Иоахим Вах и феноменологическая традиция в религиоведении

Авторы

  • Самарина Татьяна Сергеевна Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2021.41.2.015

Ключевые слова:

И. Вах, религиоведение, феноменология религии, философия религии, М. Элиаде, Р. Отто, Ф. Хайлер, У. Джеймс, предельная реальность, Святое, нуминозное

Аннотация

Целью статьи является определение места Иоахима Ваха (1898–1955 гг.) в феноменологической религиоведческой традиции. Для этого проводятся реконструкция концептуальных основ его религиоведческой системы и философский анализ его теории религиозного опыта, анализируются социологические и религиоведческие элементы, наследие Ваха сопоставляется с трудами классиков немецкой феноменологии религии Р. Отто, Ф. Хайлером. В результате исследования доказывается, что теория Иоахима Ваха близка к идее концентрической схемы Ф. Хайлера, но система Хайлера была препарирована и использована им в угоду модной тенденции социологических исследований. Отмечается, что важный момент в учении И. Ваха составляет его представление об отношениях мастера и ученика. Анализируя эту концепцию, можно заключить, что для социологии Ваха важно не то, что общество воздействует на религию, а то, что религия создаёт общество. Описывая центр религии, И. Вах полностью полагался на концепцию нуминозного Р. Отто. Вах убежден, что в самой сути человека заложено нуминозное чувство, которое активизируется при встрече с тем, что он именовал предельной реальностью, Святым или нуминозным. Диалогические отношения человека и предельной реальности — фундамент религиоведческого метода Ваха. В то же время сам процесс религиозного опыта, его характеристики, значение для жизни индивида больше напоминают не Ahndung Я. Фриза, воспринятый Р. Отто, а чувство, описанное У. Джеймсом.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Самарина Татьяна Сергеевна, Институт философии РАН

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН

оссийская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

t_s_samarina@bk.ru

Библиографические ссылки

Источники

Вах И. Социология религии. Часть I. «Методологические пролегомены»// Социология религии: классические подходы. Хрестоматия / под науч. ред. Μ. П. Тапочки, Ю. А. Кимелева. М.: ИНИОН РАН, 1994. С. 212-259.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем. А. М. Руткевича. СПб.: Изд. СПбГУ, 2008.

HeilerF. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München: Verlag von Emst Reinhardt, 1920.

HeilerF. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart: Kohlhammer, 1961.

Kristensen W. B. The Meaning of Religion. The Hague: M. Nijhoff, I960.

Otto R. Kantisch-FriesBsche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie: zur Einleitung in die Glaubenslehre für Studenten der Theologie. Tübingen: J. С. B. Mohr (Paul Siebeck), 1909.

Wach J. Einführung in die Religionssoziologie. Tübingen: Mohr, 1931.

Wach J. Religionswissenschaft: Prolegomena zu ihrer wissenschaftstheoretischen Grundlegung. Leipzig: L. C. Hinrichs’sche Buchhandlung, 1924.

Wach J. Sociology of Religion. Chicago: University of Chicago Press, 1944.

Wach J. The Comparative Study of Religions. New York: Columbia University Press, 1958.

Wach J. Types of Religious Experience: Christian and Non-Christian. Chicago: University of Chicago Press, 1951.

Wach /., Kitagawa /. M, Alles G. D. Essays in the History of Religions. New York: Macmillan, 1988.

Литература

Забияко А. П. Феноменология религии (статья вторая)//Религиоведение. 2011. № 1. С. 114-126.

Козлова И. Л. Религиоведческая концепция Иоахима Ваха в контексте современных проблем академического религиоведения: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2018.

Маяцкий М. Спор о Платоне: Круг Штефана Георге и немецкий университет. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.

Самарина Т. С. Религиоведческая система М. Элиаде: феноменология религии или политика мифа? // БВ. 2021. № 1 (40). С. 284-301.

Тейвз Э. Религиозный опыт / пер. с англ, и примеч. Т. В. Малевич. 29.11.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://religious.life/2012/ll/religious-experience/ (дата обращения: 10.03.2021).

Шохин В. К. Философская теология: канон и вариативность. СПб.: Нестор-История, 2018.

HartH. [Review] WachJ. SociologyofReligion//SocialForces.May 1945.Vol.23.No.4.P. 476-477.

Johnson L. T. Religious Experience in Earliest Christianity: A Missing Dimension in New Testament Studies. Minneapolis (MN): Fortress Press, 1998.

Kippenberg H. G. Joachim Wach Between the George Circle and Weber’s Typology of Religious Communities // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade / ed. С. K. Wedemeyer, W. Doniger. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 3-20.

The New Testament in Christian Spirituality in The Blackwell Companion to Christian Spirituality / ed. A. Holder. Oxford: Wiley and Sons, 2011.

Wallace B. Snatched into Paradise (2 Cor 12:1-10): Paul’s Heavenly Journey in the Context of Early Christian Experience. Berlin: Walter de Gruyter, 2011.

Wedemeyer К. Introduction I: Two Scholars, а «School» and a Conference // Hermeneutics, Politics, and the History of Religions: The Contested Legacies of Joachim Wach and Mircea Eliade / eds. С. K. Wedemeyer, W. Doniger. Oxford: Oxford University Press, 2010.

Загрузки

Опубликован

2021-08-24

Как цитировать

(1)
Самарина, Т. С. Иоахим Вах и феноменологическая традиция в религиоведении. БВ 2021, 313-328.

Выпуск

Раздел

Религиоведение

Категории