Maternal Blessing: On the Question of the Participation of the Miraculous Fyodorovskaya Icon of the Mother of God in the Calling to the Kingdom of Mikhail Fyodorovich Romanov in 1613
Part 1
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2022.44.1.008Keywords:
Kostroma, Feodorovskaya Icon, Petrovsky Icon, Ipatiev Monastery, Kostroma Kremlin, calling to the kingdom, blessing, Zemsky Sobor, Moscow embassy, approved charter, Tsar Mikhail Feodorovich, nun Martha, «The Tale of Avraamy Palitsyn», «The New Chronicler», House of the Romanovs, royal dynastyAbstract
The article describes the Kostroma events of 1613, which became the beginning of the historical path of the royal House of Romanov, and analyzes information from various sources about the participation in these events of the miraculous Feodorovskaya Icon of the Mother of God. From a comparison of the Tale of Avraamy Palitsyn, the New Chronicler and other sources, it is concluded that the traditional version of what happened in the Holy Trinity Ipatiev Monastery on March 14, 1613 requires a critical assessment, since it is based on the Tale of Avraamy Palitsyn, and the author of the «Tale» biasedly selected facts for presentation in his essay, which prompts some modern researchers to question the participation of the main shrine of Kostroma in calling Mikhail Feodorovich Romanov to the kingdom. Similarities and differences are noted in the description of the ceremonies on February 21, 1598 in the Novodevichy Convent near Moscow (the calling to the kingdom of Boris Godunov) and on March 14, 1613 in the Ipatiev Monastery. It also explains why there is no mention in the sources before 1630 of the participation of the Feodorovskaya Icon of the Mother of God in the events of March 14th. Various versions are considered of which icon and how nun Martha, the mother of Mikhail Feodorovich, blessed her son for the royal service.
Downloads
References
, августа 1. Грамота утверженная, об избрании царем Бориса Феодоровича Годунова // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией Императорской Академии наук. Т. II: 1598-1613. СПб.: В Типографии II отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1836. С. 16-46.
Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II-м отделением собственной Его императорского величества канцелярии. Т. 1: 1612-1628 годы. СПб.: В Типографии II отделения собственной Е. И. В. канцелярии, 1850.
Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев, по преставлении царя Иоанна Васильевича; а паче о междугосударствовании по кончине царя Феодора Иоанновича, и о учиненном исправлении книг в царствование благоверного государя царя Алексея Михайловича в 7163/1655 году: Собрано из древних тех времен описаниев. СПб.: [Тип. Сухопут. кадет. корпуса], 1771.
Отчёт о состоянии и деятельности Костромского церковно-исторического общества за время от его открытия 3 июня 1912 года до 1 января 1914 года. Кострома, 1914.
[Павел (Подлипский), еп.] Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство Русское: Составлено из подлинных монастырских бумаг 1832 г. М.: В Синодальной типографии, 1832.
Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Императорской Археографической комиссией. Том четырнадцатый. Первая половина. I. Повесть о честнем житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Русии. II. Новый летописец. СПб.: Типогр. М. А. Александрова, 1910.
Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955.
Контекст: ...С. 34. Сказание Авраамия Палицына. М.; Л., 1955...
Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / с предисл. С. А. Белокурова. М.: Общество истории и древностей российских при Московском университете, 21906.
Баженов И. В. Московский и костромской крестный ход в Ипатиев монастырь 14 марта 1613 года // КЕВ. 1911. № 5. Отдел неофициальный. С. 139-145.
Баженов И. В. Где Михаил Феодорович Романов с матерью инокиней Марфой нашёл безопасное для себя убежище от преследований поляков в начале 1613 года? // КЕВ. 1911. № 17. Отдел неофициальный. С. 513-522; № 18. Отдел неофициальный. С. 543-552.
Баженов И. В. Данные относительно пребывания царя Михаила Феодоровича Романова в Ипатьевском монастыре в начале 1613 года // КЕВ. 1912. № 14. Отдел неофициальный. С. 399-409; № 15. Отдел неофициальный. С. 435-443.
Баженов И. В. Призвание боярина Михаила Феодоровича Романова на Московский и всея Руси царский престол // Юбилейный сборник Костромского церковно-исторического общества в память 300-летия царствования Дома Романовых. Кострома: Губернская тип., 1913. С. 46-68.
В погоне за культурой // Северная правда. 1929. 5 сентября.
Васьков И. К. Собрание исторических известий, относящихся до Костромы: Сочинённое полковником Иваном Васьковым. М.: Тип. М. Пономарева, 1792.
Виноградова С. Г. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Тверь: Отчий дом, 2013.
Диев М. Я., прот. Историческое описание костромского Ипатского монастыря. М.: В тип. Александра Семена, 1858.
Зонтиков Н. А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома: [Костромской общественный фонд культуры], 1997.
Зонтиков Н. А. Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Костроме: К 230-летию возведения в камне. 1779-2009 гг. Кострома: ДиАр, 2010.
Зотов А. М. «Новый летописец» как памятник литературы первой трети XVII века: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук: 10.01.01. Сибирское отделение ИФ РАН. Новосибирск, 1999.
Козловский А. Д. Взгляд на историю Костромы, составленный трудами князя Александра Козловского. М.: Тип. Н. Степанова, 1840.
Куколевская О. С. Тихвинская икона Богоматери (XVI в.) - чтимый образ Костромского Ипатьевского монастыря // Краеведческие записки Костромского объединенного историко-архитектурного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Вып. VI. Кострома, 2003. С. 177-187.
Масленицын С. И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1976. М.: Наука, 1977. С. 155-166.
Миловидов И. В. Содержание рукописей, хранящихся в архиве Ипатьевского монастыря. Вып. 1. Кострома: Губернская типография, 1887.
Островский П. Ф., прот. Исторические записки о Костроме и её святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых. Кострома: В тип. Андроникова, 1864.
Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1888.
Радеева О. Н. Сказание о Федоровской иконе Пресвятой Богородицы в книжной культуре России XVII-XVIII вв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 05.25.03. Научно-исследовательский отдел книговедения ФГБУ «Российская государственная библиотека». М., 2011.
Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь: Исторический очерк. М.: Северный паломник, 2003.
Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей. М.: Московский рабочий, 1986.
Сырцов И. Я., прот. Сказание о Феодоровской чудотворной иконе Божией Матери, что в городе Костроме. Кострома: [Б. и.], 1908.
Тюменцев И. О. Авраамий Палицын - портрет писателя и церковного деятеля Смутного времени // Мир Православия: Сборник научных статей. Вып. 3. Волгоград: Изд. Волгоградского ун-та, 2000.
Феодоровская икона Божией Матери. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Феодоровская_икона_Божией_Матери (дата обращения: 8.03.2022).
Широкорад А. Б. Бояре Романовы в Великой смуте. М., Владимир: АСТ ВКТ, 2010.
Шмеман А. Д., протопресв. Исторический путь Православия. М.: Омофор, 2016.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
Categories
License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.