. 47-66.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.