Понятие anagoge в экзегетических произведениях блж. Иеронима Стридонского (345–420 гг.) и последующей латинской экзегетической традиции
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2022.46.3.005Ключевые слова:
библейская экзегеза, библейская герменевтика, латинская традиция, блж. Иероним Стридонский, anagoge, духовное толкованиеАннотация
В настоящее время в отечественной научной и учебной литературе под термином латинской экзегезы anagoge, как правило, понимают эсхатологический смысл Священного Писания. Большое число древних латинских авторов, которые употребляют этот термин, действительно демонстрируют именно такое понимание. Это в некоторых случаях приводит к слишком широкому обобщению и создаёт впечатление, что все экзегеты употребляют этот термин именно в таком значении. Однако необходимо учитывать, что первым в латинской экзегетической литературе термин anagoge стал употреблять блж. Иероним на основании значения ἀναγωγή у греческих толкователей, которые часто этим словом обозначали любое духовное толкование. Так и у блж. Иеронима Стридонского этот термин обозначает все виды духовного смысла Писания. В последующей латинской традиции семантическое поле этого термина неоднократно менялось, как правило, в сторону более узкой спецификации значения. В рамках данной статьи предпринимается попытка определить основные значения anagoge в латинской экзегетической литературе, что будет способствовать более правильному и ясному пониманию как терминологии, так и герменевтических методов древних латинских толкователей.
Скачивания
Библиографические ссылки
Beda. De arte metrica // PL. T. 90. Col. 150–176.
Eucherius Lugdunensis. Opera omnia / ed. C. Wotke. Windoboae: Bibliopola academiae litterarum Caesariae Vindobonae, 1894. (CSEL; vol. 31).
Eucherius Lugdunensis. Instructiones / ed. C. Mandolfo. Turnhout: Brepols, 2004. (CСSL; vol. 66).
Iohannes Cassianus. Conlationes / ed. Petshenig. Vindobonae: Pilium Bibliopolam Academiae, 1886. (CSEL; vol. 13).
Heterius Uxamensis. Epistola // PL. T. 96. Col. 893–961.
Hieronimus Stridonensis (ps.).Commentaria in Iob // PL. T. 26. Col. 619–802.
Hieronimus Stridonensis. Epistolae 71–120 / ed. I. Hilberg. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1912. (CSEL; vol. LV).
Hieronimus Stridonensis. Epistolae 1–70 / ed. I. Hilberg. Wien: Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1910. (CSEL; vol. LIV).
Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Isaiam // PL. T. 24. Col. 17–678. Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Hieremiam // PL. T. 24. Col. 679–937. Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Ezechielem // PL. T. 25. Col. 15–490. Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Danielem // PL. T. 25. Col. 491–584. Hieronimus Stridonensis.Commentaria in Amos // PL. T. 25. Col. 989–1096.
Hieronimus Stridonensis.Commentarii in Sophoniam // PL. T. 25. Col. 1337–1388. Honorius Augustodonensis. Expositio in Cantica Canticorum // PL. T. 172. Col. 357–496. Honorius Augustodonensis. De escilio et patria animae // PL. T. 172. Col. 1214–1246.
Hugo de S. Victore. De Scripturis et scriptoribus sacris praenotatiunculae // PL. T. 175. Col. 9–28.
Rabanus Maurus.Commentaria in Exodum // PL. T. 108. Col. 9–246.
Smaragdus S. Michaelis. Collectiones in epistolas et euangelia lectio libri apocalypsis beati Ioannis Apostoli IV // PL. T. 102. Col. 15–522.
Symphosius Amalarius. De ecclesiasticis officiis // PL. T. 105. Col. 985–1242.
Théodoret de Cyr.Commentaire sur Isaïe / éd. J.-N. Guinot. T. III. Paris: Cerf, 1984. (SC; vol. 315).
Бланшар И. М. Определяющие принципы патристической герменевтики в свете последних изменений в библейской экзегезе / пер. П. Б. Михайлов // XXII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2011. Т. 1. М., 2012. С. 390–396.
Добыкин Д. Г. Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике. Санкт-Петербург: Изд. СПбДА, 2016.
Михайлов П. Б. Экзегетика Священного Писания: Каппадокийские отцы. Москва: Изд. ПСТГУ, 2018.
Протопопова И. А. Философская аллегория, поэтическая метафора, мантика: сходства и различия // Труды Русской антропологической школы. 2004. № 1. С. 61–81.
Соловьев Р. С. Гомер как первый богослов: аллегория и символ в трактате Порфирия «О пещере нимф» // Вестник ПСТГУ. 2020. Вып. 64. С. 47–66.
Тимофеев Б. Ю., прот. Понятие ἀναγωγή в древней греческой экзегетической литературе // Богословский вестник. 2021. № 2 (41). С. 254–279.
Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. Москва: Центр библейско-патрологических исследований, 2010.
Brown D. Vir trilinguis. A study in the biblical exegesis saint Jerome. Kampen: Kok Pharos, 1992.
Jay Pierre. Ľexégèse de saint Jérôme ďaprès son «Commentaire sur Isaïe». Paris: Études Augustiniennes, 1985.
Simonetti Manlio. Lettera e/o allegoria: Un contribution alla storia dell’esegesi patristica. Roma: Institutum patristicum «Augustinianum», 1985. (Studia ephemeridis «Augustinianum»; t. 23).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.