Пролог книги Бытия 1, 1 — 11, 26: пророческое откровение, история, миф или метаистория?
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2020.38.3.001Ключевые слова:
Пролог, Книга Бытия, метаистория, пророческое откровение, антропоморфизмы, родословие, Ягвист, Жреческий кодексАннотация
В статье рассматриваются богословие, композиция и литературная форма сюжетов, входящих в состав Пролога книги Бытия (1, 1–11, 26). Во второй половине XIX — начале XX вв. в результате появления Документальной гипотезы и сопоставления Священного Писания с литературными памятниками Древнего Ближнего Востока большая часть сюжетов, составляющих Пролог, была объявлена мифами и древнееврейским фольклором (Ю. Велльгаузен, Г. Гунекель, Дж. Фрезер). Кроме выявленных ближневосточных параллелей, новому отношению к повествованиям Пролога книги Бытия способствовали: отсутствие в нём ясно выраженной исторической задачи и символичность изложения. Защищая традиционный взгляд на Пролог как на священную историю и пророческое откровение, епископ Кассиан (Безобразов) предложил рассматривать все библейские сюжеты, содержащие теофанию, как метаисторию. Протоиерей Сергий Булгаков, А. Ф. Лосев, Б. П. Вышеславцев, занимавшиеся феноменом мифотворчества, назвали библейское повествование о начале мироздания мифом, но в ином смысле, чем это делали Г. Гункель и Дж. Фрезер. Они обосновали новый положительный взгляд, согласно которому миф не есть выдумка или фантазия, а реальность, основанная на мистическом опыте. В статье анализируется каждый из перечисленных терминов: «история», «миф», «метаистория» применительно к Прологу, а также рассматривается возможность их согласования с традиционным церковным взглядом на эту часть книги Бытия.
Скачивания
Библиографические ссылки
Eustatius Antiochenus. De engastrimytho, contra Origenem // Opera quae supersunt omnia / Declerk, ed. Turnhout-Leuven. Brepols, 2002. P. 1–60. (Corpus Chrisianorum Series Graeca; vol. 51).
Origenes. Selecta in Genesim // PG. T. 12. Col. 91–145.
Origenes. Contra Celsum // PG. T. 11. Col. 651–1632.
Severianus Gabalensis. In mundi creationem (homiliae 1–6) // PG. T. 56. Col. 429–500.
Ориген. О началах; Против Цельса. СПб.: BIBΛIOПOΛIΣ, 2008. С. 404–790.
Евстафий Антиохийский, свт. Рассуждения против Оригена на умозрение о чревовещательнице // ЦиВ. 2012. № 4 (61). С. 119–170.
Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия // Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. М.: Ковчег, 2006. Т. 1.
Севериан, еп. Гавальский. Шестоднев // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: т. 1–12. СПб: СПбДА, 1900. Т. 6. Ч. 2. С. 732–818.
Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань: Центральная типография, 1906.
Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. М.: Либроком, 2017.
Вышеславцев Б. П. Миф о грехопадении // Путь. 1932. № 34. С. 3–18.
Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан; М.: Христианская Россия, 1992.
Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.
Грилихес Л., прот. интервью: «Шестоднев — прикосновение к тайне» [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/VN4mi_mKuiU (дата обращения: 01.07.2020 г.).
Елеонский Н., прот. История происхождения небес и земли: опыт истолкования Быт. 1, 1–3, 24 // ЧОЛДП. 1872. Кн. 1. С. 104–124; 153–164; Кн. 2. С. 34–63; 1873. Кн. 3. С. 9–35.
Иванов Н., прот. И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология: опыт истолкования книги Бытия (гл. 1–5). Клин: Христианская жизнь, 1999.
Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного толкования Слова Божия // Православие и Библия сегодня: сборник статей. Киев: Центр православной книги, 2006. С. 194–216.
Лаврентьев А. В. Наследие Мартина Нота в рамках текстологических и литературнокритических исследований Пятикнижия // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 89. С. 29–47.
Ла Сор У. С., Хаббард Д. А., Буш Ф. У. Обзор Ветхого Завета. Одесса: Одесская богословская семинария, 1999.
Лопухин А. П. Библейская история в свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет: в 2 т. СПб.: И. Л. Тузов, 1887.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа: научно-исследовательское издание / сост., подг. текста, общая редакция А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001.
Малинаускене Н. К. Греческая приставка μετά и ее адаптация в русском языке // Лингвистическая герменевтика. 2005. Вып. 1. С. 133–147.
Малиновский Б. Магия, наука, религия. М.: Рефл-бук, 1998.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2006.
Мень А., прот. Исагогика: курс по изучению Свящ. Писания: Ветхий Завет. М.: Фонд им. А. Меня, 2003.
Милитарёв А. Ю. Воплощенный миф: «Еврейская идея» в цивилизации. М.: Наталис, 2003.
Мифология Древнего мира / пер. с англ., предисл. И. М. Дьяконова. М.: Наука, 1977.
Михайлов П. Б. Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 16–30.
Нот М. История Древнего Израиля. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014.
Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Сергиев Посад: СТСЛ, 1901.
Салтыков А., прот. О мифологической форме библейского повествования о сотворении мира // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 2 (22). С. 14–26.
Скобелев М. А. Происхождение Пятикнижия: традиция и документальная гипотеза // БВ. 2019. Т. 32. № 1. С. 39–51.
Скобелев М. А., Хангиреев И. А. Юлиус Велльгаузен и Герман Гункель: методология библейского исследования // БВ. 2019. Т. 33. № 2. С. 17–37.
Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. СПб.: Ладан, 2009.
Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Сергиев Посад: СТСЛ, 2011.
Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М.: РГГУ, 2000.
Токарев С. А. Что такое мифология? // ВИРА. 1962. Вып. 10. С. 338–375.
Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. СПб.: изд. им. Н. И. Новикова, 2008.
Франк-Каменецкий И. Г. Колесница Иеговы. М.: Лабиринт, 2004.
Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Ермак, 2003.
Шпиллер В., прот. Проповеди. Красноярск: Енисейский благовест, 2002.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический проект, 2009.
Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2017.
Юнгеров П. А. Повествование о творении мира и человека в I, II и V главах книги Бытия в отношении к вопросу о происхождении и писателе книги // ПС. 1880. № 4. С. 395–398.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
Blenkinsope J. The Pentateuch: an Introduction to the First Five Books of the Bible. The Anchor Bible Reference Library. New York: Doubleday, 1992.
Gunkel H. Mythen und Mythologie in Israel // Religion in Geschichte und Gegenwart / hrsg. F. M. Schiele, L. Zscharnack. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1913. Bd. 4. S. 621–632.
Gunkel H. Israelitische Literatur // Die Orientalischen Literaturen / hrsg. P. Hinneberg. Berlin; Leipzig: B. G. Teubner, 1906. S. 51–100.
Gunkel H. The Legends of Genesis / transl. W. H. Carruth. Chicago (IL): The Open Court Publishing Company, 1901.
Stählin G. Mythos [myth] // Theological Dictionary of the New Testament / abridged in one volume by Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids (MI): Eerdmans Publishings Company, 1997. P. 610–614.
Van Seters J. The Pentateuch (Genesis, Exodus, Leviticus, Numbers, Deuteronomy) // McKenzie, Steven L. The Hebrew Bible Today: An Introduction to Critical Issues. 1 ed. Louisville (KY): Westminster John Knox Press, 1998. P. 3–49.
Von Rad G. Genesis. A Commentary. London: SCM, 1961.