Принцип «познай себя» у преподобного Никиты Стифата в контексте византийской традиции

Авторы

  • Дионисий (Шлёнов), игумен Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450/2017-28-1-96-126

Ключевые слова:

Царство Небесное, образ Божий, «Познай самого себя», самопознание, богопознание, экзегеза, прп. Никита Стифат, любомудрие.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается рецепция и своеобразная экзегеза античного речения «Познай самого себя» в византийской традиции, которое, наряду с ветхозаветным призывом «Внемли себе», оказалось ключевым в учении о самопознании, означавшем, с точки зрения христианской аскетики и мистики, очищение для восстановления в себе подлинного образа, то есть образа и подобия Божия. Смысл данного речения максимально созвучен христианской экзегезе евангельского стиха: «Царство Божие внутрь вас есть» 1. Прп. Никита Стифат (XI в.), монах, а затем игумен Студийского монастыря, в корпусе своих аскетических сочинений неоднократно обращался к теме самопознания, которое является одновременно познанием Бога по мере достижения идеала святости. Учение Стифата находится в согласии с предшествующей традицией, имеющей, очевидно, античные и библейские истоки.

Скачивания

Биография автора

Дионисий (Шлёнов), игумен, Московская духовная академия

кандидат богословия, профессор кафедры Филологии МДА, заведующий библиотекой МДА

Библиографические ссылки

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры / [Перевод А. Бронзова]. М., 2007.

Святитель Григорий Богослов. Собрание творений / [Под редакцией прот. П. Делицина]. В 2-х тт. Т. 1. СТСЛ, р1994 (СПб., 1912).

Никита Стифат, прп. Творения. Т. 1. Богословские сочинения / Пер. с древнегреч. игум. Дионисий (Шленов). Сергиев Посад, 2011.

Ветхий Завет. Плач Иеремии. Экклесиаст. Песнь Песней / Пер. И. Дьяконов, Л. Коган. М., 1998.

Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. P. Darrouzès. P., 1961 (SС 81).

Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei necnon opuscula adversus Monotheletas / Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout, 1985 (CCSG 12).

Дионисий (Шленов), иером. Тайна Рая: отрывки о рае из богословских сочинений преп. Никиты Стифата по славянской “Диоптре” Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием) // БВ. 2003. № 3. С. 70–128.

Дионисий (Шленов), иером. Василий Великий. Аскетика // ПЭ 7. 2004. С. 146–148, 169–180, 183–185.

Дионисий (Шленов), игум. Переводческие принципы свт. Феофана на примере трех «Сотниц» прп. Никиты Стифата (URL: http://www.bogoslov.ru/text/1426302.html дата обращения 1.02.2018).

Дионисий (Шленов), игум. Иерархическое посредство и непосредственность теофании по «Ареопагитикам» // БВ 16–17. 2015. № 1, январь-март; № 2, апрель-июнь. C. 69–97.

Дионисий (Шленов), игум. Образы царской власти в византийской литературе: сравнение «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и его контекст // БВ. 2015. № 18–19. Вып. 3–4. С. 136–167.

Дионисий (Шленов), игум. Фрагмент о приобщении мудрости и знанию в трактате «Об иерархии» (32–40) прп. Никиты Стифата и его контекст // БВ. 2017. № 24–25. Вып. 1–2. С. 199–236.

Дионисий (Шленов), игум. Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М., 2017. С. 341–362.

Дионисий (Шленов), игум. Представления о «царском пути» в византийском богословии и аскетике: на примере учения о шествии души к Богу прп. Никиты Стифата // БВ. 2017. № 26–27. Вып. 3–4. С. 355–391.

Исихазм. Аннотированная библиография / Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. М., 2004.

Левит Л. З., Сапего Е. И. «Познай себя» и «стань собой»: Истинный смысл великих древних лозунгов // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2015. № 9–3. С. 93–95.

Новикова М. С. «Познай самого себя» как девиз врачебной деятельности // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 11. С. 1297.

Тарасов П. Г. Идея формирования внутреннего человека в античной философии и христианском вероучении // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2007. № 1. С. 31–38.

Чалдышкина М. В. Gnothi seauton: Молчание как путь к познанию // Омский научный вестник. 2013. № 2 (116). С. 125–126.

Эйделькинд Я. Д. Песнь песней. Перевод и филологический комментарий к главам 1–3. М., 2015 (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности 53:1–2).

Joüon P. Le Cantique des Cantiques. Commentaire philologique et exégétique. P., 1909.

Louth A. St. John Damascene: Tradition and originality in byzantine theology. New York, 2002.

Ochagavìa J. Visibile Patris Filius. A study on Irenaeus’ teaching on Revelation and Tradition. R., 1964 (OCA 171).

Wilkins E. G. “Know thyself” in greek and latin literature. Illinois (Chicago), 1917 (Dissertation).

Загрузки

Опубликован

2018-03-15

Как цитировать

(1)
Шлёнов, Д. Принцип «познай себя» у преподобного Никиты Стифата в контексте византийской традиции. БВ 2018, 96-126.

Выпуск

Раздел

Аскетика

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 5 6 > >>