Мир как таинство в литургическом богословии протоиерея Александра Шмемана
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2022.45.2.006Ключевые слова:
литургическое богословие, неопатристический синтез, Евхаристия, протопресвитер Александр Шмеман, парижская школа, таинствоАннотация
В статье затронуты вопросы секуляризма, который рассматривается протоиереем Александром Шмеманом как антропологическая ересь, подрывающая понимание человека в качестве существа, поклоняющегося Богу, причём поклонение — это основной акт, одновременно определяющий человеческую природу и формирующий её. Литургическое богословие протоиерея А. Шмемана прокладывает путь к актуализации в наше время подлинного смысла и силы богослужения, что означает раскрытие его космического, экклезиологического и эсхатологического измерения и содержания. Воспринимая мир как Таинство, включённое в литургическое действо, можно обрести утраченное евхаристическое бытие человека. Автор обосновывает принадлежность богословия отца Александра к направлению неопатристического синтеза, актуального в наши дни и далеко не исчерпавшего своего творческого потенциала.
Скачивания
Библиографические ссылки
Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses I–II // Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis Libri quinque adversus haereses / ed. W.W. Harvey. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1857. P. 1–188, 192–198, 204–207, 209–212, 214–216, 220–230, 232–233, 241–242, 331, 345, 347, 351–352, 360, 362, 370, 374–375, 380.
Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses IV // Irénée de Lyon. Contre les hérésies, livre 4 / éd. L. Doutreleau, B. Hemmerdinger, B. C. Mercier, A. Rousseau. Vol. 2. Paris: Éditions du Cerf, 1965. (SC; vol. 100). P. 418–420, 432–434, 440, 446, 472, 610–612, 628, 634, 640– 642, 672, 712–714, 726, 788, 790, 810, 816–818, 830, 910–912, 920–930, 940–956, 968–970, 974, 978–982.
Ириней Лионский, сщмч. Творения. Москва: «Паломник-Благовест», 1996.
Шмеман А., прот. Богословие и Евхаристия // Он же. Богословие и богослужение. Сборник статей. Москва: «Гранат», 2017. С. 192–227.
Шмеман А., прот. Богослужение в секулярный век // Он же. Церковь в мире. Сборник статей. Москва: «Гранат», 2015. С. 161–194.
Шмеман А., прот. Мир как таинство // Он же. Церковь в мире. Сборник статей. Москва: «Гранат», 2015. С. 39–59.
Шмеман А., прот. Литургическое возрождение и Православная Церковь // Он же. Богословие и богослужение. Сборник статей. Москва: «Гранат», 2017. С. 167–191.
Иларион (Алфеев), митр. Церковь в истории. Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. Москва: Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Вече, 2013.
Ларше Ж.-К. О некоторых проблемах, связанных с характеристикой наследия Владимира Лосского // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 2. С. 199–220.
Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. Москва: ББИ, 2006.
Хоружий С. С. Концепция неопатристического синтеза на новом этапе // Он же. Опыты из русской духовной традиции. Москва: Институт св. Фомы, 2018. С. 351–374.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.