Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха

Часть 1

Авторы

  • Елиманов Вадим Евгеньевич Московская духовная академия
  • Адриан (Пашин), игумен / Пашин Александр Васильевич Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2024.52.1.002

Ключевые слова:

первородный грех, родовой грех, первородное повреждение, грехличный грех, страстность, смертность, тленность, тление естества, тление произволения, воля, грех прародителей, Адам и Ева, вина, безукоризненные страсти, укоризненные (греховные) страсти, обожение

Аннотация

Первая часть статьи посвящена исследованию учения восточных святых отцов о наследуемых последствиях первородного греха. Цель статьи — определить: 1) что точно наследуется и 2) что точно не наследуется каждым человеком от прародителей. Исследуются причины греха Адама и Евы как их личного выбора. Рассматриваются последствия первородного греха, передаваемые каждому человеку от рождения, а именно: страстность, смертность и тленность физического тела, называемые «тлением естества». Отмечается, что разумная душа человека творится Богом непорочной и безгрешной. В отличие от тела, разумная душа не наследует чего-либо от своих родителей или прародителей. Она также не наследует непосредственно какой-либо склонности, предрасположенности ко греху или какой-либо вид нравственной греховности. Но «тление естества», а через него и падшие духи, склоняют и предрасполагают разумную душу человека к совершению греха, но не предопределяют её выбор. При совершении личного греха человек приобретает «тление произволения». В свою очередь, «тление произволения порождает следующие изменения в разумной душе: страстность как её подверженность укоризненным (греховным) страстям (иными словами, устойчивый греховный навык), добровольную порабощённость диаволу и духовную смерть, то есть отсечение от спасительной Божественной благодати. Восточное святоотеческое богословие также ясно и определённо утверждает, что человек не наследует 1) вины за личный грех прародителей, 2) греховной природной воли, 3) греховных (укоризненных) страстей разумной души, 4) «субстанциального» зла или какого-либо вида нравственной «духовной скверны». Зло как «тление произволение» — это следствие исключительно личного выбора самого человека.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Елиманов Вадим Евгеньевич, Московская духовная академия

магистр теологии, старший преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии

elimanov202@gmail.com

https://orcid.org/0000-0002-6779-8104

Адриан (Пашин), игумен / Пашин Александр Васильевич, Московская духовная академия

кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, доцент, профессор кафедры богословия Московской духовной академии

adrian.pashin@mpda.ru

https://orcid.org/0009-0004-9997-6069

Библиографические ссылки

Anastasii Sinaitae Viae dux / cuius editionem curauit K.-H. Uthemann. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1981. (CCSG; vol. 8).

Anastasii Sinaitae Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei necnon Opuscula adversus monotheletas / edidit K.-H. Uthemann. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1985. (CCSG; vol. 12).

Basilius Caesariensis. Homiliae in hexaemeron // Basile de Césarée. Homélies sur l’Hexaéméron / texte grec, introduction et traduction de S. Giet. Paris: Les Éditions du Cerf, 1968. (SC; 26 bis). P.

Corpus Dionysiacum I: Pseudo-Dionysius Areopagita. De Divinis Nominibus / hrsg. von B. R. Suchla. Berlin; New York (N. Y.): Walter de Gruyter & Co., 1990. (PTS; Bd. 33).

Cyrillus Alexandrinus. De adoratione et cultu in spiritu et veritate // PG. T. 68. Col. 131A–1125D.

Cyrillus Alexandrinus. De dogmatum solutione // Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium accedunt fragmenta varia necnon tractatus ad Tiberium diaconum duo: [in 3 vol.] / ed. P. E. Pusey. Vol. 3. Oxonii: E Typographeo Clarendoniano, 1972. P. 547–566.

Diadochus Photicensis. Capita centum de perfectione spirituali // Diadoque de Photicé. Œuvres spirituelles / introduction, texte critique, traduction et notes par É. des Places. Paris: Les Éditions du Cerf, 1955. (SC; vol. 5 bis). P. 83–183.

Ephraem Syrus. Sermo asceticus // Οσίου ᾿Εφραίμ τοῦ Σύρου ῎Εργα / ἔκδ. Κ. Γ. Θραντζόλας. Τ. 1. Θεσσαλονίκη: Το Περιβόλι της Παναγίας, 1988. Σ. 124–179.

Evagrius Ponticus. De oratione // PG. T. 79. Col. 1165–1200.

Gregorius Nyssenus. De mortuis non esse dolendum // Gregorii Nysseni opera / ed. G. Heil. Vol. 9. 1. Leiden: Brill, 1967. P. 28–68.

Gregorius Palamas. Pro sanctis hesychastis // Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Τ. 1. Λόγοι αποδεικτικοί, αντεπιγραφαί, ἐπστολαὶ πρὸς Βαρλαὰμ καὶ Ἀκίνδυνον ὑπὸ ἡσυχάζοντων / ἔκδ. B. Bobrinsky, Π. Παπαευαγγέλου, J. Meyendorff, Π. Κ. Χρήστου. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν Ἵδρυμα ἐρευνῶν, 1962. Σ. 359–694.

Gregorius Theologus. Oratio 12 // Grégoire de Nazianze: Discours 6–12 / éd. M.-A. Calvet. Paris: Les Éditions du Cerf, 1995. (SC; vol. 405). P. 344–361.

Gregorius Theologus. Oratio 38 // Grégoire de Nazianze: Discours 38–41 / éd. C. Moreschini, P. Gallay. Paris: Les Éditions du Cerf, 1990. (SC; vol. 358). P. 104–149.

Gregorius Theologus. Orationes 27–45 // PG. T. 36. Col. 12A–621A.

Joannes Cassianus. Vigintiquatuor collationes // Jean Cassien. Conférences: en 3 t. / introduction, traduction et notes par Dom Eugène Pichery. T. 1: I–VII. Paris: Les Éditions du Cerf, 1955. (SC; vol. 42). P. 79–485.

Joannes Chrysostomus. Homiliae LXXXVIII in Joannuem // PG. T. 59. Col. 23–482.

Joannes Chrysostomus. Homiliae XXXII in Epistolam ad Romanos // PG. T. 60. Col. 391–682.

Joannes Climacus. Scala paradisi // PG. T. 88. Col. 632A–1164D.

Joannes Damascenus. Expositio fidei orthodoxæ // Die Schriften des Johannes von Damaskos / hrsg. B. Kotter. Bd. 2. Berlin; New York (N. Y.): Walter de Gruyter, 1973. (PTS; Bd. 12). S. 7–240.

Joannes Damascenus. Contra Maniehaeos // Die Schriften des Johannes von Damaskos / hrsg. B. Kotter. Bd. 4. Berlin; New York (N. Y.): Walter de Gruyter, 1981. (PTS; Bd. 22). S. 351–398.

Maximi Confessoris Quaestiones et dubia / ed. J. H. Declerck. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven University Press, 1982. (CCSG; vol. 10).

Maximus Confessor. Capita de caritate // PG. T. 90. Col. 960–1073.

Maximus Confessor. Capita X // PG. T. 90. Col. 1185C–1189A.

Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica // PG. T. 91. Col. 9–285B.

Maximus Confessor. Ambiguorum liber // PG. T. 91. Col. 1032–1417C.

Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // Quaestiones ad Thalassium una cum latine interpretatione Ioannis Scotti Euriugenae / ed. C. Laga, C. Steel. Pars 1: Quaestiones I–LV. Turnhout: Brepols, 1980. (CCSG; vol. 7). P. 9–539.

Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // Quaestiones ad Thalassium una cum latine interpretatione Ioannis Scotti Euriugenae / ed. by C. Laga, C. Steel. Pars 2: Quaestiones LVI–LXV. Turnhout: Brepols, 1990. (CCSG; vol. 22). P. 2–325.

Maximus Confessor. Quaestiones et dubia // Maximi Confessoris Quaestiones et dubia / ed. J. H. Declerck. Turnhout; Leuven: Brepols; Leuven: Leuven univ. press, 1982. (CCSG; vol. 10). P. 1–172.

Theodoretus Cyrensis. Interpretatio in Psalmos // PG. T. 80. Col. 857A–1997B.

Theophylactus Bulgariae. Expositio in Epistolam I Joannis // PG. T. 126. Col. 9A–65D.

Ὡρολόγιον τὸ Μέγα. Ἐν Βενετίᾳ: Ἐκ τῆς Ἑλληνικῆς Τυπογραφίας τοῦ Φοίνικος, 1851.

Анастасий Синаит, прп. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему // Анастасий Синаит, прп. Избранные творения / вступ. ст., пер. и коммент. А. И. Сидорова. Москва: Паломникъ; Сибирская Благозвонница, 2003. (БОУЦ; т. 13). С. 25–190.

Анастасий Синаит, прп. Путеводитель // Адриан (Пашин), игум. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель». Санкт-Петербург: СПбДА, 2018. (Патрология). С. 147–359.

Григорий Богослов, свт. Слово 38. На Богоявление, или на Рождество Спасителя // Творения: [в 2 т.]. Т. 1: Слова. Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. Москва: Сибирская Благозвонница, 2007. (ПСТСО; т. 1). С. 442–450.

Григорий Богослов, свт. Слово 39. На святые светы явлений Господних // Творения: [в 2 т.]. Т. 1: Слова. Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. Москва: Сибирская Благозвонница, 2007. (ПСТСО; т. 1). С. 451–460.

Григорий Нисский, свт. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова // Творения святого Григория Нисского: [в 8 ч.]. Ч. 2. Москва: Тип. В. Готье, 1861. С. 203–358.

Григорий Нисский, свт. Слово об усопших // Творения святого Григория Нисского: [в 8 ч.]. Ч. 7. Москва: Типография Тип. В. Готье, 1865. С. 485–536.

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. (Византийская библиотека. Источники).

Евагрий Понтийский. Слово о молитве // Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты / пер. А. И. Сидорова. Москва, 1994. С. 76–93.

Ефрем Сирин, прп. Слово подвижническое // Ефрем Сирин, св. Творения: [в 8 т.]. Т. 1. Москва: Посад, r1993. С. 49–83.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Т. 1 / пер. с греч. Санкт-Петербург: Изд. Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, 1913. С. 157–345.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: [в 12 т.]. Т. 9. Кн. 2. Санкт-Петербург: СПбДА, 1898. С. 488–592.

Иоанн Кассиан, прп. Собеседования // Творения догматико-полемическое и аскетические. Прил.: Иером. Феодор (Поздеевский). Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского). Москва: Сибирская Благозвонница, 2020. (ПСТСО; т 11). С. 347–835.

Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 82013.

Кирилл Александрийский, свт. О поклонении и служении в духе и истине // Кирилл Александрийский, свт. Творения. Книга первая. О поклонении и служении в духе и истине / общ. ред. А. И. Сидорова. Москва: Паломникъ; Сибирская Благозвонница, 2000. (БОУЦ; т. 8). С. 123–732.

Кирилл Александрийский, свт. Разъяснение догматов / перевод с древнегреческого, предисловие и примечания иеромонаха Феодора (Юлаева) // БВ. 2016. № 1–2 (20–21). С. 298–326.

Максим Исповедник прп. Вопросы и недоумения [Текст] / ред. Г. И. Беневич, Д. А. Черноглазов. Москва; Святая гора Афон: Никея; 2010. (Византийская философия; т. 6).

Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию / пер. с греч., предисл. и и коммент. А. И. Сидорова. Москва: Сибирская Благозвонница; Нижегородская духовная семинария, 2019.

Максим Исповедник, прп. Десять глав о добродетели и пороке // Максим Исповедник, прп. Избранные творения / общ. ред. А. И. Сидорова. Москва: Паломникъ; Сибирская Благозвонница, 2004. (БОУЦ; т. 14). С. 349–350.

Максим Исповедник, прп. Догматический томос пресвитеру Марину // Прп. Максим Исповедник. Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. Святая гора Афон; Санкт-Петербург: Изд. РХГА, 2014. (Византийская философия; т. 15; Smaragdos Philocalias). С. 339–351.

Диадох Фотикийский, св. Сто глав о духовном совершенстве // Добротолюбие: [в 5 т.]. Т. 3. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 42010.

Феодорит Кирский, блж. Т. 2. Изъяснение псалмов. Москва: ИС РПЦ, 2004. (Творения святых отцов и учителей церкви).

Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев // Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, свт. Творения. Т. 1. Москва: Сибирская благозвонница, 2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). С. 215–294.

Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на 1-е послание Святого апостола Иоанна. Москва: Т8 Издательские технологии, 2019. С. 8–170.

Адриан (Пашин), игум. Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель». Санкт-Петербург: СПбДА, 2018. (Патрология).

Елиманов В. Е. Проблема объективности человеческих представлений о Боге в богословии прп. Максима Исповедника на примере Ambigua 19 и Quaestiones ad Thalassium 59 (Часть 1) // ХЧ. 2023. № 3. С. 12–31.

Кремлевский А. М. Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского. Cанкт-Петербург: Тип. А. Н. Лопухина, 1902.

Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней. Введение в аскетическую традицию Православной Церкви / отв. ред. игум. Дионисий (Шлёнов); пер. с фр. под ред. А. О. Солдаткиной. Сергиев Посад: Изд. МДА, 2018.

Фокин А. Р. Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души // Философия и культура. 2010. № 33. С. 41–50.

Boojamra J. L. Original Sin According to St. Maximus the Confessor // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1976. Vol. 20. Iss. 1–2. P. 19–30.

Donegan S. John Chrysostom’s Exegesis of Romans 5:12–21: Does it Support a Doctrine of Original Sin? // Diakonia. 1988/89. Vol. 22. P. 5–14.

Gaudel A., Jugie M. Péché originel // Dictionnaire de théologie catholique. T. XII-1. Paris: Letouzey et Ané, 1933. Col. 275–624.

Haynes D. The Transgression of Adam and Christ the New Adam: St Augustine and St Maximus the Confessor on the Doctrine of Original Sin // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 2011. Vol. 55. Iss. 3. P. 293–317.

Heaney-Hunter J. The Links Between Sexuality and Original Sin in the Writings of John Chrysostom and Augustine. Fordham University, 1988.

Kavvadas N. C. An Eastern View: Theodore of Mopsuestia’s «Against the Defenders of Original Sin» // Grace for Grace. The Debates After Augustine and Pelagius. 2014. S. 271–294.

Larchet J.-C. Introduction // Saint Maxime le Confesseur. Ambigua / introd. J.-C. Larchet; avant-propos, trad. et notes E. Ponsoye; comm. le Père Staniloae (Dumitru). Suresnes: Éditions de l'Ancre (distr. Cerf), 1994. P. 9–84.

Louth A. An Eastern Orthodox View // Original Sin and the Fall: Five Views / ed. J. B. Stump, C. Meister. Downers Grove (Ill.): IVP Academic, 2020. P. 78–100.

McClear E. V. The Fall of Man and Original Sin in the Theology of Gregory of Nyssa // Theological Studies. 1948. Vol. 9. P. 175–212.

McFarland I. A. In Adam’s Fall: A Meditation on the Christian Doctrine of Original Sin. Chichester: Wiley-Blackwell, 2010. P. 88–116.

Meyendorff J. Anthropology and Original Sin // John XXIII Lectures. Vol. 1: Byzantine Christian Heritage. New York (N. Y.): Fordham University Press, 1966. P. 52–58.

Papageorgiou P. Chrysostom and Augustine on the Sin of Adam and its Consequences // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1995. Vol. 39. Iss. 4. P. 361–378.

Romanides J. S. The Ancestral Sin / trans. G. S. Gabriel. Ridgwood (N. J.): Zephyr Publications, 2002.

Rondet H. Original Sin: The Patristic and Theological Background. Staten Island (N. Y.): Alba House, 1972.

Slomkowski A. L’Etat primitif de l’homme dans la tradition de l’Eglise avant Saint-Augustin. Paris: J. Gabalda et Fils, 1928.

Tennant F. R. The Sources of the Doctrines of the Fall and Original Sin. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

Townsend J. Patristic Commentaries on Rom. 5:12–21: Translation and Analysis (Thesis, St. Vladimir’s Seminary, 1967). Crestwood, 1967.

Turmel J. Histoire du dogme du péché originel. Mâcon: Protat Frères, 1904.

Turmel J. Histoire des dogmes. I, Le péché originel, la rédemption. Paris: Ed. Rieder, 1931.

Weaver D. M. From Paul to Augustine: Romans 5: 12 in Early Christian Exegesis // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1983. Vol. 27. Iss. 3. P. 187–206.

Weaver D. M. The Exegesis of Romans 5:12 Among the Greek Fathers and its Implication for the Doctrine of Original Sin: The 5th–12th Centuries. Part II // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1985. Vol. 29. Iss. 2. P. 231–257.

Weaver D. M. The Exegesis of Romans 5:12 Among the Greek Fathers and its Implication for the Doctrine of Original Sin: The 5th–12th Centuries. Part III // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1985. Vol. 29. Iss. 3. P. 231–257.

Загрузки

Опубликован

2024-04-01

Как цитировать

(1)
Елиманов, В. Е.; Пашин, А. Первородное повреждение в православном богословии: к вопросу о наследуемости греха: Часть 1. БВ 2024, 32-63.

Выпуск

Раздел

Богословие и философия

Категории