История чина молитв перед сном по славянским источникам XIII–XIV вв. Из собрания рукописей Синайского монастыря
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2018-31-4-189-238Ключевые слова:
молитвы перед сном, келейное правило, славянские рукописи, библиотека Синайского монастыря, Студийский устав, свт. Кирилл Туровский, первое восточнославянское влияниеАннотация
В данной статье проанализирован ряд славяно-русских и славяно-сербских источников XIII-XIV вв. по истории формирования чина молитв перед сном, происходящих из библиотеки монастыря Великомученицы Екатерины на Синае. В результате исследования состава и текста келейных молитв: 1) расширены хронологические рамки источниковой базы по истории молитв перед сном: среди синайских рукописей найдены три наиболее ранних из известных нам источников (XIII в.); 2) на материале исследуемых молитв найдены свидетельства межкультурного взаимодействия славяно-русской и славяно-сербской книжностей на Синае, что проявилось в диахроническом процессе взаимообмена богослужебными текстами между сербскими и русскими книжниками в XIII (из русской книжности в сербскую) и XIV вв. (обратное направление); 3) найдены текстологические свидетельства участия самобытного книжника XII в. свт. Кирилла, епископа Туровского, в дополнении древнерусской версии Студийского устава отдельными молитвами и собраниями молитв перед сном.
Скачивания
Библиографические ссылки
Sinait. slav. 2, Сборник богослужебный (1350-е гг.) Sinait. slav. 13, Обиход церковный (к. XIV в.)
Sinait. slav. 14/N, Сборник смешанного состава (1-я ½ XIII в.) Sinait. slav. 17/N, один лист, пергамен (2-я ½ XIV в.)
Sinait. slav. 28/N, фрагмент (8 л.) Сборника богослужебного (ср. XIII в.) Sinait. slav. 41/N, фрагмент (1 л.) Часослова РНБ, Q.п.I.57.
ГИМ, Син. 235. Псалтирь «боярина Кюра Костинича» (1-я ½ XIV в.) ГИМ, Чертк. 388. Молитвослов (н. XV в.)
НБУВ, Ф. 1 № 5357, Молитвы седмичные свт. Кирилла Туровского (1470-е/80-е гг.) РГАДА, Ф. 381 № 223, Псалтирь с восследованием (1520-е гг.)
РГАДА, Ф. 381 № 47, Псалтирь (к. XIV в.) - [Тип. 47]
РГБ, Ф. 113 № 180(562), Сборник богослужебный (XV в.)
РГБ, Ф. 354 № 4, Сборник богослужебный и патристический (1420-е гг.) РНБ, Q.п.I.57, Часослов (2-я ½ XIII в.) - [СЧ]
РНБ, О.п.I.2, Часослов (XIV в.)
РНБ, Соф. 1052, Обиход церковный (1370-е гг.) Молитвенник (Венеция, тип. Вуковичей, 1547, повторно 1560) Ὡρολόγιον τὸ μέγα (Βενετία, 1851)
Булгаков М. Б. О датировке отдельных рукописей ЦГАДА // Советские архивы. 1972. № 4. С. 59-64.
Далмат (Юдин), иером. Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596-1622): возникновение, вариативность состава, пути передачи текста // БВ. 2015. № 18-19. С. 289-341.
Далмат (Юдин), иером. Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность // Сборник материалов научно-богословской конференции кафедры Филологии МДА «Таинство слова и образа» (30 сентября 2016 г.), посвященной памяти профессора МДА М. М. Дунаева. М., 2017. С. 222-245.
Диаковский Е. П. Последование ночных часов («Чин 12 псалмов») // ТКДА. 1909. Т. 2. № 7-8. С. 546-595.
Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных: Историческое исследование. К., 1913.
Колесник М., прот. Келейные молитвенные правила по рукописям Иосифо-Волоцкого монастыря XV-XVI вв. // БТ. 2018. Вып. 47-48. С. 321-342.
Мстислав (Дячина), еп., Желтов М., свящ. «Чин куроглашения» древнерусских рукописей // Slověne. 2018. № 1. С. 368-389.
Панова С. И. К проблеме происхождения русской редакции Диатаксиса патриарха Филофея // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 1. С. 31-44.
Пентковская Т. В. Ранняя русская редакция Иерусалимского устава, ее лингвистический характер и место в русской переводной традиции // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 2008. Т. 59. С. 169-190.
Пентковский А. М. Из истории литургических преобразований в Русской церкви в третьей четверти XIV столетия // Символ. 1993. № 29. С. 217-238.
Пчелинцев П., свящ. Историческое формирование вечерних и утренних келейных молитв. Саратов, 2017 (Дисс.).
Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с исторически введением / Сост., предисл. и примеч. М. Н. Скабаллановича. К., 1910.
Слива Е. Э. Чин куроглашения - келейное и соборное последование в студийской традиции // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 13-24.
Столярова Л. В. Псалтирь княгини Марины 1296 г. или Псалтирь боярина Кюра Костинича ок. 1343 г.? // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 19-32.
Столярова Л. В., Каштанов С. М. История книги в Древней Руси XI-XVI вв. М., 2010.
Темчин С. Ю. Исследования по кирилло-мефодиевистике и палеославистике. Kraków, 2010 (Krakowsko-wileńskie studia slawistyczne 5).
Турилов А. А. Древнерусские (восточнославянские) влияния // ПЭ. 2007. Т. 16. С. 162-171.
Турилов А. А. Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян: Этюды и характеристики. М., 2012.
Фрёйсхов С. Р. Двеннадцати псалмов чин // ПЭ. 2006. Т. 14. С. 232-234.
Фрёйсхов С. Р. Часослов без последований Больших Часов (вечерни и утрени): Исследование недавно изданного Часослова Sin. gr. 864 (IX в.) // БТ. 2012. Т. 43-44. С. 381-400.
Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters, ca. 850- 1350 A D. Plovdiv, 2014.
Tarnanidis I. C. The Slavonic manuscripts discovered in 1975 at St. Catherineʼs Monastery on Mount Sinai. Thessaloniki, 1988.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.