Θεωρία в древней греческой христианской экзегетической литературе
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2020.38.3.004Ключевые слова:
θεωρία, духовное толкование, духовный смысл, терминологияАннотация
Современная научная богословская мысль склонна к унификации терминов и явлений в сфере своих компетенций. Эта тенденция в современных исследованиях в некоторых случаях распространяется и на древние христианские памятники. Так, например, слово θεωρία многие учёные определяют как мистический метод духовного толкования Священного Писания. Это определение нередко применяется в качестве универсального технического определения при анализе экзегетических произведений древних авторов. При этом игнорируется узус самих экзегетов, которые употребляют это слово в иных значениях. В рамках данной статьи предпринимается попытка выявить и показать основные значения слова θεωρία в древней греческой экзегетической литературе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Andreas Caesariensis. Commentarius in Apocalypsin // PG. T. 106. Col. 207–457.
Clemens Alexandrinus. Stromata // PG. T. 8. Col. 685–1381; PG. T. 9. Col. 9–601.
Cyrillus Alexandrinus. Commentarius in Habacuc // PG. T. 71. Col. 843–944.
Cyrillus Alexandrinus. Commentarius in Michaeam // PG. T. 71. Col. 639–776.
Cyrillus Alexandrinus. De adoratione in Spiritu et Veritate // PG. T. 68. Col. 134–1125.
Didymus Alexandrinus. Commentarius in Iob // PG. T. 39. Col. 1119–1153.
Diodorus Tarsensis. Prologus Commentarii in Psalmum CXVIII / éd. L. Mariès // RSR. 1919. Vol. IX. P. 90–101.
Diodorus Tarsensis. Commentarius in Psalmos / ed. J.-M. Oliver. Turnhout: Brepols; Leuven University Press, 1980. (CCSG; vol. 6).
Epiphanius Constantiniensis. Panarium // PG. T. 41. Col. 73–1199.
Eusebius Caesariensis. Historia Ecclesiastica // PG. T. 20. Col. 45–904.
Eustathius Antiochenus. De Engastrimytho // Оpera quae supersunt omnia. Turnhout: Brepols, 2002. P. 1–60. (CCSG; vol. 51).
Gregorius Nyssenus. Commentarius in Canticum Canticorum. Prooemium // PG. T. 44. Col. 757В.
Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium libri duodecim // PG. T. 45. Col. 243–1122.
Gregorius Nyssenus. De vitae Moysis // PG. T. 44. Col. 297–429.
Gregorius Nyssenus. Homiliae in Cantica Canticorum // PG. T. 44. Col. 755–1120.
Gregorius Nyssenus. In hexaemeron // PG. T. 44. Col. 61–256.
Gregorius Nazianzenus. Oratio 32 // PG. T. 36. Col. 173–212.
Gregorius Nazianzenus. Oratio 45 in sanctum Pascha // PG. T. 36. Col. 623–664.
Hesychius Hierosolymitanus. Fragmenta in Psalmos 6 // PG. T. 93. Col. 1180C–1181A.
Isidorus Pelusiota. Epistulae // PG. T. 78. Col. 177–1645.
Joannes Chrysostomus. Interpretatio in Isaiam // PG. T. 56. Col. 11–94.
Joannes Chrysostomus. Interpretatio in Danielem // PG. T. 56. Col. 193–246.
Joannes Chrysostomus. In illud: Vidi Dominum // PG. T. 56. Col. 97–142.
Julianus Aeclanensis. Commentarius in Oseam // PL. T. 21. Col. 961–986.
Maximus Confessor. Expositio in Psalmum LIX // PG. T. 90. Col. 855–872.
Maximus Confessor. Questiones ad Thalassium / ed. C. Laga, C. Steel. Turnhout: Brepols; Leuven: University Press, 1980. (CCSG; vol. 7).
Olympiodorus Alexandrinus. In beatum Iob // PG. T. 93. Col. 11–469.
Origenes. Homilia in I Reges 7: 2–3 // The «Belly-Myther» of Endor / ed. Abraham J. Malherbe. Atlanta (GA): Society of Biblical Literature, 2007. P. 32–61. (Writings from the Greco-Roman World; vol. 16).
Origenes. In Ioannem // PG. T. 14. Col. 21–830.
Philo Alexandrinus. De vita Moysis I–II // Philo Alexandrinus. Opera quae supersunt omnia / ed. L. Cohn, P. Wendland. Beroloni: Georgii Reimeri, 1902. P. 119–268.
Procopius Gazaeus. Commentarii in Genesim // PG. T. 87A. Col. 21–512. Severianus Gabalensis. In mundi creationem // PG. T. 56. Col. 429–499.
Thеodoretus Cyrensis. In Ezechielem // PG. T. 81. Col. 807–1256.
Thеodoretus Cyrensis. Interpretatio in Psalmos // PG. T. 80. Col. 857–1997.
Thеodoretus Cyrensis. Explanatio in Isaiam // Théodoret de Cyr. Commentaire sur Isaïe / éd. J.-N. Guinot. Paris, 1984. (SC; vol. 315).
Theodorus Mopsuestenus. Commentarius in Nahumum // Theodori Mopsuesteni Commentarius in XII Prophetas / ed. Hans Norbert Sprenger. Weisbaden: Otto Harrassowitz, 1977. 235–258. (Göttinger Orientforschungen: Reih 5, Biblica et patristica; Bd. 1).
Литература
Балаховская А. С. Иоанн Златоуст как экзегет // Раннехристианская и византийская экзегетика: сборник статей / сост. сборника П. Б. Михайлов. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 119–211.
Михайлов П. Б. Экзегетика Священного Писания: Каппадокийские отцы. М.: ПСТГУ, 2018.
Нестерова О. Е. Allegoria pro typologia. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннехристианскую эпоху. М.: ИМЛИ РАН, 2006.
Панагопулос И. Толкование Священного Писания у отцов Церкви: IV–V вв.: в 2 т. М.: Перервинская православная духовная семинария, 2015. Т. 2.
Breck J. The Power of the Word in the Worshiping Church. Crestwood; New York: St. Vladimir’s Press, 1986.
Évieux P. Isidore de Péluse. Paris: Beauchesne, 1995. (Théologie Historique; vol. 99).
Kelly J. N. D. Early Christian Doctrins. London: Adam and Charles Black, 1993.
Lampe G. W. H. Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1961.
Liddle H. G., Scott R. Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1996.
Nassif B. Antiochene θεωρία in John Chrysostom’s Exegesis // «Ancient and Postmodern Chrystianity». Paleo-Orthodoxy in the 21-st Century. Wood Dale (IL): InterVarsity Press, 2002. P. 49–67.
Nassif B. The «Spiritual Exegesis» of Scripture: The School of Antioch Revisited // Anglican Theological Review. 1993. Vol. 75. P. 437–470.
Vaccari S. R. La ΘεωρΙα nella scuola di Antiochia // Biblica. 1920. Vol. 1. P. 3–36.