Учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата

Авторы

  • Дионисий (Шлёнов), игумен Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2021.43.4.008

Ключевые слова:

печаль, плач, слезы, Студийский монастырь, радость, очищение, созерцание, обо́жение

Аннотация

В статье раскрывается учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и его ученика прп. Никиты Стифата. Данное учение является одним из ключевых лейтмотивов, истоки которого мы находим у прп. Симеона Благоговейного и, шире, в студийской монашеской традиции. Для прп. Симеона Нового Богослова постоянный плач — высокое состояние подвижника, достигшего через очищение себя правильного созерцания окружающего мира и боговидения. Плач и слёзы — характерная черта не печали, а духовной радости, приобщённости благодатным дарам Святого Духа. Прп. Никита Стифат кратко повторяет основные тезисы прп. Симеона с определённой степенью детализации и в соотнесении с античной традицией, согласно которой плач и слёзы — проявление печали, которая, по новозаветной формулировке, может быть «печалью по Богу» или «печалью мира». Соотнесение учения о плаче и слезах с античной, по-преимуществу стоической, традицией характерно для прп. Никиты, учившего также о четырёх главных добродетелях и страстях.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дионисий (Шлёнов), игумен, Московская духовная академия

кандидат богословия, профессор кафедры филологии Московской духовной академии

141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

dionysij@mail.ru

Библиографические ссылки

Apophthegmata patrum (collectio systematica) (cap. 10–16) // Les apophtegmes des pères. Collection systématique, chapitres X–XVI / éd. J.-C. Guy. Paris: Éditions du Cerf, 2003. (SC; vol. 474). P. 14–416.

Barsanuphius, Joannes. Quaestiones et responsiones // Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance. Tomes I–II / éd. F. Neyt; P. de Angelis-Noah. Paris: Éditions du Cerf, 1997–98. (SC; vols. 426; 427). P. 426:158–344; 427:346–674 (even pages).

Barsanuphius, Joannes. Quaestiones et responsiones ad laicos et episcopos (Epistulae 617–848) // Correspondance (Volume III: Aux laïcs et aux évêques, Lettres 617–848) / éd. F. Neyt; P. de Angelis-Noah. Paris: Éditions du Cerf, 2002. (SC; vol. 468). P. 38–330.

Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos // PG. T. 29. Сol. 209–494.

Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae) // PG. T. 31. Col. 1052–1305.

Evagrius. Practicus (capita centum) // Évagre le Pontique. Traité pratique ou le moine, vol. 2 / éd. A. Guillaumont, C. Guillaumont. Paris: Éditions du Cerf, 1971. (SC; vol. 171). P. 482–542, 546–586, 590–620, 624–712.

Gregorius Nazianzenus. In sanctum baptisma orat. XL // PG. T. 36. Col. 360B–425D.

Gregorius Nyssenus. Dialogus de anima et resurrectione // PG. T. 46. Col. 11–161.

Joannes Chrysostomus. Ad populum Antiochenum (homiliae 1–21) // PG. T. 49. Col. 15–222.

Joannes Chrysostomus. In epistulam II ad Corinthios (homiliae 1–30) // PG. 61. Col. 381–610.

Nicetas Stethatus. Centuria 1–3 // PG. 120. Col. 851–1010.

Nicetas Stethatus. Vita Simeonis Novi Theologici // Un grand mystique byzantin. Vie de Syméon le Nouveau Théologien par Nicétas Stéthatos / éd. I. Hausherr. Rome: Pontificum Institutum Orientalium Studiorum, 1928. (Orientalia Christiana; vol. 12). P. 1–230.

Nicetas Stethatus. Hypotyposis // Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters ca. 850–1350 AD. Plovdiv, 2014. P. 277–301.

Origenes. Scholia in Lucam (fragmenta e cod. Venet. 28) // PG. T. 17. Col. 311–330.

Procopius. Commentarii in Isaiam // PG. T. 87/2. Col. 1817–2717.

Symeon Neotheologus. Capita theologica // Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques / éd. J. Darrouzès. Paris: Éditions du Cerf, 1996. (SC; vol. 51bis). P. 40–186, 191.

Symeon Neotheologus. Catecheses 1–34 // Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses / éd. B. Krivochéine, J. Paramelle. Paris: Éditions du Cerf, 1963; 1964; 1965. (SC; vols. 96; 104; 113). P. 1:206–468, 2:12–392; 3:12–302.

Symeon Neotheologus. Hymni // Symeon Neos Theologos. Hymnen / hrsg. A. Kambylis. Berlin; New York: De Gruyter, 1976. (Supplementa Byzantina; Bd. 3). S. 34–462.

Symeon Neotheologus. Orationes ethicae // Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques / éd. J. Darrouzès. Paris: Éditions du Cerf, 1966; 1967. (SC; vols. 122; 129). P. 1:170–440; 2:8–458.

Symeon Neotheologus. Orationes theologicae // Syméon le Nouveau Théologien. Traités théologiques et éthiques / éd. J. Darrouzès. Paris: Éditions du Cerf, 1966. (SC; vol. 122). P. 96–168.

Theodorus Studites. Epistulae // Theodori Studitae Epistulae, vol. 1–2 / hrsg. G. Fatouros. Berlin; Novi Eboraci: De Gruyter, 1992. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis; Bd. 31). S. 1:5–187; 2:189–861.

Theodorus Studites. Laudatio in Theophanem Confessorem // Efthymiadis S. Le panégyrique de S. Théophane le Confesseur par S. Théodore Stoudite (BHG 1792b) // Analecta Bollandiana. 1993. Vol. 111. P. 268–284.

Theodorus Studites. Sermones Catecheseos Magnae // S. Patris Nostri Theodori Studitae Magnae Catecheseos Sermones / ed. J. Cozza-Luzi. Rome: Bibliotheca Vaticana et Typi Vaticani, 1888–1905. (Nova Patrum Bibliotheca; vols. 9/2 (Cat. 1–77); 10/1 (Cat. 78–111)). P. 1–217 (Cat. 1–77); 7–151 (Cat. 78–111).

Дионисий (Шлёнов), игум. Образы царской власти в византийской литературе: сравнение «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и его контекст // БВ. 2015. № 3–4 (18–19). С. 136–167.

Дионисий (Шлёнов), игум. Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 341–362.

Дионисий (Шлёнов), игум. Принцип «Познай себя» у прп. Никиты Стифата в контексте византийской традиции // БВ. 2018. № 1 (28). С. 96–126.

Дионисий (Шлёнов), игум. Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Ч. 1 // БВ. 2019. № 1 (32). С. 192–231.

Дионисий (Шлёнов), игум. Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы. Ч. 2 // БВ. 2019. № 2 (33). С. 178–203.

Иларион (Алфеев), иером. Антропология Симеона Нового Богослова. Загорск, 1991. Дисс. канд. богословия.

Макгакин И. (Джон Энтони), свящ. Покаяние как богообщение в «Гимнах божественной любви» преподобного Симеона Нового Богослова // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 128–145.

Каллист (Уэр), митр. Единство человеческой личности по прп. Симеону Новому Богослову // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 210–231.

Прассас Д. Седьмое огласительное слово при. Симеона Нового Богослова: заблуждение и страсть привязанности // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 161–175.

Перцель И. Симеон Новый Богослов и богословие божественной сущности / пер. с англ. Т. А. Щукина под ред. О. Н. Ноговицина // «EINAI: Философия. Религия. Культура». Античная традиция и патристика. 2015. Т. 4. № 1/2 (7/8). С. 374–405.

Bradford D. T. Mystical Process in Isaac the Syrian: Tears, Penthos, and the Physiology of Dispassion // Studies in Spirituality. 2016. Vol. 26. P. 59–104.

Fernández T. Byzantine Tears — a Pseudo-Chrysostomic Fragment on Weeping in the Florilegium Coislinianum // Encyclopedic Trends in Byzantium? 2011. P. 125–142.

Finn D. Resting on Tears: The Trinity, The Sacraments, And Grief in Augustine’s Confessions // Augustiniana. 2017. Vol. 67. P. 171–197.

Hausherr I. Penthos: la doctrine de la componction dans l’orient chrétien. Roma, 1944.

Hunt H. M. Penthos and Repentance in St Symeon the New Theologian // Studia patristica. 2001. Vol. 35. P. 114–120.

Hunt H. M. Joy-Bearing Grief: Tears of Contrition in the Writings of the Early Syrian and Byzantine Fathers. Leiden; Boston (Mass.): Brill, 2004. (The Medieval Mediterranean).

Krueger D. Of Semen and Tears: Senses, Substances, and the Boundaries of the Body in the Gnostic Chapters of Niketas Stethatos // Rituels religieux et sensorialité. Antiquité et Moyen Âge. Milano: Silvano, 2021. S. 417–429.

Leduc F. Penthos et larmes dans l’oeuvre de saint Jean Chrysostome // Proche-Orient chrétien. 1991. Bd. 41. S. 220–257.

Mataya N. Weeping Saints: Severinus of Noricum and the Christian Understanding of Tears // Studia patristica. 2016. Vol. 74. P. 401–412.

Müller B. Der Weg des Weinens: die Tradition des «Penthos» in den Apophthegmata Patrum. Göttingen, 2000.

Olson V. «Woman why Weepest Thou?»: Mary Magdalene, the Virgin Mary and The Transformative Power of Holy Tears in Late Medieval Devotional Painting // Mary Magdalene, Iconographic Studies from the Middle Ages to the Baroque. 2012. P. 361–382.

Oppel C. Vita mortalis: Augustine of Hippo’s Spirituality of Tears // Journal of the Australian Early Medieval Association. 2005. Vol. 1. P. 133–144.

Oppel C. N. A Theology of Tears: From Augustine to the Early Thirteenth Century. [Monash University], 2002.

Ramelli I. L. Tears of Pathos, Repentance and Bliss: Crying and Salvation in Origen and Gregory of Nyssa // Tears in the Graeco-Roman World. 2009. P. 367–396.

Seaford R. Laughter and Tears in Early Greek Literature // Greek Laughter and Tears. Antiquity and After. 2017. S. 27–35.

Shlenov D. Images of Royal Power in Byzantine Ascetic Literature: «King» and «Penthos» in the Works and Background of St. Symeon the New Theologian // Etudes byzantines et post-byzantines. 2019. Ser. NS. Vol. 1. P. 251–274.

Загрузки

Опубликован

2021-12-15

Как цитировать

(1)
Шлёнов, Д. Учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и прп. Никиты Стифата. БВ 2021, 119-143.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>