Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596–1622 гг.): возникновение, вариативность состава, пути передачи текста

Авторы

  • Далмат (Юдин), иеромонах Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2015-18-19-289-341

Ключевые слова:

восточнославянская книжность, келейное правило, частный молитвенный обиход, утренние молитвы, вечерние молитвы, молитвы «спальные», полунощные молитвы, книгопечатание, Брестская уния, православные братства, типография Виленского Свято-Духова братства, Острожская типография, Московский Печатный двор, типография Киево-Печерской лавры, богослужебные сборники, Псалтирь с восследованием, Часослов, Молитвы повседневные, Анфологион, «Полуустав», Василий Суражский, преподобный Леонтий (Карпович), иеромонах Павел (Люткович-Телица)

Аннотация

Статья представляет собой первую публикацию из серии статей, посвященных истории печатных последований молитвослова, – молитв утренних и вечерних. Автором предлагается периодизация истории бытования келейного правила в три этапа: начального появления традиции, широкого распространения и вариативности, а затем освоения и окончательного закрепления. Детально рассматривается в статье первый из них — начальный этап. Осуществляется краткий обзор предшествующей книжной традиции, ставшей источником первопечатных изданий с молитвами для частного молитвенного обихода (или по устоявшемуся выражению «келейного правила»). Указаны авторитетные книжные центры и их основные издания, через которые происходила передача состава последований и текста келейных молитв. Кроме того, перечисляются имена редакторов-составителей, внесших определяющий вклад в формирование состава келейных молитвенных последований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Далмат (Юдин), иеромонах, Московская духовная академия

кандидат богословия, преподаватель кафедры филологии МДА
141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

Библиографические ссылки

Вознесенский А. В. К истории славянской печатной Псалтири. Московская традиция XVI–XVII веков. Простая Псалтирь. М. – СПб., 2010.

Книга Белоруссии: 1517–1917. Сводный каталог. Гос. библиотека БССР им. В. И. Ленина. Белорус. Сов. Энцикл. / Г. Я. Голенченко и др., сост. Минск, 1986.

Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. II: Писания святых отцов. Ч. 3: Разные богословские сочинения. М., 1857.

Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта второй половины XVI века. М., 2003. Кн. 1–2.

Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010.

Запаско Я. П., Ісаєвич Я. Д. Пам'ятки книжкового мистецтва: Каталог стародрукiв, виданих на Українi. Львів, 1981–1984. Кн. 1–2.

Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI – XVII вв. / А. С. Зернова, ред. М., 1958.

Казанский П. С. Исправление церковно-богослужебных книг при патриархе Филарете // ЧОИДР (Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских). 1848. Год 3. № 8. С. 1–26.

Колосова В. П. Діяльність Павла Лютковича у світлі національно-просвітницького руху в Україні кінця XVI – першої третини XVII століття // Наукові записки. Т. 18. Ювілейний випуск, присвячений 385-річчю КМА. К., 2000. С. 150–152.

Корзо М. А. Украинская и белорусская катехизическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007.

Лабынцев Ю., Щавинская Л. Книжное наследие Острожской академии в культуре Москвы и России. М., 2008.

Левшун Л. В. Леонтий Карпович. Жизнь и творчество. Минск, 2001.

Левшун Л. В. О слове преображенном и слове преображающем: теоретико-аналитический очерк истории восточнославянского книжного слова XI–XVII веков. Минск, 2009.

Лихачев Д. С. Исаия Каменчанин // Словарь книжников и книжности Древней Руси / Д. С. Лихачев, ред. Л., 1988. Вып. 2. Вторая половина XIV–XVI в. T. 1: А–К. С. 444–448.

Лихачев Д. С. Библиотека литературы Древней Руси / Д. С. Лихачев, Л. А. Дмитриев, А. А. Алексеев, Н. В. Понырко, ред. СПб., 2003. Т. 12: XVI век.

Лукашова С. С. Василий Суражский / ПЭ. 2009. Т. 7. С. 219.

Лукьяненко И. В. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI–XVII вв. / И. В. Лукьяненко, ред. Л., 1973.

Опарина Т. А. «Да в люди ту книгу казать не для чего»: библиотека Симона Азарьина и отношения к украинско-белорусской книжности в России первой половины XVII в. // Mediaevalia Ucrainica. 1995. Т. 4. С. 86–102.

Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV–XVII вв. СПб., 2002.

Скрынников Р. Г. Государство и Церковь на Руси XIV–XVI вв.: Подвижники русской Церкви. Новосибирск, 1991.

Темчин С. Ю. Происхождение названия Малой подорожной книжки Франциска Скорины в свете описи Супрасльского монастыря 1557 года // Amoenitates vel Lepores Philologiae. Krakow, 2007. P. 456–464.

Титов Ф., прот. Типография Киево-Печерской Лавры. Исторический очерк. Приложения к первому тому исследования. К., 1918.

Турилов А. А., Статис Г., Никитин С. И.Анфологион // ПЭ. 2008. Т. 3. С. 10–11.

Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914.

Загрузки

Опубликован

2021-11-30

Как цитировать

(1)
Юдин, Д. Начальный этап бытования молитв утренних и вечерних по печатным источникам (1596–1622 гг.): возникновение, вариативность состава, пути передачи текста. БВ 2021, 289-341.

Выпуск

Раздел

Литургика