Принцип «познай себя» у преподобного Никиты Стифата в контексте византийской традиции

Авторы

  • Дионисий (Шлёнов), игумен Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450/2017-28-1-96-126

Ключевые слова:

Царство Небесное, образ Божий, «Познай самого себя», самопознание, богопознание, экзегеза, прп. Никита Стифат, любомудрие.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается рецепция и своеобразная экзегеза античного речения «Познай самого себя» в византийской традиции, которое, наряду с ветхозаветным призывом «Внемли себе», оказалось ключевым в учении о самопознании, означавшем, с точки зрения христианской аскетики и мистики, очищение для восстановления в себе подлинного образа, то есть образа и подобия Божия. Смысл данного речения максимально созвучен христианской экзегезе евангельского стиха: «Царство Божие внутрь вас есть» 1. Прп. Никита Стифат (XI в.), монах, а затем игумен Студийского монастыря, в корпусе своих аскетических сочинений неоднократно обращался к теме самопознания, которое является одновременно познанием Бога по мере достижения идеала святости. Учение Стифата находится в согласии с предшествующей традицией, имеющей, очевидно, античные и библейские истоки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дионисий (Шлёнов), игумен, Московская духовная академия

кандидат богословия, профессор кафедры Филологии МДА, заведующий библиотекой МДА

Библиографические ссылки

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры / [Перевод А. Бронзова]. М., 2007.

Святитель Григорий Богослов. Собрание творений / [Под редакцией прот. П. Делицина]. В 2-х тт. Т. 1. СТСЛ, р1994 (СПб., 1912).

Никита Стифат, прп. Творения. Т. 1. Богословские сочинения / Пер. с древнегреч. игум. Дионисий (Шленов). Сергиев Посад, 2011.

Ветхий Завет. Плач Иеремии. Экклесиаст. Песнь Песней / Пер. И. Дьяконов, Л. Коган. М., 1998.

Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. P. Darrouzès. P., 1961 (SС 81).

Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei necnon opuscula adversus Monotheletas / Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout, 1985 (CCSG 12).

Дионисий (Шленов), иером. Тайна Рая: отрывки о рае из богословских сочинений преп. Никиты Стифата по славянской “Диоптре” Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием) // БВ. 2003. № 3. С. 70–128.

Дионисий (Шленов), иером. Василий Великий. Аскетика // ПЭ 7. 2004. С. 146–148, 169–180, 183–185.

Дионисий (Шленов), игум. Переводческие принципы свт. Феофана на примере трех «Сотниц» прп. Никиты Стифата (URL: http://www.bogoslov.ru/text/1426302.html дата обращения 1.02.2018).

Дионисий (Шленов), игум. Иерархическое посредство и непосредственность теофании по «Ареопагитикам» // БВ 16–17. 2015. № 1, январь-март; № 2, апрель-июнь. C. 69–97.

Дионисий (Шленов), игум. Образы царской власти в византийской литературе: сравнение «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и его контекст // БВ. 2015. № 18–19. Вып. 3–4. С. 136–167.

Дионисий (Шленов), игум. Фрагмент о приобщении мудрости и знанию в трактате «Об иерархии» (32–40) прп. Никиты Стифата и его контекст // БВ. 2017. № 24–25. Вып. 1–2. С. 199–236.

Дионисий (Шленов), игум. Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М., 2017. С. 341–362.

Дионисий (Шленов), игум. Представления о «царском пути» в византийском богословии и аскетике: на примере учения о шествии души к Богу прп. Никиты Стифата // БВ. 2017. № 26–27. Вып. 3–4. С. 355–391.

Исихазм. Аннотированная библиография / Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. М., 2004.

Левит Л. З., Сапего Е. И. «Познай себя» и «стань собой»: Истинный смысл великих древних лозунгов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. № 9–3. С. 93–95.

Новикова М. С. «Познай самого себя» как девиз врачебной деятельности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 11. С. 1297.

Тарасов П. Г. Идея формирования внутреннего человека в античной философии и христианском вероучении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2007. № 1. С. 31–38.

Чалдышкина М. В. Gnothi seauton: Молчание как путь к познанию // Омский научный вестник. 2013. № 2 (116). С. 125–126.

Эйделькинд Я. Д. Песнь песней. Перевод и филологический комментарий к главам 1–3. М., 2015 (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности 53:1–2).

Joüon P. Le Cantique des Cantiques. Commentaire philologique et exégétique. P., 1909.

Louth A. St. John Damascene: Tradition and originality in byzantine theology. New York, 2002.

Ochagavìa J. Visibile Patris Filius. A study on Irenaeus’ teaching on Revelation and Tradition. R., 1964 (OCA 171).

Wilkins E. G. “Know thyself” in greek and latin literature. Illinois (Chicago), 1917 (Dissertation).

Загрузки

Опубликован

2018-03-15

Как цитировать

(1)
Шлёнов, Д. Принцип «познай себя» у преподобного Никиты Стифата в контексте византийской традиции. БВ 2018, 96-126.

Выпуск

Раздел

Аскетика

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>