Халкидонский Собор, его рецепция и некоторые аспекты христологии в V — начале VI вв.

Авторы

  • Кожухов С. А., диак. Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2019-34-67-88

Ключевые слова:

Халкидонский Собор, христология, Ипостась, Лицо, природа, Христос, Бог Слово, халкидониты, свт. Лев Великий, свт. Геннадий Константинопольский, монах Нефалий, Иоанн Кесарийский Грамматик

Аннотация

В статье даётся краткий обзор богословского, исторического и культурного восприятия Халкидонского Собора на христианском Востоке во второй половине V — нач. VI в. Его итоги побудили многих богословов предпринять попытку защиты или опровержения решений Халкидона. Причина этому — в учении Собора о наличии двух природ во Христе после воплощения Бога Слова и их единения «в одно Лицо, или Ипостась, Христа». Со стороны последователей Халкидонского Собора, таких как свв. Лев Великий, Геннадий Константинопольский, монах Нефалий, Иоанн Кесарийский, был предпринят ряд попыток объяснить учение о двух природах Христа и единой Ипостаси, или Лица. Христологический синтез Халкидона и свт. Кирилла Александрийского был наиболее представлен Грамматиком через формулу «в Лице Бога Слова», для соединения двух природ, и теопасхитской формулой «Один от Святой Троицы пострадал», что можно назвать первыми шагами к формулированию учения о включении плоти в Ипостась Бога Слова.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Кожухов С. А., диак., Московская духовная академия

доцент кафедры библеистики Московской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

Библиографические ссылки

Источники

Ad Petrum Antiochenum. Epistulae // ACO. Т. 3 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1940. S. 6–25.

Cyrillus Alexandrinus. Ad Augustas de fide // ACO. Т. 1. Vol. 1. Pars 5 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 26–61.

Cyrillus Alexandrinus. Ad Succensum. Epistulae 1–2 // ACO. Т. 1. Vol. 1. Pars 6 / ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 151–162.

Joannes Damascenus. Expositio fidei orthodoxae 47 // PG. 94. Col. 989A.

Synodus Chalcedonensis. Actio IV. Definitio fidei // ACO. T. 2. Vol. 1. Pars 2. P. 129.

Cyrillus Alexandrinus. Apologia // ACO. Т. 1. Vol. I. Pars 6 / ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1938. S. 107–146.

Cyrillus Alexandrinus. Contra Nestorium // ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 6 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 13–106.

Cyrillus Alexandrinus. Epistula altera ad Nestorium // ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 1 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 25–28.

Synodus Chalcedonensis. Actio III. Epistulae Cyrilli et Tonus Leonis // ACO. T. 2. Vol. 1. Pars 2 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 67–84.

Synodus Chalcedonensis. Actio IV. Definitio fidei // ACO. Т. 2. Vol. 1. Pars 2 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 129–130.

Diekamp F. Analecta patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik. Roma: Pontificium Institutus Orientalis, 1938. (Orientalia christiana analecta; vol. 117).

Epistolae Cyrilli et Tomus Leonis // ACO. Т. 2. Vol. 1. Pars 2 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 67–84.

Joannes Damascenus. Expositio fidei orthodoxae // PG. Т. 94. Col. 790–1227.

Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici Opera quae supersunt / ed. M. Richard, M. Aubineau. Turnhout: Brepols; Leuven: University Press, 1977. (CCSG; vol. 1).

Grégoire de Nazianze. Lettres théologique / éd. et trad. par P. Gallay. Paris: Cerf, 1974. (SC; vol. 208).

Jean Rufus, évêque de Maiouma. Plérophories, c’est-à-dire témoignages et révélations contre le concile de Chalcédoine / version syriac et traduction français par F. Nau. Paris: Firmin- Didot, 1911. (PO; vol. 8/1). P. 1–208.

Leo Magnus. Tomus Leonis // ACO. Т. 2. Vol. 2. Pars 1 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 24–33.

Leo Magnus. Ad Leonem Augustum (Epistula 104) // ACO. Т. 2. Vol. 4 / еd. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 113–119.

Severi Antiocheni Liber contra impium Grammaticum. Oratio prima et secunda / еd., interpr.

Lebon. Louvain: Secrétariat du CSCO, 1933. (CSCO; vol. 111–112. Scriptori Syri; t. 58–59).

Severi Antiocheni Oratio ad Nephalium, Eiusdem ac Sergii Grammatici: Epistulae mutuae / éd. et trad. par J. Lebon. Louvain: Secrétariat du CSCO, 1949. (CSCO; vol. 119–120. Scriptori Syri; t. 64–65).

Zacharie le Scholastique. Vie de Sévère / textes syriaques publés, traduits et annotés par M.-A. Kugener. Turnhout: Brepols, 1993. (PO; vol. 2/1).

Евагрий Схоластик. Церковная история / пер. с греч., вступ. статья, коммент. и прил. И. В. Кривушина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010.

Литература

Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994.

Давыденков О., прот. Из истории сирийского монофизитства. Исторические предпосылки распространения монофизитства в Сирии // Богословский сборник. 1999. №. 3. С. 24–41. № 4. С. 20–29.

Карташев А. В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994.

Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии / пер. с англ. свящ. Олега Давыденкова. М.: ПСТГУ, 2000.

Dell’Osso C. L’inno Trisagion: origini e dispute teologiche. Motivi e forme della poesia cristiana antica tra Scrittura e traditione classica. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2008. (Studia ephimeridis «Augustinianum»; vol. 108).

Dell’Osso C. Cristo e Logos, il calcedonismo del VI secolo in Oriente. Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2010. (Studia ephimeridis «Augustinianum»; vol. 118).

Gray P. T. R. The Difense of Chalcedon in the East (451–553). Leiden: Brill, 1979.

Grillemeier A., Heinthaler Th. Christ in Christian Tradition. Vol. 2/2. From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590–604). The Church of Constantinople in the Sixth Century. London: Mowbray, Westminster John Knox Press, 1995.

Helmer S. Der Neochalkedonismus. Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffe. Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelm-Universität, 1962.

Klein W. Der Autor der Joannis Orthodoxi Disputatio // Oriens Christianus. 1990. Bd. 74. S. 234–244.

Lebon J. Le Monophysisme sévérien. Étude historique, lettéraire et théologique sur la resistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu’à la costitution de l’Église Jacobite. Louvain: Van Linthout, 1909.

Moeller Chr. Un représentant de la christologie néo-chalcédonienne au début du VIe s. en Orient, Naphalius d’Alexandrie // Revue d’histoire ecclésiastique. 1944–1945. Vol. 40. P. 73–140.

Moeller Chr. Le chalcedonisme et le neo-chalcedonisme en Orient de 451 à la fin de VIe siècle // Das Konzil von Chalkedon. Вd. 1. Würzburg: Echter-Verlag, 1951. S. 637–720.

Moeller Chr. Un fragment du Type de l’empereur Anastase I // Studia patristica. 1961. Vol. 3. P. 240–245.

Patrologia. Vol. 5. Dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno (750). I Padri orientali / а cura di A. di Berrardino. Genova: Marietti, 2000.

Steppa J.-E. John Rufus and the World Vision of Anti-Chalcedonian Culture. New-Jersey: Gorgias Press, 2002.

Загрузки

Опубликован

2021-02-01

Как цитировать

(1)
Кожухов, С. Халкидонский Собор, его рецепция и некоторые аспекты христологии в V — начале VI вв. БВ 2021, 67-88.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)