Иерусалим и Силиконовая долина: два полюса современной цивилизации

Авторы

  • Рупова Розалия Моисеевна Московская духовная академия; Российский государственный социальный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.49.2.002

Ключевые слова:

Афины и Иерусалим, христианство и наука, Ренессанс, Новое время, христианская культура, современная цивилизация

Аннотация

Поставленный Тертуллианом во II веке вопрос, что может быть общего между Афинами и Иерусалимом, в приложении к нашему времени может звучать так: что может быть общего между Силиконовой долиной и Иерусалимом? В данном случае Силиконовая долина — символ современной технотронной цивилизации. Автор статьи строит аналогию, основанную на том, что очевидная в начале несовместимость эллинской культуры с христианским Благовестием затем обернулась вовлечением интеллектуальных форм Античности в формирование догматического учения Церкви. В русле аналогии с этим синтезом рассматриваются имевшие место в истории науки альтернативные проекты, составлявшие противовес секулярным подходам естествознания Нового времени. В заключение делается вывод о необходимости перенести фокус внимания в этой проблематике с научной теории на человека, её творца, в руках которого ключевые ориентиры цивилизации, служит ли он идолу прогресса, или нацелен на идеал преображения.

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рупова Розалия Моисеевна, Московская духовная академия; Российский государственный социальный университет

доктор философских наук, доцент по кафедре библеистики Московской духовной академии доцент кафедры современных аксиологических проблем и религиозной мысли Российского государственного социального университета

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

rozaliya-rupova@yandex.ru

Библиографические ссылки

Ильин В. Отец Павел Флоренский. Великое чудо науки ХХ века // Архив МДА. Инв. № 125384. [Рукопись.]

Tertullianus. De praescriptione haereticorum // Tertullien. Traité de la prescription contre les hérétiques / éd. R. F. Refoulé, P. de Labriolle. Paris: Les Éditions du Serf, 1957. (SC; vol. 46). P. 88–152.

Иларион (Троицкий), сщмч. Прогресс и преображение // Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. Т. 3: Религия и политика. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 320–331.

Ильин В. Отец Павел Флоренский. Великое чудо науки ХХ века // Ильин В. Н. Эссе о русской культуре. Санкт-Петербург: Акрополь, 1997. С. 362–383.

Флоренский П. А. Введение к диссертации «Идея прерывности как элемент миросозерцания» / публ. и примеч. С. С. Демидова, А. Н. Паршина // Историко-математические исследования. Вып. ХХХ. Москва: Наука, 1986. С. 159–176.

Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Москва: Московский рабочий, 1992.

Флоренский П., свящ. Об одной предпосылке мировоззрения // Флоренский П., свящ. Сочинения: в 4-х т. Т. 1. Москва: Мысль, 1994. (Философское наследие; т. 122). С. 70–78.

Флоренский П., свящ. Иконостас // Флоренский П., свящ. Сочинения: в 4-х т. Т. 2. Москва: Мысль, 1996. (Философское наследие; т. 124). С. 419–526.

Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре // Флоренский П., свящ. Сочинения: в 4-х т. Т. 2. Москва: Мысль, 1996. (Философское наследие; т. 124). С. 547–559.

Флоренский П. А. Философия культа // Флоренский П., свящ. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). Москва: Мысль, 2004. (Философское насление; т. 133).

Флоровский Г., прот. Оправдание знания // Флоровский Г., прот. Вера и культура. [Избранные труды по богословию и философии] / ред. И. И. Евлампиева, В. Л. Селиверстова. Санкт-Петербург: РХГА, 2002. С. 343–349.

Флоровский Г., прот. Вера и культура // Флоровский Г., прот. Вера и культура. [Избранные труды по богословию и философии] / ред. И. И. Евлампиева, В. Л. Селиверстова. Санкт-Петербург: РХГА, 2002. С. 650–670.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Москва: АСТ, 2020.

Горячев Д. А., иер. Антиномия как философско-богословский метод священника Павла Флоренского: [дис… канд. богосл.]. Сергиев Посад, 2022.

Горячев Д. Антиномика Флоренского. Белгород: Политерра, 2022.

Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество // Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь / пер. с англ. Г. Вдовиной. Москва, 2001. (Современное богословие). С. 216–246.

Катасонов В. Н. Философия и история науки Пьера Дюгема // Катасонов В. Н. Философско-религиозные проблемы науки Нового времени. Москва: ПСТГУ, 2005. С. 22–61.

Катасонов В. Н. Современный научно-технологический прогресс и его религиозно-нравственные перспективы // Катасонов В. Н. Философско-религиозные проблемы науки Нового времени. Москва: ПСТГУ, 2005. С. 194–202.

Катасонов В. Н. О границах технологического мышления // Катасонов В. Н. Философско-религиозные проблемы науки Нового времени. Москва: ПСТГУ, 2005. С. 210–223.

Московский Сократ: Николай Фёдорович Фёдоров (1829–1903). Сборник научных статей / Российская гос. Б-ка, Ин-т мировой литературы, Музей-библиотека Н. Ф. Фёдорова; [сост.: А.Г. Гачева, М.М. Памфилов; отв. ред. А.Г. Гачева]. Москва: Академический проект, 2018.

Половинкин С. М. О студенческом математическом кружке при Московском математическом обществе 1902–1903 гг. // Историко-математические исследования. Вып. ХХХ. Москва: Наука, 1986. С. 148–158.

Фёдоров Н. Ф. Сочинения. Москва: Мысль, 1982.

Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. Москва: Республика, 1993. С. 220–236.

Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999.

Хоружий С. С. Социум и синергия: колонизация интерфейса = Socium and Synergy: The Colonization of the Interface / АНО «Ин-т синергийной анропологии» (г. Москва) [и др.]. Казань: Изд. Казанского инновационного ун-та им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016.

Загрузки

Опубликован

2023-08-15

Как цитировать

(1)
Рупова, Р. М. Иерусалим и Силиконовая долина: два полюса современной цивилизации. БВ 2023, 38-52.

Выпуск

Раздел

Естественно-научная апологетика

Категории