Термины οὐσία и φύσις и учение о «двойном единосущии» Христа в богословии Иоанна Кесарийского и Севира Антиохийского
Ключевые слова:
Иоанн Кесарийский Грамматик, Севир Антиохийский, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский, природа, сущность, ипостась, лицо, Троица, Христос, христология, общее, частное, индивидуальное, единосущныйАннотация
Публикация рассматривает один из проблемных аспектов полемики между последователями Халкидонского Собора и его противниками относительно понимания терминов «природа» и «сущность». В IV в. усилиями отцов первых двух Вселенских Соборов и главным образом отцов-каппадокийцев были установлены терминологические различия для категорий «общего» и «частного». Уже к концу IV в. эти категории однозначно использовались для выражения категории «общего» бытия, то есть противоположного «ипостаси» и «лицу» для выражения категории «частного». После Халкидонского Собора (451 г.), во время полемики вокруг учения о «двух природах» во Христе, противники Халкидона ради объяснения своего монофизитского учения о воплощении изобрели новое толкование категорий «общего» и «частного». Именно Севир Антиохийский был его разработчиком, однако привлекал при этом и предшествующую церковную традицию, основанную на авторитете свв. Григория Богослова и Кирилла Александрийского. В толковании Севира термин «природа» должен изменять свое значение «общего» и переходить в категорию «частного», если речь заходила о воплощении Сына Божьего, а термин «сущность» выражать абстрактную сущность божества и человечества, потеряв свою связь с «природой». Такая позиция была обусловлена отказом признавать во Христе две природы после воплощения. Это влекло за собой противоречия и в тринитарной доктрине, которая отцами Церкви всегда рассматривалась без отрыва от учения о воплощении. Противник Севира, халкидонит Иоанн Кесарийский Грамматик, противопоставил Севиру традиционное понимание каппадокийской терминологии, сплетенное воедино с позицией св. Кирилла Александрийского и Халкидонского Собора.
Скачивания
Библиографические ссылки
Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1994. Т. 4.
Давыденков О., иер. Христологическая система Севира Антиохийского. М., 2007.
Мейендорф Иоанн, прот. Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. иер. Олег Давыденков, примеч. А. И. Сидоров. М., 2000.
Lang U. Notes on John Philoponus and the Tritheist Controversy the sixth centuary // Oriens Christianus. 2001. Vol. 85. Р. 23-40.
Lang U. John of Philoponus and the controversies over Chalcedon in the sixth centuary. A study and translation of the Arbiter. Louven, 2001.
Ebied R. Y., Van Roey A., Wickham L. R. Peter of Callinicum. Anti-Tritheist Dossier. Louven, 1981 (Orientalia Lovaniensia Analecta 10).
Uthemann K.-H. Difinizionen und Paradigmen in der Rezeption des Dogmas von Chakedon bis in die Zeit Kaiser Justinians // Chalkedon: Geschichte und Aktualität. Studien zur Rezeption der Christologischen Formel von Chalkedon. Leuven, 1997. S. 54-117.
A Collection of Letters of Severus of Antioch / Ed., transl. E. W. Brooks. Turnhout, 1973 (PO 12).
Антология восточно-христианской богословской мысли / Cост. Г. И. Беневич, Л. В. Бурлак. М. - СПб., 2009. Т. 2.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.