Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве

Авторы

  • Елиманов Вадим Евгеньевич Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2021.40.1.008

Ключевые слова:

Евхаристическая Жертва, св. Николай Кавасила, приношение, дар, жертва, жертвоприношение, ветхозаветные жертвы, Агнец Божий, Церковь, двойное преложение (ἀμφότερα μεταβολή), пресуществление, евхаристический реализм, евхаристический символизм, Евхаристия как Богочеловеческая Жертва

Аннотация

Данная статья представляет собой попытку системной реконструкции учения св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве. В труде св. Николая «Изъяснение Божественной литургии» Евхаристия предстаёт как Богочеловеческая Жертва, в которой Церковь в целом и каждый христианин в частности под видом даров (хлеба и вина) приносит саму себя, свою жизнь в жертву Богу. Бог в ответ на это дароприношение подаёт Саму Жизнь, Самого Себя. Важным открытием стало определение смысловой связи между этапами совершения Евхаристической Жертвы, этапами совершения ветхозаветных жертв и этапами домостроительства спасения, совершённого Христом. Было установлено, что всякая жертва совершается в момент изменения состояния: когда «дар» (δῶρον) становится «жертвой» (θυσία). Если Голгофская Жертва совершилась через распятие, когда Христос из «Дара» Богу стал «Жертвой» Ему, а ветхозаветные кровавые жертвы совершались через заклание, когда жертвенное животное из дара становилось жертвой Богу; то Евхаристическая Жертва совершается через преложение (μεταβολή), когда дары (хлеб и вино) становятся истинной Жертвой, то есть Телом и Кровью Агнца Христа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елиманов Вадим Евгеньевич, Московская духовная академия

магистр теологии, аспирант Московской духовной академии

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

Библиографические ссылки

Источники

Nicolaus Cabasilas. De vita in Christo, libri septem, I–IV / éd. M.-H. Congourdeau // SC. Vol. 355. 1989. P. 74–357.

Nicolaus Cabasilas. De vita in Christo, libri septem, V–VII / éd. M.-H. Congourdeau // SC. Vol. 361. 1990. P. 12–221; 234–245 [Index des mots grecs].

Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio / éd. S. Salaville // SC. Vol. 4 bis. 21967. P. 56–307.

Nicolaus Cabasilas. Explicandum autem ritus celebrationem Divinae Liturgiae persolvendas / éd. S. Salaville // SC. Vol. 4 bis. 21967. P. 368–381.

Литература

Асмус М., диак. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2005. № 14. С. 5–22.

Борнер Р. Византийские толкования VII–XV вв. на Божественную литургию. М.: ПСТГУ, 2015.

Гедеон (Покровский), иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Казань: Тип. Императорского Университета, 1888.

Елиманов В. Е. Евхаристология св. Николая Кавасилы: общий обзор и оценка современных исследований // Метафраст. 2020. № 1 (3).

Иов (Геча), архим. Учение о Евхаристии у св. Николая Кавасилы и блж. Симеона Солунского // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. Москва, 13–16 ноября 2007 г. / под ред. свящ. М. Желтова, А. И. Кырлежева. М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2009. С. 201–231.

A Greek-English Lexicon / сompiled by H. G. Liddell, R. Scott, H. Drisler. New York: Harper, 71883.

A Patristic Greek Lexicon / ed. by G. W. H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961.

Biedermann H. M. Die Lehre von der Eucharistie bei Nikolaos Kabasilas (gest. 1371) // Ostkirchliche Studien. 1954. Bd. 3. S. 29–41.

Eirini A. The Fulfillment of the Church Through the Sacrament of the Holy Eucharist According to Nicholas Cabasilas // Roda da Fortuna. 2016. Vol. 5. № 2. P. 165–179.

Jungmann J. A. The Mass: an Historical, Theological and Pastoral Survey. Collegeville (MN): Liturgical Press, 1976.

Kallistos (Ware), bishop. Not an Image or a Figure: St. Nicolas Cabasilas on the Eucharistic Sacrifice // Le Feu sur la terre. Mélanges offerts au Père Boris Bobrinskoy pour son 80e anniversaire. Paris: Presses Saint-Serge-Institut de théologie orthodoxe, 2005. (Analecta Sergiana; vol. 3). P. 141–150.

Metso P. J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu: University of Eastern Finland, 2010 (diss).

Papathanasiou C. La prassi della comunione frequente secondo l’insegnamento di Nicola Cabasilas // Nicola Cabasilas e la divina liturgia / a cura di S. Chialà e L. Cremaschi. Bose, 2007. P. 127–138.

Salaville S. Le christocentrisme de Nicolas Cabasilas // Échos d᾽Orient. 1936. T. 35. № 182. P. 129–167.

Spiteris Y. Cabasilas: teologo e mistico bizantino. Nicola Cabasilas Chamaetos e la sua sintesi teologica. Roma: Lipa, 1996.

Spiteris Y. Ostatni Ojcowie Kościoła. Kabasilas. Palamas. Warszawa: Wydawnictwo Księży Marianów, 2006.

Tamburrino F. O., arciv. Secondo la «Vita in Cristo» di Nicola Cabasilas // Simposio Cristiano / edizione dell᾽Istituto di Studi Teologici Ortodossi S. Gregorio Palamas. 1978–1979. № 4–5. P. 243–255.

Загрузки

Опубликован

2021-03-15

Как цитировать

(1)
Елиманов, В. Е. Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве. БВ 2021, 151-177.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории