Prologue to Genesis (1, 1–11, 26): Prophetic Revelation, History, Myth or Metahistory?

Authors

  • Skobelev Mikhail A. Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2020.38.3.001

Keywords:

Prologue, the book of Genesis, metahistory, prophetic revelation, anthropomorphisms, Yahwist, Priestly source

Abstract

В статье рассматриваются богословие, композиция и литературная форма сюжетов, входящих в состав Пролога книги Бытия (1, 1–11, 26). Во второй половине XIX — начале XX вв. в результате появления Документальной гипотезы и сопоставления Священного Писания с литературными памятниками Древнего Ближнего Востока большая часть сюжетов, составляющих Пролог, была объявлена мифами и древнееврейским фольклором (Ю. Велльгаузен, Г. Гунекель, Дж. Фрезер). Кроме выявленных ближневосточных параллелей, новому отношению к повествованиям Пролога книги Бытия способствовали: отсутствие в нём ясно выраженной исторической задачи и символичность изложения. Защищая традиционный взгляд на Пролог как на священную историю и пророческое откровение, епископ Кассиан (Безобразов) предложил рассматривать все библейские сюжеты, содержащие теофанию, как метаисторию. Протоиерей Сергий Булгаков, А. Ф. Лосев, Б. П. Вышеславцев, занимавшиеся феноменом мифотворчества, назвали библейское повествование о начале мироздания мифом, но в ином смысле, чем это делали Г. Гункель и Дж. Фрезер. Они обосновали новый положительный взгляд, согласно которому миф не есть выдумка или фантазия, а реальность, основанная на мистическом опыте. В статье анализируется каждый из перечисленных терминов: «история», «миф», «метаистория» применительно к Прологу, а также рассматривается возможность их согласования с традиционным церковным взглядом на эту часть книги Бытия.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Skobelev Mikhail A., Moscow Theological Academy

PhD in Theology, Associate Professor of the Department оf Biblical Studies of Мoscow Theological Аcademy
Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russia
Associate Professor of the Department оf Biblical Studies of St. Tikhon’s Orthodox Universit
6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russia

References

Eustatius Antiochenus. De engastrimytho, contra Origenem // Opera quae supersunt omnia / Declerk, ed. Turnhout-Leuven. Brepols, 2002. P. 1–60. (Corpus Chrisianorum Series Graeca; vol. 51).

Origenes. Selecta in Genesim // PG. T. 12. Col. 91–145.

Origenes. Contra Celsum // PG. T. 11. Col. 651–1632.

Severianus Gabalensis. In mundi creationem (homiliae 1–6) // PG. T. 56. Col. 429–500.

Ориген. О началах; Против Цельса. СПб.: BIBΛIOПOΛIΣ, 2008. С. 404–790.

Евстафий Антиохийский, свт. Рассуждения против Оригена на умозрение о чревовещательнице // ЦиВ. 2012. № 4 (61). С. 119–170.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия // Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. М.: Ковчег, 2006. Т. 1.

Севериан, еп. Гавальский. Шестоднев // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: т. 1–12. СПб: СПбДА, 1900. Т. 6. Ч. 2. С. 732–818.

Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань: Центральная типография, 1906.

Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. М.: Либроком, 2017.

Вышеславцев Б. П. Миф о грехопадении // Путь. 1932. № 34. С. 3–18.

Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан; М.: Христианская Россия, 1992.

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

Грилихес Л., прот. интервью: «Шестоднев — прикосновение к тайне» [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/VN4mi_mKuiU (дата обращения: 01.07.2020 г.).

Елеонский Н., прот. История происхождения небес и земли: опыт истолкования Быт. 1, 1–3, 24 // ЧОЛДП. 1872. Кн. 1. С. 104–124; 153–164; Кн. 2. С. 34–63; 1873. Кн. 3. С. 9–35.

Иванов Н., прот. И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология: опыт истолкования книги Бытия (гл. 1–5). Клин: Христианская жизнь, 1999.

Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного толкования Слова Божия // Православие и Библия сегодня: сборник статей. Киев: Центр православной книги, 2006. С. 194–216.

Лаврентьев А. В. Наследие Мартина Нота в рамках текстологических и литературнокритических исследований Пятикнижия // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 89. С. 29–47.

Ла Сор У. С., Хаббард Д. А., Буш Ф. У. Обзор Ветхого Завета. Одесса: Одесская богословская семинария, 1999.

Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет: в 2 т. СПб.: И. Л. Тузов, 1887.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа: научно-исследовательское издание / сост., подг. текста, общая редакция А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001.

Малинаускене Н. К. Греческая приставка μετά и ее адаптация в русском языке // Лингвистическая герменевтика. 2005. Вып. 1. С. 133–147.

Малиновский Б. Магия, наука, религия. М.: Рефл-бук, 1998.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2006.

Мень А., прот. Исагогика: курс по изучению Свящ. Писания: Ветхий Завет. М.: Фонд им. А. Меня, 2003.

Милитарёв А. Ю. Воплощенный миф: «Еврейская идея» в цивилизации. М.: Наталис, 2003.

Мифология Древнего мира / пер. с англ., предисл. И. М. Дьяконова. М.: Наука, 1977.

Михайлов П. Б. Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 16–30.

Нот М. История Древнего Израиля. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014.

Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Сергиев Посад: СТСЛ, 1901.

Салтыков А., прот. О мифологической форме библейского повествования о сотворении мира // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 2 (22). С. 14–26.

Скобелев М. А. Происхождение Пятикнижия: традиция и документальная гипотеза // БВ. 2019. Т. 32. № 1. С. 39–51.

Скобелев М. А., Хангиреев И. А. Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования // БВ. 2019. Т. 33. № 2. С. 17–37.

Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. СПб.: Ладан, 2009.

Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Сергиев Посад: СТСЛ, 2011.

Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000.

Токарев С. А. Что такое мифология? // ВИРА. 1962. Вып. 10. С. 338–375.

Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. СПб.: изд. им. Н. И. Новикова, 2008.

Франк-Каменецкий И. Г. Колесница Иеговы. М.: Лабиринт, 2004.

Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Ермак, 2003.

Шпиллер В., прот. Проповеди. Красноярск: Енисейский благовест, 2002.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический проект, 2009.

Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2017.

Юнгеров П. А. Повествование о творении мира и человека в I, II и V главах книги Бытия в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги // ПС. 1880. № 4. С. 395–398.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

Blenkinsope J. The Pentateuch: an Introduction to the First Five Books of the Bible. The Anchor Bible Reference Library. New York: Doubleday, 1992.

Gunkel H. Mythen und Mythologie in Israel // Religion in Geschichte und Gegenwart / hrsg. F. M. Schiele, L. Zscharnack. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1913. Bd. 4. S. 621–632.

Gunkel H. Israelitische Literatur // Die Orientalischen Literaturen / hrsg. P. Hinneberg. Berlin; Leipzig: B. G. Teubner, 1906. S. 51–100.

Gunkel H. The Legends of Genesis / transl. W. H. Carruth. Chicago (IL): The Open Court Publishing Company, 1901.

Stählin G. Mythos [myth] // Theological Dictionary of the New Testament / abridged in one volume by Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids (MI): Eerdmans Publishings Company, 1997. P. 610–614.

Van Seters J. The Pentateuch (Genesis, Exodus, Leviticus, Numbers, Deuteronomy) // McKenzie, Steven L. The Hebrew Bible Today: An Introduction to Critical Issues. 1 ed. Louisville (KY): Westminster John Knox Press, 1998. P. 3–49.

Von Rad G. Genesis. A Commentary. London: SCM, 1961.

Downloads

Published

2020-08-15

How to Cite

(1)
Skobelev М. А. Prologue to Genesis (1, 1–11, 26): Prophetic Revelation, History, Myth or Metahistory?. БВ 2020, 17-46.

Issue

Section

Biblical studies

Categories