Религиозный опыт: нейротеологическая перспектива

Авторы

  • Самарина Татьяна Сергеевна Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.47.4.015

Ключевые слова:

религиозный опыт, психология, нейротеология, когнитивные исследования, изменённые состояния сознания, психиатрия, шизофрения, околосмертный опыт, височная эпилепсия, Э. Ньюберг

Аннотация

В статье даётся обзор исследований, направленных на выявление корреляции религиозного опыта и аномалий мозга, анализируется гипотеза височной эпилепсии, господствовавшая в экспериментальных исследованиях с 1970-х гг. и последовательно развивавшаяся Д. Сейвером, Д. Рэбином, С. Шахтером, М. Персингером. Рассматривается альтернативная гипотеза лобных долей, сформулированная П. Макнамарой, популярность которой началась с 1990-х гг. и продолжается до сих пор. Её развитие демонстрируется на примере трудов Э. Ньюберга. На основании двух моделей отдельно анализируются теории отождествления религиозного опыта и шизофренических расстройств, связи религиозного опыта и эпилепсии. В рамках методологии нейротеологических исследований, предложенной Ньюбергом, оцениваются перспективы применения религиозных практик в терапии болезни Альцгеймера. Анализируется отношение Ньюберга к практикам изучения действия психоактивных веществ, его идеи соотносятся с историческим контекстом исследования темы. Отдельно затрагивается проблематика изучения околосмертного опыта, делается вывод о слабом аппарате верификации у современных исследователей. В заключение утверждается, что на данном этапе концептуальное осмысление проблемы всё ещё далеко от удовлетворительного, гипотеза височной доли оказывается во многом идеологизированной и не имеющей достаточного уровня верификации, в то время как исследования лобных долей в нейропсихологии создают больше вопросов, чем дают ответов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Самарина Татьяна Сергеевна, Институт философии РАН

доктор философских наук
старший научный сотрудник Института философии РАН
Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
t_s_samarina@bk.ru
ORCID: 0000-0002-9888-0872

Библиографические ссылки

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Москва: Академический проект, 2017.

Достоевский Ф. М. Идиот. Москва: Дрофа, 2003.

Каннабих Ю. История психиатрии. Ленинград: Государственное медицинское изд., 1928.

Фрейд З. Тотем и табу. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005.

Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Москва: Ладомир, 2015.

Макнамара П. Лобные доли и эволюция общества и религии // Современная западная психология религии: Хрестоматия. Москва: ПСТГУ, 2017. С. 614-632.

Носачёв П. Г. Нарративный подход к изучению околосмертного опыта // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. № 89. С. 161-168.

Ньюберг Э., Д’Аквили Ю., Рауз В. Тайна Бога и наука о мозге: Нейробиология веры и религиозного опыта. М.: Эксмо, 2013.

Ньюберг Э., Уолдман М. Как Бог влияет на ваш мозг: Революционные открытия в нейробиологии. Москва: Эксмо, 2012.

Шахтер С. Религия и мозг: исследования височной эпилепсии // Современная западная психология религии: Хрестоматия. Москва: ПСТГУ, 2017. С. 633-655.

Brefczynski-Lewis J. A., Lutz A, Schaefer H. S. Neural Correlates of Attentional Expertise in LongTerm Meditation Practitioners // Proceedings the National Academy of Sciences. 2007. Vol. 104. №. 27. P. 11483-11488.

Cook C. M., Persinger M. A. Geophysical Variables and Behavior: XCII. Experimental Elicitation of the Experience of a Sentient Being by Right Hemispheric, Weak Magnetic Fields: Interaction with Temporal Lobe Sensitivity // Percept Mot Skills. 2001 Apr. Vol. 92 (2). P. 447-448.

D’Aquili E. G., Laughlin C., McManus J. (eds.) The Spectrum of Ritual: A Biogenetic Structural Analysis. New York (N. Y.): Columbia University Press, 1979.

D’Aquili E., Newberg A. The Mystical Mind. Minneapolis (Minn.): Fortress Press, 1999.

Freemon F. R. A Differential Diagnosis of the Inspirational Spells of Muhammad the Prophet of Islam // Epilepsia. 1976. Vol. 17. P. 423-427.

Landtblom A.-M. Did St. Birgitta Suffer from Epilepsy? A Neuropathography // Seizure. 2004. Vol. 13. Iss. 3. P. 161-167.

Laughlin C. D., D’Aquili E. G. Biogenetic Structuralism. New York (N. Y.): Columbia University Press, 1974.

McNamara P. The Neuroscience of Religious Experience. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

Newberg A. Neurotheology: How Science Can Enlighten Us About Spirituality. New York (N. Y.): Columbia University Press, 2018.

Saver J. L., Rabin J. The Neural Substrates of Religious Experience // The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences. 1997. Vol. 9. P. 498-510.

Schlieter J. What Is it Like to Be Dead? Near-Death Experiences, Christianity, and the Occult. New York (N. Y.): Oxford University Press, 2018.

Загрузки

Опубликован

2022-11-15

Как цитировать

(1)
Самарина, Т. С. Религиозный опыт: нейротеологическая перспектива. БВ 2022, 270-285.

Выпуск

Раздел

Религиоведение

Категории