Иоахим Вах и феноменологическая традиция в религиоведении
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2021.41.2.015Ключевые слова:
И. Вах, религиоведение, феноменология религии, философия религии, М. Элиаде, Р. Отто, Ф. Хайлер, У. Джеймс, предельная реальность, Святое, нуминозноеАннотация
Целью статьи является определение места Иоахима Ваха (1898–1955 гг.) в феноменологической религиоведческой традиции. Для этого проводятся реконструкция концептуальных основ его религиоведческой системы и философский анализ его теории религиозного опыта, анализируются социологические и религиоведческие элементы, наследие Ваха сопоставляется с трудами классиков немецкой феноменологии религии Р. Отто, Ф. Хайлером. В результате исследования доказывается, что теория Иоахима Ваха близка к идее концентрической схемы Ф. Хайлера, но система Хайлера была препарирована и использована им в угоду модной тенденции социологических исследований. Отмечается, что важный момент в учении И. Ваха составляет его представление об отношениях мастера и ученика. Анализируя эту концепцию, можно заключить, что для социологии Ваха важно не то, что общество воздействует на религию, а то, что религия создаёт общество. Описывая центр религии, И. Вах полностью полагался на концепцию нуминозного Р. Отто. Вах убежден, что в самой сути человека заложено нуминозное чувство, которое активизируется при встрече с тем, что он именовал предельной реальностью, Святым или нуминозным. Диалогические отношения человека и предельной реальности — фундамент религиоведческого метода Ваха. В то же время сам процесс религиозного опыта, его характеристики, значение для жизни индивида больше напоминают не Ahndung Я. Фриза, воспринятый Р. Отто, а чувство, описанное У. Джеймсом.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Вах И. Социология религии. Часть I. «Методологические пролегомены»// Социология религии: классические подходы. Хрестоматия / под науч. ред. Μ. П. Тапочки, Ю. А. Кимелева. М.: ИНИОН РАН, 1994. С. 212-259.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.
Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем. А. М. Руткевича. СПб.: Изд. СПбГУ, 2008.
HeilerF. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München: Verlag von Emst Reinhardt, 1920.
HeilerF. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart: Kohlhammer, 1961.
Kristensen W. B. The Meaning of Religion. The Hague: M. Nijhoff, I960.
Otto R. Kantisch-FriesBsche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie: zur Einleitung in die Glaubenslehre für Studenten der Theologie. Tübingen: J. С. B. Mohr (Paul Siebeck), 1909.
Wach J. Einführung in die Religionssoziologie. Tübingen: Mohr, 1931.
Wach J. Religionswissenschaft: Prolegomena zu ihrer wissenschaftstheoretischen Grundlegung. Leipzig: L. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1924.
Wach J. Sociology of Religion. Chicago: University of Chicago Press, 1944.
Wach J. The Comparative Study of Religions. New York: Columbia University Press, 1958.
Wach J. Types of Religious Experience: Christian and Non-Christian. Chicago: University of Chicago Press, 1951.
Wach /., Kitagawa /. M, Alles G. D. Essays in the History of Religions. New York: Macmillan, 1988.
Литература
Забияко А. П. Феноменология религии (статья вторая)//Религиоведение. 2011. № 1. С. 114-126.
Козлова И. Л. Религиоведческая концепция Иоахима Ваха в контексте современных проблем академического религиоведения: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2018.
Маяцкий М. Спор о Платоне: Круг Штефана Георге и немецкий университет. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.
Самарина Т. С. Религиоведческая система М. Элиаде: феноменология религии или политика мифа? // БВ. 2021. № 1 (40). С. 284-301.
Тейвз Э. Религиозный опыт / пер. с англ, и примеч. Т. В. Малевич. 29.11.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://religious.life/2012/ll/religious-experience/ (дата обращения: 10.03.2021).
Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018.
HartH. [Review] WachJ. SociologyofReligion//SocialForces.May 1945.Vol.23.No.4.P. 476-477.
Johnson L. T. Religious Experience in Earliest Christianity: A Missing Dimension in New Testament Studies. Minneapolis (MN): Fortress Press, 1998.
Kippenberg H. G. Joachim Wach Between the George Circle and Weber’s Typology of Religious Communities // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade / ed. С. K. Wedemeyer, W. Doniger. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 3-20.
The New Testament in Christian Spirituality in The Blackwell Companion to Christian Spirituality / ed. A. Holder. Oxford: Wiley and Sons, 2011.
Wallace B. Snatched into Paradise (2 Cor 12:1-10): Paul’s Heavenly Journey in the Context of Early Christian Experience. Berlin: Walter de Gruyter, 2011.
Wedemeyer К. Introduction I: Two Scholars, а «School» and a Conference // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade / eds. С. K. Wedemeyer, W. Doniger. Oxford: Oxford University Press, 2010.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.