Понятие anagoge в экзегетических произведениях блж. Иеронима Стридонского (345–420 гг.) и последующей латинской экзегетической традиции

Авторы

  • Тимофеев Борис, протоиерей Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2022.46.3.005

Ключевые слова:

библейская экзегеза, библейская герменевтика, латинская традиция, блж. Иероним Стридонский, anagoge, духовное толкование

Аннотация

В настоящее время в отечественной научной и учебной литературе под термином латинской экзегезы anagoge, как правило, понимают эсхатологический смысл Священного Писания. Большое число древних латинских авторов, которые употребляют этот термин, действительно демонстрируют именно такое понимание. Это в некоторых случаях приводит к слишком широкому обобщению и создаёт впечатление, что все экзегеты употребляют этот термин именно в таком значении. Однако необходимо учитывать, что первым в латинской экзегетической литературе термин anagoge стал употреблять блж. Иероним на основании значения ἀναγωγή у греческих толкователей, которые часто этим словом обозначали любое духовное толкование. Так и у блж. Иеронима Стридонского этот термин обозначает все виды духовного смысла Писания. В последующей латинской традиции семантическое поле этого термина неоднократно менялось, как правило, в сторону более узкой спецификации значения. В рамках данной статьи предпринимается попытка определить основные значения anagoge в латинской экзегетической литературе, что будет способствовать более правильному и ясному пониманию как терминологии, так и герменевтических методов древних латинских толкователей.

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Тимофеев Борис, протоиерей, Московская духовная академия

старший преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии

141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

bortim@mail.ru

Библиографические ссылки

Beda. De arte metrica // PL. T. 90. Col. 150–176.

Eucherius Lugdunensis. Opera omnia / ed. C. Wotke. Windoboae: Bibliopola academiae litterarum Caesariae Vindobonae, 1894. (CSEL; vol. 31).

Eucherius Lugdunensis. Instructiones / ed. C. Mandolfo. Turnhout: Brepols, 2004. (CСSL; vol. 66).

Iohannes Cassianus. Conlationes / ed. Petshenig. Vindobonae: Pilium Bibliopolam Academiae, 1886. (CSEL; vol. 13).

Heterius Uxamensis. Epistola // PL. T. 96. Col. 893–961.

Hieronimus Stridonensis (ps.).Commentaria in Iob // PL. T. 26. Col. 619–802.

Hieronimus Stridonensis. Epistolae 71–120 / ed. I. Hilberg. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1912. (CSEL; vol. LV).

Hieronimus Stridonensis. Epistolae 1–70 / ed. I. Hilberg. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1910. (CSEL; vol. LIV).

Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Isaiam // PL. T. 24. Col. 17–678. Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Hieremiam // PL. T. 24. Col. 679–937. Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Ezechielem // PL. T. 25. Col. 15–490. Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Danielem // PL. T. 25. Col. 491–584. Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Amos // PL. T. 25. Col. 989–1096.

Hieronimus Stridonensis.Commentarii in Sophoniam // PL. T. 25. Col. 1337–1388. Honorius Augustodonensis. Expositio in Cantica Canticorum // PL. T. 172. Col. 357–496. Honorius Augustodonensis. De escilio et patria animae // PL. T. 172. Col. 1214–1246.

Hugo de S. Victore. De Scripturis et scriptoribus sacris praenotatiunculae // PL. T. 175. Col. 9–28.

Rabanus Maurus.Commentaria in Exodum // PL. T. 108. Col. 9–246.

Smaragdus S. Michaelis. Collectiones in epistolas et euangelia lectio libri apocalypsis beati Ioannis Apostoli IV // PL. T. 102. Col. 15–522.

Symphosius Amalarius. De ecclesiasticis officiis // PL. T. 105. Col. 985–1242.

Théodoret de Cyr.Commentaire sur Isaïe / éd. J.-N. Guinot. T. III. Paris: Cerf, 1984. (SC; vol. 315).

Бланшар И. М. Определяющие принципы патристической герменевтики в свете последних изменений в библейской экзегезе / пер. П. Б. Михайлов // XXII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2011. Т. 1. М., 2012. С. 390–396.

Добыкин Д. Г. Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике. Санкт-Петербург: Изд. СПбДА, 2016.

Михайлов П. Б. Экзегетика Священного Писания: Каппадокийские отцы. Москва: Изд. ПСТГУ, 2018.

Протопопова И. А. Философская аллегория, поэтическая метафора, мантика: сходства и различия // Труды Русской антропологической школы. 2004. № 1. С. 61–81.

Соловьев Р. С. Гомер как первый богослов: аллегория и символ в трактате Порфирия «О пещере нимф» // Вестник ПСТГУ. 2020. Вып. 64. С. 47–66.

Тимофеев Б. Ю., прот. Понятие ἀναγωγή в древней греческой экзегетической литературе // Богословский вестник. 2021. № 2 (41). С. 254–279.

Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. Москва: Центр библейско-патрологических исследований, 2010.

Brown D. Vir trilinguis. A study in the biblical exegesis saint Jerome. Kampen: Kok Pharos, 1992.

Jay Pierre. Ľexégèse de saint Jérôme ďaprès son «Commentaire sur Isaïe». Paris: Études Augustiniennes, 1985.

Simonetti Manlio. Lettera e/o allegoria: Un contribution alla storia dell’esegesi patristica. Roma: Institutum patristicum «Augustinianum», 1985. (Studia ephemeridis «Augustinianum»; t. 23).

Загрузки

Опубликован

2022-10-15

Как цитировать

(1)
Тимофеев, Б. Понятие Anagoge в экзегетических произведениях блж. Иеронима Стридонского (345–420 гг.) и последующей латинской экзегетической традиции. БВ 2022, 95-118.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)