Символизм творения как основание построения герменевтических процедур: метод интегральной экзегезы

Авторы

  • Рупова Розалия Моисеевна Московская духовная академия; Российский государственный социальный университет

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.47.4.002

Ключевые слова:

символичность человека, символы культуры, библейская герменевтика

Аннотация

Символическая природа сотворённого Богом мира и человека, по мнению автора, открывает перспективу прочтения культуры как символического текста, поскольку она также имеет глубоко укоренённый в ней символизм. В статье дан исторический обзор трансформации понятия «символ» в европейском культурном пространстве. Европейскую культуру можно с полным основанием рассматривать как расширенный комментарий к Священному Писанию, поскольку она, часто сама того не желая, пребывает в библейской «матрице», в которой заданы сами принципы различения добра и зла. Существующие методы её анализа в литературоведении и культурологии представляют собой большую разноголосицу, поскольку опираются на самые разные установки: от психоанализа разного формата до теории диалога М. М. Бахтина или постмодернистских подходов. Богословское осмысление культуры, введение её многообразия в координаты христианского смыслоразличения может быть начато с применения к ней, с соответствующими поправками и допущениями, методов библейской герменевтики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рупова Розалия Моисеевна, Московская духовная академия; Российский государственный социальный университет

доктор философских наук, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии
доцент кафедры аксиологических проблем современности и религиозной мысли Российского государственного социального университета
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия
rozaliya-rupova@yandex.ru

Библиографические ссылки

Григорий Палама, cвт. Беседы (омилии). Москва: Паломник, 1993.

Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Санкт Петербург: Алетейя; Изд. Олега Абышко, 2002.

Ерм. Пастырь // Легеев М. В., свящ. Патрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией. Санкт-Петербург: Изд. СПбДА, 2015. С. 248-307.

Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Киев: Изд. им. свт. Льва, папы Римского, 2005.

Максим Исповедник, прп. Мистагогия // Избранные творения преподобного Максима Исповедника / пер., вступ. ст., коммент. и прилож. А. И. Сидорова. Москва: Паломникъ, 2004. (Библиотека отцов и учителей Церкви). С. 211-250.

Аверинцев С. С. София - Логос. Словарь. Киев: Дух i Лiтера, 2001.

Лосев А. Ф. Логика символа // Он же. Философия. Мифология. Культура. Москва: Изд. политической литературы, 1991. С. 247-274.

Мень А., прот. Исагогика. Ветхий Завет. Москва: Фонд имени Александра Меня, 2003.

Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Москва: Аграф, 2003.

Флоровский Г. В. Спор о немецком идеализме // Он же. Из прошлого русской мысли. Москва: Аграф, 1998. С. 412-430.

Загрузки

Опубликован

2022-11-15

Как цитировать

(1)
Рупова, Р. М. Символизм творения как основание построения герменевтических процедур: метод интегральной экзегезы. БВ 2022, 26-36.

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории