История чина молитв перед сном по славянским источникам XIII–XIV вв. Из собрания рукописей Синайского монастыря

Авторы

  • Далмат (Юдин), иеромонах Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2018-31-4-189-238

Ключевые слова:

молитвы перед сном, келейное правило, славянские рукописи, библиотека Синайского монастыря, Студийский устав, свт. Кирилл Туровский, первое восточнославянское влияние

Аннотация

В данной статье проанализирован ряд славяно-русских и славяно-сербских источников XIII-XIV вв. по истории формирования чина молитв перед сном, происходящих из библиотеки монастыря Великомученицы Екатерины на Синае. В результате исследования состава и текста келейных молитв: 1) расширены хронологические рамки источниковой базы по истории молитв перед сном: среди синайских рукописей найдены три наиболее ранних из известных нам источников (XIII в.); 2) на материале исследуемых молитв найдены свидетельства межкультурного взаимодействия славяно-русской и славяно-сербской книжностей на Синае, что проявилось в диахроническом процессе взаимообмена богослужебными текстами между сербскими и русскими книжниками в XIII (из русской книжности в сербскую) и XIV вв. (обратное направление); 3) найдены текстологические свидетельства участия самобытного книжника XII в. свт. Кирилла, епископа Туровского, в дополнении древнерусской версии Студийского устава отдельными молитвами и собраниями молитв перед сном.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Далмат (Юдин), иеромонах, Московская духовная академия

кандидат богословия, преподаватель кафедры Филологии Московской духовной академии, насельник Троице-Сергиевой Лавры

Библиографические ссылки

Sinait. slav. 2, Сборник богослужебный (1350-е гг.) Sinait. slav. 13, Обиход церковный (к. XIV в.)

Sinait. slav. 14/N, Сборник смешанного состава (1-я ½ XIII в.) Sinait. slav. 17/N, один лист, пергамен (2-я ½ XIV в.)

Sinait. slav. 28/N, фрагмент (8 л.) Сборника богослужебного (ср. XIII в.) Sinait. slav. 41/N, фрагмент (1 л.) Часослова РНБ, Q.п.I.57.

ГИМ, Син. 235. Псалтирь «боярина Кюра Костинича» (1-я ½ XIV в.) ГИМ, Чертк. 388. Молитвослов (н. XV в.)

НБУВ, Ф. 1 № 5357, Молитвы седмичные свт. Кирилла Туровского (1470-е/80-е гг.) РГАДА, Ф. 381 № 223, Псалтирь с восследованием (1520-е гг.)

РГАДА, Ф. 381 № 47, Псалтирь (к. XIV в.) - [Тип. 47]

РГБ, Ф. 113 № 180(562), Сборник богослужебный (XV в.)

РГБ, Ф. 354 № 4, Сборник богослужебный и патристический (1420-е гг.) РНБ, Q.п.I.57, Часослов (2-я ½ XIII в.) - [СЧ]

РНБ, О.п.I.2, Часослов (XIV в.)

РНБ, Соф. 1052, Обиход церковный (1370-е гг.) Молитвенник (Венеция, тип. Вуковичей, 1547, повторно 1560) Ὡρολόγιον τὸ μέγα (Βενετία, 1851)

Булгаков М. Б. О датировке отдельных рукописей ЦГАДА // Советские архивы. 1972. № 4. С. 59-64.

Далмат (Юдин), иером. Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596-1622): возникновение, вариативность состава, пути передачи текста // БВ. 2015. № 18-19. С. 289-341.

Далмат (Юдин), иером. Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность // Сборник материалов научно-богословской конференции кафедры Филологии МДА «Таинство слова и образа» (30 сентября 2016 г.), посвященной памяти профессора МДА М. М. Дунаева. М., 2017. С. 222-245.

Диаковский Е. П. Последование ночных часов («Чин 12 псалмов») // ТКДА. 1909. Т. 2. № 7-8. С. 546-595.

Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных: Историческое исследование. К., 1913.

Колесник М., прот. Келейные молитвенные правила по рукописям Иосифо-Волоцкого монастыря XV-XVI вв. // БТ. 2018. Вып. 47-48. С. 321-342.

Мстислав (Дячина), еп., Желтов М., свящ. «Чин куроглашения» древнерусских рукописей // Slověne. 2018. № 1. С. 368-389.

Панова С. И. К проблеме происхождения русской редакции Диатаксиса патриарха Филофея // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 1. С. 31-44.

Пентковская Т. В. Ранняя русская редакция Иерусалимского устава, ее лингвистический характер и место в русской переводной традиции // Труды отдела древнерусской литературы. СПб., 2008. Т. 59. С. 169-190.

Пентковский А. М. Из истории литургических преобразований в Русской церкви в третьей четверти XIV столетия // Символ. 1993. № 29. С. 217-238.

Пчелинцев П., свящ. Историческое формирование вечерних и утренних келейных молитв. Саратов, 2017 (Дисс.).

Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с исторически введением / Сост., предисл. и примеч. М. Н. Скабаллановича. К., 1910.

Слива Е. Э. Чин куроглашения - келейное и соборное последование в студийской традиции // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 2. С. 13-24.

Столярова Л. В. Псалтирь княгини Марины 1296 г. или Псалтирь боярина Кюра Костинича ок. 1343 г.? // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 19-32.

Столярова Л. В., Каштанов С. М. История книги в Древней Руси XI-XVI вв. М., 2010.

Темчин С. Ю. Исследования по кирилло-мефодиевистике и палеославистике. Kraków, 2010 (Krakowsko-wileńskie studia slawistyczne 5).

Турилов А. А. Древнерусские (восточнославянские) влияния // ПЭ. 2007. Т. 16. С. 162-171.

Турилов А. А. Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян: Этюды и характеристики. М., 2012.

Фрёйсхов С. Р. Двеннадцати псалмов чин // ПЭ. 2006. Т. 14. С. 232-234.

Фрёйсхов С. Р. Часослов без последований Больших Часов (вечерни и утрени): Исследование недавно изданного Часослова Sin. gr. 864 (IX в.) // БТ. 2012. Т. 43-44. С. 381-400.

Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters, ca. 850- 1350 A D. Plovdiv, 2014.

Tarnanidis I. C. The Slavonic manuscripts discovered in 1975 at St. Catherineʼs Monastery on Mount Sinai. Thessaloniki, 1988.

Загрузки

Опубликован

2018-12-15

Как цитировать

(1)
Юдин, Д. История чина молитв перед сном по славянским источникам XIII–XIV вв. Из собрания рукописей Синайского монастыря. БВ 2018, 189-238.

Выпуск

Раздел

Литургика

Категории