Тексты частного молитвенного обихода в изданиях Московского печатного двора XVII века

Часть I. Переход от рукописной традиции к печатному тексту: самобытность московской традиции

Авторы

  • Далмат (Юдин), иеромонах Московская духовная академия

Ключевые слова:

московская книжность, келейное правило, келейные молитвы, Московский печатный двор, Канонник, Псалтирь с восследованием, молитвы Песненного последования, прп. Дионисий (Зобниновский)

Аннотация

Настоящая публикация представляет собой начальную часть более обширного исследования, состоящего из трех статей, которые посвящены эволюции состава текстов келейного правила в изданиях XVII в. Московского печатного двора. Пользуясь материалом фундаментального собрания рукописей Троице-Сергиевой Лавры, автор рассматривает историю формирования двух сборников, в которых содержались тексты частного молитвенного обихода: Канонника и Псалтири с восследованием. Раскрывается история допечатной традиции сборников для келейной молитвы в московской книжности, с указанием рукописных источников, послуживших основой для последующих печатных сборников Московского печатного двора. Кроме того, на примере Псалтири с восследованием Василия Суражского (Острог, 1598) затрагивается вопрос о влиянии печатных изданий Западнорусской митрополии на московскую книжность в отношении текстов келейного правила.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Далмат (Юдин), иеромонах, Московская духовная академия

кандидат богословия, преподаватель кафедры филологии МДА
141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

Библиографические ссылки

Буланин Д. М. Коллекция старопечатных книг Музея истории религии и атеизма // ТОДРЛ. 1980. Т. 35. С. 417-421.

Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных. Историческое исследование. К., 1913.

Дмитриевский А. А. Вечерние светильничные молитвы; Утренние светильничные молитвы // Руководство для сельских пастырей. К., 1886. № 33. С. 494-507; № 36. С. 20-32; № 42. С. 180-192. (Переиздание: Московские епархиальные ведомости. 2004. № 9-10. С. 135-144; №11-12. С. 93-97.)

Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи // БТ. 2012. № 43-44. С. 443-470.

Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI - XVII вв.: свод. кат. / Ред. А. С. Зернова. М., 1958.

Казанский П. С. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете // ЧОИДР. 1848. № 3. Ч. I. С. 1-26.

Лабынцев Ю., Щавинская Л. Книжное наследие Острожской академии в культуре Москвы и России. М., 2008.

Описание рукописей Чудовского собрания / Сост. Т. Н. Протасьева. Новосибирск, 1980.

Скабалланович М. В. Толковый типикон. К., 1910. T. 1.

Скабалланович М. В. Толковый типикон. К., 1913. T. 2.

Далмат (Юдин), иером. Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596-1622 гг.) // БВ. 2015. Т. 18-19. № 3-4.

Загрузки

Опубликован

2016-06-15

Как цитировать

(1)
Юдин, Д. Тексты частного молитвенного обихода в изданиях Московского печатного двора XVII века: Часть I. Переход от рукописной традиции к печатному тексту: самобытность московской традиции. БВ 2016, 275-297.

Выпуск

Раздел

Литургика

Категории