Религиоведческая система М. Элиаде: феноменология религии или политика мифа?

Авторы

  • Самарина Татьяна Сергеевна Института философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2021.40.1.014

Ключевые слова:

Мирча Элиаде, религиоведение, феноменология религии, философия религии, священное, И. Вах, Р. Отто, Ф. Хайлер, квазирелигии, крипторелигиозность

Аннотация

Задача статьи состоит в сопоставлении религиоведческой концепции Мирчи Элиаде с традицией феноменологии религии. Устоявшаяся идея существования так называемой «чикагской школы», понимаемой обычно как форма феноменологии религии на американской почве, вызывает большие сомнения. Современные исследователи утверждают, что между лидерами этой «школы» (И. Вахом и М. Элиаде) нет никакой научной связи, а само понятие «чикагская школа» — конструкт, созданный учеником И. Ваха Дж. Китагавой. Чтобы проверить эти утверждения, в статье последовательно анализируются центральные концепции системы Элиаде: представление о центре религии, иерофании, крипторелигиозности, его идеи сопоставляются с системами классиков феноменологии религии — Р. Отто, Ф. Хайлера, И. Ваха. В заключении статьи делается вывод о том, что Элиаде не принадлежал к феноменологической традиции изучения религии ни в её голландском, ни в её немецком вариантах. Концепты illud tempus, ностальгии по истокам, иерофании, а также систематика через архаизацию проявлений священного пространства и времени, составляющие ядро системы Элиаде, не имеют параллелей в творчестве феноменологов-классиков. Показывается, что религиоведческая концепция Элиаде была укоренена не в феноменологической традиции, а в его внутреннем психологическом опыте. Не проблема систематизации и описания религиозной жизни и не дискуссии о «Святом» лежали в её основе, а поиск противоядия против исторического редукционизма, желание сбежать от необходимых процессов старения, изменения, экзистенциальной неуверенности в идеализированный образ вечного прошлого. Эта психологическая ориентация Элиаде роднит его с направлением, называемым «политикой мифа», пытавшимся реабилитировать мифологическое сознание, к которому принадлежали К. Г. Юнг, Дж. Кэмпбелл, А. Корбен. Но тем не менее, проект Элиаде схож с феноменологией религии, поскольку религия понимается им как sui generis.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Самарина Татьяна Сергеевна, Института философии РАН

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН

Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Библиографические ссылки

Источники

Heiler F. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München: Verlag von E. Reinhardt, 1920.

Wach J. Types of Religious Experience: Christian and Non-Christian. Chicago: University of Chicago Press, 1951.

Wach J. The Comparative Study of Religions. New York: Columbia University Press, 1958.

Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. М.: Прогресс, 1987.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999.

Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр. Н. К. Гарбовского // Элиаде М. Избранные произведения. Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское / науч. ред. В. П. Калыгина, И. И. Шептуновой. М.: Ладомир, 2000. С. 254–356.

Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. М.: Ладомир, 2015.

Литература

Забияко А. П. Мирча Элиаде: методология в контексте индивидуально-психологических и религиозных особенностей личности // Религиоведение. 2008. № 1. С. 180–186.

Колкунова К. А. Современные концепции квазирелигий // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 305–313.

Носачёв П. Г. «Отречённое знание»: Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М.: Изд. ПСТГУ, 2015.

Allen D. Encounters with Mircea Eliade in Intalniri. Cluj-Napoca: Casa Cârţii de Ştiintă, 2005.

Alles D. Ist Eliade Antihistorisch? / Die Mitte der Welt: Aufsätze zu Mircea Eliade / hrgs. H. P. Duerr. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984. S. 106–127.

Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade / Eds. C. K. Wedemeyer, W. Doniger. Oxford: Oxford University Press, 2010.

Ellwood R. The Politics of Myth: A Study of C. G. Jung, Mircea Eliade, and Joseph Campbell. Albany: State University of New York Press, 1999.

Hakl H. T. Eranos: An Alternative Intellectual History of the Twentieth Century. Bristol: Equinox, 2013.

Rennie B. Reconstructing Eliade: Making Sense of Religion. Albany: State University of New York, 1996.

Rudolph K. Mircea Eliade and the «History» of Religions // Religion. 1989. № 19. P. 101–127.

Загрузки

Опубликован

2021-03-15

Как цитировать

(1)
Самарина, Т. С. Религиоведческая система М. Элиаде: феноменология религии или политика мифа?. БВ 2021, 284-299.

Выпуск

Раздел

Религиоведение

Категории