Материнское благословение: к вопросу об участии чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году
Часть 1
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2022.44.1.008Ключевые слова:
Кострома, Феодоровская икона, Петровская икона, Ипатьевский монастырь, Костромской кремль, призвание на царство, благословение, Земский Собор, московское посольство, утвержденная грамота, царь Михаил Феодорович, инокиня Марфа, «Сказание Авраамия Палицына», «Новый летописец», Дом Романовых, царская династияАннотация
В статье описываются костромские события 1613 г., ставшие началом исторического пути царского Дома Романовых, и анализируются сведения из различных источников об участии в этих событиях чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Из сопоставления «Сказания Авраамия Палицына», «Нового летописца» и других источников делается вывод о том, что традиционная версия происходившего в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре 14 марта 1613 г. требует критической оценки, поскольку она основана на «Сказании Авраамия Палицына», а автор «Сказания» пристрастно подбирал факты для изложения в своём сочинении, что побуждает некоторых современных исследователей подвергать сомнению участие главной святыни Костромы в призвании на царство Михаила Феодоровича Романова. Отмечаются сходство и различие в описании церемоний 21 февраля 1598 г. в Новодевичьем монастыре близ Москвы (призвание на царство Бориса Годунова) и 14 марта 1613 г. в Ипатьевской обители. Также объясняется, почему в источниках до 1630 г. нет упоминаний об участии Феодоровской иконы Божией Матери в событиях 14 марта. Рассматриваются различные версии того, какой иконой и как инокиня Марфа, мать Михаила Феодоровича, благословила сына на царское служение.
Скачивания
Библиографические ссылки
, августа 1. Грамота утверженная, об избрании царем Бориса Феодоровича Годунова // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией Императорской Академии наук. Т. II: 1598-1613. СПб.: В Типографии II отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. С. 16-46.
Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II-м отделением собственной Его императорского величества канцелярии. Т. 1: 1612-1628 годы. СПб.: В Типографии II отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1850.
Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев, по преставлении царя Иоанна Васильевича; а паче о междугосударствовании по кончине царя Феодора Иоанновича, и о учиненном исправлении книг в царствование благоверного государя царя Алексея Михайловича в 7163/1655 году: Собрано из древних тех времен описаниев. СПб.: [Тип. Сухопут. кадет. корпуса], 1771.
Отчёт о состоянии и деятельности Костромского церковно-исторического общества за время от его открытия 3 июня 1912 года до 1 января 1914 года. Кострома, 1914.
[Павел (Подлипский), еп.] Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство Русское: Составлено из подлинных монастырских бумаг 1832 г. М.: В Синодальной типографии, 1832.
Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Императорской Археографической комиссией. Том четырнадцатый. Первая половина. I. Повесть о честнем житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Русии. II. Новый летописец. СПб.: Типогр. М. А. Александрова, 1910.
Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955.
Контекст: ...С. 34. Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955...
Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / с предисл. С. А. Белокурова. М.: Общество истории и древностей российских при Московском университете, 21906.
Баженов И. В. Московский и костромской крестный ход в Ипатиев монастырь 14 марта 1613 года // КЕВ. 1911. № 5. Отдел неофициальный. С. 139-145.
Баженов И. В. Где Михаил Феодорович Романов с матерью инокиней Марфой нашёл безопасное для себя убежище от преследований поляков в начале 1613 года? // КЕВ. 1911. № 17. Отдел неофициальный. С. 513-522; № 18. Отдел неофициальный. С. 543-552.
Баженов И. В. Данные относительно пребывания царя Михаила Феодоровича Романова в Ипатьевском монастыре в начале 1613 года // КЕВ. 1912. № 14. Отдел неофициальный. С. 399-409; № 15. Отдел неофициальный. С. 435-443.
Баженов И. В. Призвание боярина Михаила Феодоровича Романова на Московский и всея Руси царский престол // Юбилейный сборник Костромского церковно-исторического общества в память 300-летия царствования Дома Романовых. Кострома: Губернская тип., 1913. С. 46-68.
В погоне за культурой // Северная правда. 1929. 5 сентября.
Васьков И. К. Собрание исторических известий, относящихся до Костромы: Сочинённое полковником Иваном Васьковым. М.: Тип. М. Пономарева, 1792.
Виноградова С. Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Тверь: Отчий дом, 2013.
Диев М. Я., прот. Историческое описание костромского Ипатского монастыря. М.: В тип. Александра Семена, 1858.
Зонтиков Н. А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома: [Костромской общественный фонд культуры], 1997.
Зонтиков Н. А. Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Костроме: К 230-летию возведения в камне. 1779-2009 гг. Кострома: ДиАр, 2010.
Зотов А. М. «Новый летописец» как памятник литературы первой трети XVII века: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук: 10.01.01. Сибирское отделение ИФ РАН. Новосибирск, 1999.
Козловский А. Д. Взгляд на историю Костромы, составленный трудами князя Александра Козловского. М.: Тип. Н. Степанова, 1840.
Куколевская О. С. Тихвинская икона Богоматери (XVI в.) - чтимый образ Костромского Ипатьевского монастыря // Краеведческие записки Костромского объединенного историко-архитектурного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Вып. VI. Кострома, 2003. С. 177-187.
Масленицын С. И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976. М.: Наука, 1977. С. 155-166.
Миловидов И. В. Содержание рукописей, хранящихся в архиве Ипатьевского монастыря. Вып. 1. Кострома: Губернская типография, 1887.
Островский П. Ф., прот. Исторические записки о Костроме и её святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых. Кострома: В тип. Андроникова, 1864.
Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1888.
Радеева О. Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII-XVIII вв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 05.25.03. Научно-исследовательский отдел книговедения ФГБУ «Российская государственная библиотека». М., 2011.
Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь: Исторический очерк. М.: Северный паломник, 2003.
Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. М.: Московский рабочий, 1986.
Сырцов И. Я., прот. Сказание о Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери, что в городе Костроме. Кострома: [Б. и.], 1908.
Тюменцев И. О. Авраамий Палицын - портрет писателя и церковного деятеля Смутного времени // Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 3. Волгоград: Изд. Волгоградского ун-та, 2000.
Феодоровская икона Божией Матери. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Феодоровская_икона_Божией_Матери (дата обращения: 8.03.2022).
Широкорад А. Б. Бояре Романовы в Великой смуте. М., Владимир: АСТ ВКТ, 2010.
Шмеман А. Д., протопресв. Исторический путь Православия. М.: Омофор, 2016.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.