Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха

Часть 2

Авторы

  • Елиманов Вадим Евгеньевич Московская духовная академия
  • Адриан (Пашин), игумен / Александр Васильевич Пашин Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2024.53.2.002

Ключевые слова:

первородный грех, родовой грех, первородное повреждение, грех, личный грех, таинство Крещения, страстность, смертность, тленность, истление, тление естества, тление произволения, воля, грех прародителей, Адам и Ева, вина, безукоризненные страсти, обожение, пелагианство

Аннотация

В завершающей части статьи предлагается описание учения о первородном грехе и его последствиях в восточном и западном богословии в контексте толкования Рим.  5, 12. В частности, рассматриваются три варианта перевода выражения «ἐφ᾿ ᾧ πάντες ἥμαρτον» в святоотеческом восточном богословии: «по причине которой [смерти] все согрешили», «потому что все согрешили», «в нём [в Адаме] все согрешили». Уточняются различия в понимании первородного повреждения в восточном богословии, пелагианской доктрине и в учении блж. Августина Иппонийского. В статье утверждается, что, согласно православному богословию, каждый человек имеет смертную, тленную, страстную природу по двум причинам: поскольку он унаследовал её таковой от своих родителей при рождении, а также в силу своих личных грехов и своего личного удаления от Бога как источника бытия и жизни. Смысл таинства Крещения видится в православном богословии не в том, чтобы снять с человека вину за грех Адама или смыть с него некий «субстанциальный грех», но в том, чтобы он стал членом Тела Христова и получил «начаток» (греч. «ἀπαρχή») обожения, без которого каждый человек пребывает вне Бога, вне спасения. В заключении делается вывод, согласно которому православное богословие избегает двух крайностей: и детерминизма, и пелагианства. С одной стороны, отрицается 1) «умеренный августинизм» (умеренный детерминизм), согласно которому свободная воля каждого человека (помимо «воли» самого человека!) стремится к совершению греха, но человек может и должен противиться этому стремлению, и 2) «строгий августинизм» (строгий детерминизм), провозглашающий, что у человека до принятия Крещения нет свободы воли, т. к. он не может не грешить (детерминизм блж. Августина). С другой стороны, отвергается пелагианское учение о том, что после грехопадения (как и до него) человек не испытывает никаких препятствий в своём стремлении к Богу и что в отношении ко спасению существование человека в падшем состоянии принципиально ничем не отличается от существования прародителей в раю до грехопадения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Елиманов Вадим Евгеньевич, Московская духовная академия

магистр теологии, старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии

141312, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

elimanov202@gmail.com

https://orcid.org/0000-0002-6779-8104

Адриан (Пашин), игумен / Александр Васильевич Пашин, Московская духовная академия

кандидат физико-математических наук, кандидат богословия

доцент, профессор кафедры богословия Московской духовной академии

141312, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

adrian.pashin@mpda.ru

https://orcid.org/0009-0004-9997-6069

Библиографические ссылки

Anastasii Sinaitae Viae dux / ed. K.-H. Uthemann. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1981. (CCSG; vol. 8).

Anastasii Sinaitae Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei necnon Opuscula adversus monotheletas / ed. K.-H. Uthemann. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1985. (CCSG; vol. 12).

Augustinus Hipponensis. De fide spe et charitate // PL. T. 40. Col. 231–290.

Augustin d’Hippone. Premières réactions antipélagiennes I: Salaire et pardon des péchés. De peccatorum meritis et remissione. Paris: Insitut d’Études Augustiniennes, 2013.

Barsanuphius et Joannes. Quaestiones et responsiones 72–223 // Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance. Vol. I: Aux solitaires. T. 2: Lettres 72–223 / éd. F. Neyt, P. de Angelis-Noah, L. Regnault. Paris: Éditions du Cerf, 1998. (SC; vol. 427). P. 346–674.

Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones // PG. T. 31. Col. 164A–619A.

Diadochus Photicensis. Capita centum de perfectione spirituali // Diadoque de Photicé. Œuvres spirituelles / éd. É. des Places. Paris: Les Éditions du Cerf, 1955. (SC; vol. 5 bis). P. 86–184.

Gregorius Nyssenus. Orationes de beatitudinibus // Gregorii Nysseni Opera / hrsg. W. Jaeger, H. Langerbeck, H. Dörrie. Bd. 7/2. Leiden; New York (N. Y.); Köln: E. J. Brill, 1964. S. 161–170.

Gregorius Palamas. Capita physica, theologica, moralia et practica // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 5. Κεφάλαια ἑκατὸν πεντήκοντα, ἀσκητικὰ συνγγράματα, εὐχαί / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 1992. Σ. 37–119.

Gregorius Theologus. Orationes // Grégoire de Nazianze. Discours 38–41 / éd. C. Moreschini, P. Gallay. Paris: Les Éditions du Cerf, 1990. (SC; vol. 358). P. 104–355.

Joannes Damascenus. Expositio fidei orthodoxæ // Die Schriften des Johannes von Damaskos / hrsg. B. Kotter. Bd. 2. Berlin; New York (N. Y.): Walter de Gruyter, 1973. (PTS; Bd. 12). S. 7–239.

Joannes Chrysostomus. Homiliae in Matthaeum // PG. T. 57. Col. 13–472.

Joannes Chrysostomus. Homiliae in Epistulam primam ad Corinthios // PG. T. 61. Col. 9–382.

Joannes Chrysostomus. Catechses // Jean Chrysostome. Huit catéchèses baptismales inédites / éd. A. Wenger. Paris: Les Éditions du Cerf, 1957. (SC; vol. 50). P. 108–260.

Marcus Eremita. De baptismo // Marc le Moine. Traités: [en 2 vols.] / éd. G. M. de Durand. Vol. 1. Paris: Les Éditions du Cerf, 1999. (SC; vol. 445). P. 74–415.

Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho // PG. T. 91. Col. 288A–353B.

Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // Quaestiones ad Thalassium una cum latine interpretatione Ioannis Scotti Euriugenae / ed. C. Laga, C. Steel. Pars 2: Quaestiones LVI–LXV. Turnhout: Brepols, 1990. (CCSG; vol. 22). P. 2–325.

Nicodemus Hagiorita. Invisibilia bello // Βιβλίον ψυχωφελέστατον καλούμενον Ἀόρατος Πόλεμος συντεθὲν μὲν πρίν, παρὰ τινὸς σοφοῦ ἀνδρός, καλλωπισθὲν δέ, καὶ διορθωθὲν μετὰ πολλῆς ἐπιμελείας παρὰ τοῦ ὁσιωτάτου ἐν μοναχοῖς κυρίου Νικοδήμου. Ἐν Ἀθήναις: Φ. Καραμπίνη καὶ Κ. Βάφα, 1853. Σ. 1–296.

Photius Constantinopolitanus. Ad Amphilochium quaestiones 84 // PG. T. 103. Col. 553–556.

Cyrillus Alexandrinus. Fragmenta in Epistulam ad Romanos // Sancti Patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini Opera: [in 7 vols.] / ed. P. E. Pusey. Vol. 5. Oxonii: Typ. Clarendoniano, 1872. P. 173–248.

Theodoretus Cyrensis. Interpretatio epistulae ad Romanos // PG. T. 82. Col. 44C–225C.

Theodoretus Cyrensis. Haereticarum fabularum compendium // PG. T. 83. Col. 336С–556A.

Августин, блж. Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви // Августин, блж. Творения: [в 4 т.]. Т. 2. Санкт-Петербург; Киев: Алетейя; УЦИММ-Пресс, 2000. С. 3–73.

Анастасий Синаит, прп. Избранные творения / вступ. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова. Москва: Паломникъ; Сибирская Благозвонница, 2003. (БОУЦ; т. 13).

Анастасий Синаит, прп. Путеводитель // Адриан (Пашин), игум. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель». Санкт-Петербург: СПбДА, 2018. (Патрология). С. 147–359.

Василий Великий, свт. Творения: [в 2 т.]. Т. 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. Москва: Сибирская Благозвонница, 2008. (ПСТСО; т. 3).

Григорий Богослов, свт. Творения: [в 2 т.]. Т. 1: Слова. Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. Москва: Сибирская Благозвонница, 2007. (ПСТСО; т. 1).

Григорий Нисский, свт. Беседы о Блаженствах // Творения святого Григория Нисского: [в 8 ч.]. Ч. 2. Москва: Тип. В. Готье, 1861. С. 359–478.

Диадох Фотикийский, св. Деятельные главы [Того же блж. Диадоxа подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного] // Добротолюбие: [в 5 т.]. Т. 3. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 42010. С. 10–72.

Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / ред. Д. А. Поспелов. Москва: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. (Σμάραγδος Φιλοκαλίας).

Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание творений: [в 8 т.]. Т. 1. Москва: Паломник, 2001.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1 / пер. с гре¬ч. Санкт-Петербург: Изд. Императорской С. Петербургской Духовной Ака¬демии, 1913. С. 157–345.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на 1-е послание к Коринфянам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: [в 12 т.]. Т. 10. Кн. 1. Санкт-Петербург: СПбДА, 1904. С. 5–455.

Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии / пер. И. В. Пролыгиной. Тверь: Герменевтика, 2006.

Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Послание к Римлянам (из катен) / перевод с греческого, предисловие и примечания иеромонаха Феодора (Юлаева) // БХД. 2019. № 1 (1). С. 39–117.

Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию / пер. А. И. Сидорова. Москва: Сибирская Благозвонница; Нижегородская духовная семинария, 2019.

Марк Подвижник, прп. Аскетические творения. Сергиев Посад: СТСЛ, 22013.

Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань / пер. с греч. свт. Феофана Затворника. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2002.

Преподобных отцов Варсанофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Москва: Сибирская Благозвонница, 2013.

Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Римлянам // Феодорит Кирский, блж. Творения / общ. ред. А. И. Сидорова. Москва: Паломникъ: Сибирская Благозвонница, 2003. (БОУЦ; т. 12). С. 93–210.

Адриан (Пашин), игум. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель». Санкт-Петербург: СПбДА, 2018. (Патрология).

Елиманов В. Е., Адриан (Пашин), игум. Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха (Часть 1) // БВ. 2024. № 1 (52). С. 32–63.

Кремлёвский А. История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань: Типо-лит. Казан. ун-та, 1898.

Кремлёвский А. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского. Санкт-Петербург: Тип. А. Н. Лопухина, 1902.

Мейендорф И., прот. Пасхальная тайна: статьи по богословию / сост. И. В. Мамаладзе, предисл. прот. В. Воробьева, Й. ван Россума. Москва: ПСТГУ; Эксмо, 2013.

Смирнов Д. В. Пелагианство // ПЭ. 2019. Т. 55. С. 224–258.

Фокин А. Р. Пелагий // ПЭ. 2019. Т. 55. С. 258–274.

Эмилиан (Вафидис), архим. Слово о трезвении: толкование на «Слово о трезвении и молитве» преподобного Исихия Иерусалимского: в 2 ч. / пер. с греч. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2020.

Bonner A. The Myth of Pelagianism. Oxford: Oxford University Press, 2018.

Fitzmyer J. A. The Consecutive Meaning of EΦ’ Ω in Romans 5.12 // New Testament Studies. 1993. Vol. 39 (3). P. 321–339.

Haratine P. The Ancestral Sin is not Pelagian // Journal of Analytic Theology. 2023. № 11. P. 1–13.

Romanides J. S. The Ancestral Sin / trans. G. S. Gabriel. Ridgwood (N. J.): Zephyr Publications, 2002.

Wickham L. Pelagianism in the East // The Making of Orthodoxy: Essays in Honour of Henry Chadwick / ed. R. Williams. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. P. 200–213.

Weaver D. M. The Exegesis of Romans 5:12 among the Greek Fathers and its Implication for the Doctrine of Original Sin: The 5th–12th Centuries. Part II // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1985. Vol. 29 (2). P. 231–257.

Weaver D. M. The Exegesis of Romans 5:12 Among the Greek Fathers and its Implication for the Doctrine of Original Sin: The 5th–12th Centuries. Part III // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1985. Vol. 29 (3). P. 231–257.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

(1)
Елиманов, В. Е.; Пашин, А. Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха: Часть 2. БВ 2024, 32-57.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)