Христос как Царь и Первосвященник в свете правления династии Хасмонеев (II–I в. до Р. Х.)

Авторы

  • Ириней (Пиковский), иеромонах Сретенская духовная академия; Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. Кирилла и Мефодия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2022.45.2.001

Ключевые слова:

Библия, Иисус Христос, Мессия, Первосвященник, Мелхиседек, Хасмонеи, Маккавеи, Послание к Евреям

Аннотация

Цель настоящего исследования — определить предпосылки использования образа Мелхиседека автором Послания к Евреям для указания на царское и первосвященническое достоинство Иисуса Христа (Евр. 7, 24–26; 8, 1; 10, 21 и др.). Вопрос о том, почему автор Послания взял именно Мелхиседека (см.: Быт. 14, 18–20; Пс. 109, 4) как образ избавителя царя-первосвященника, зачастую обходится исследователями стороной. Ответ на него, на наш взгляд, может быть найден при обращении к источникам, относящимся к периоду правления династии Хасмонеев и Ирода Великого в Иудее (163–4 гг. до н. э.), когда впервые в истории Израиля у власти оказались цари и первосвященники, которые ни по кровному преемству, ни по личным качествам не соответствовали патриархальным идеалам. Сравнительно-сопоставительный анализ источников раннего иудаизма и библейских текстов показывает, что ещё до Рождества Христова в Израиле возникли ожидания двух мессий: от колена Левия и от колена Иуды. Оба атрибута власти, по нашему мнению, весьма подходили к Иисусу, первосвященство которого совершалосьв нерукотворенной скинии (Евр. 9, 11). Отсюда мы можем прийти к выводу: автор Послания к Евреям совершенно неслучайно выбрал образ Мелхиседека для того, чтобы описать характер «вечного первосвященства» Иисуса Христа. Этому способствовала религиозно-политическая ситуация в Иудее перед разрушением Второго Храма (70 г. н. э.).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ириней (Пиковский), иеромонах, Сретенская духовная академия; Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. Кирилла и Мефодия

преподаватель Сретенской духовной академии, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия

107031, Москва, ул. Большая Лубянка, 19

irenaeus@mail.ru

Библиографические ссылки

Q19 — The Temple Scroll. [«Храмовый свиток» является самым длинным из свитков Мёртвого моря. В нем описываются размеры храма на Сионе, а также подробные правила о жертвоприношениях и храмовых обычаях. Среди находок в Кумране он также обозначается как 11QTemple Scrolla (11QTa). У исследователей нет единого мнения относительно даты, места написания, автора и принадлежности данного свитка к кумранской общине.]

QpHab — The Habakkuk Commentary. [Комментарий на книгу Аввакума, иначе называемый «Пешер Аввакум», был обнаружен в 1947 г. среди первых семи свитков Мертвого моря. Благодаря быстрой публикации, а также хорошей сохранности свитка, 1QpHab является одной из наиболее часто анализируемых Кумранских рукописей.]

CD — The Damascus Document. [«Дамасский документ» описывает устройство близкой к ессеям секты. Два главных фрагмента этого памятника древнееврейской литературы были обнаружены в 1897 г. в Каирской генизе (рукописи CD-A и CD-B). Ещё один фрагмент был найден после 1947 г. недалеко от Кумрана (рукопись 4Q266). В интересующем нас месте тексты CD-A Col. 7–8, CD–B 19 и 4Q266 3, 3 совпадают, поэтому мы обозначаем «Дамасский документ» общей аббревиатурой CD.]

Farley L. R. The Epistle to the Hebrews: High Priest in Heaven. Chesterton (Ind.), 2013. Р. 16.

Q13 (11QMelch или 11QMelchizedek) — The Melchizedek Document. [Рукопись Мёртвого моря под названием «Документ Мелхиседека» сохранилась в виде фрагмента. Мелхиседек в ней предстает как вождь ангелов Божьих, воюющих против ангелов тьмы. В отличие от данной рукописи более привычным является отождествление архангела Михаила с вождём небесных сил бесплотных. Текст 11Q13 написан на иврите, рукопись датируется около 100 г. до н. э. и представляет собой апокалиптический комментарий к разделу книги Левит, где описываются правила в отношении юбилейного года (Лев. 25 гл.).]

Martı́nez F. G., Tigchelaar E. J. C. The Dead Sea Scrolls Study Edition (translations). Leiden; New York (N. Y.): Brill, 1998.

Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха, Книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Псалмы Соломона. Санкт-Петербург: Амфора, 2009.

Иосиф Флавий. Иудейская война / пер. с древнегреч. М. Финкельберг, А. Вдовиченко; под ред. А. Ковельмана. Иерусалим: Гешарим; Москва: Мосты культуры, 2008.

Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2-х т. Москва: АСТ; Ладомир, 2002.

Четыре книги Маккавеев / пер. с древнегреч. Н. В. Брагинская, А. Н. Коваль, А. И. Шмаина-Великанова. Иерусалим: Гешарим; Москва: Мосты культуры, 2014.

Neusner J. The Babylonian Talmud: A Translation and Commentary. Vol. 12. Peabody (Mass.): Hendrickson Publishers, 2011.

VanderKam J. C. The Dead Sea Scrolls Today. Grand Rapids (Mich.): William B. Eerdmans Publishing Company, 2010.

Никольский Е. В. Праотец Мелхиседек — прообраз Христа и первое проявление царственной святости // Studia Humanitatis. 2013. № 3. С. 1–13.

Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. н. э. Санкт-Петербург: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.

Bartlett J. R. Zadok and his Successors at Jerusalem // The Journal of Theological Studies. April 1968. Vol. 19/1. P. 1–18.

Eshel E., Eshel H., Yardeni A. A Qumran Composition Containing Part of Ps. 154 and a Prayer for the Welfare of King Jonathan and his Kingdom // Israel Exploration Journal. 1992. № 42. P. 199–229.

Fabry H.-J. Priests at Qumran — A Reassessment // The Dead Sea Scrolls. Leiden: Brill, 2010. Р. 243–262.

Farley L. R. The Epistle to the Hebrews: High Priest in Heaven. The Orthodox Bible Study Companion Series. Chesterton (Ind.): Ancient Faith Publishing, 2013.

Hayward R. Melchizedek as Priest of the Jerusalem Temple in Talmud, Midrash, and Targum // Targums and the Transmission of Scripture into Judaism and Christianity. Leiden; Boston (Mass.): Brill, 2010. P. 377–399.

Hempel C. The Damascus Texts. Vol. 1.Companion to the Qumran Scrolls. Sheffield: Sheffield Academic Press, 2000.

Malone A. S. God’s Mediators: A Biblical Theology of Priesthood. Downers Grove (Ill.): InterVarsity Press, 2017.

Wise M. O. 4Q245 (psDan'ar) and the High Priesthood of Judas Maccabaeus // Dead Sea Discoveries. 2005. Vol. 12. № 3. P. 313–362.

Загрузки

Опубликован

2022-06-15

Как цитировать

(1)
Пиковский, И. Христос как Царь и Первосвященник в свете правления династии Хасмонеев (II–I в. до Р. Х.). БВ 2022, 21-42.

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории