Значение образа елея, стекающего на бороду Аарона (Пс. 132/133) в традиционной иудейской и христианской экзегезе. Часть I

Авторы

  • Ириней (Пиковский), иеромонах Сретенская духовная семинария

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2020-37-2-17-40

Ключевые слова:

Библия, Псалтирь, псалом 132, псалмы восхождения, экзегеза иудейская, экзегеза христианская, Аарон, левиты, храм Иерусалимский, Сион

Аннотация

Псалом 132 по Синодальному тексту (133 - по нумерации масоретского текста), является одной из пятнадцати «песней восхождения», входящих в состав Псалтири (Пс. 119- 133). Данный псалом интересен литургической привязкой к ритуалу Иерусалимского храма, с которым его связывает упоминание о елее, сходящем на бороду Аарона (Пс. 132, 2). Автор использует метафору елея для усиления оттенка радости собратьев по вере, собравшихся в храм для совместной молитвы (ст. 1). Целью настоящего исследования является обзор методов интерпретации образа елея, сходящего на бороду Аарона в ранней еврейской и греческой языковых традициях толкования Св. Писания. Для этих целей в первой части статьи проводится анализ метафоры елея в источниках иудейской экзегезы (Сифрей Бамидбар, Сифра, Талмуд, Мидраш Танхума) и христианской экзегезы (Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Александрийский, Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский). Далее, во второй части статьи, на основе историко-филологического метода определяется место «елея» в содержании псалма по современным экзегетическим исследованиям. В результате было выявлено, что в источниках иудейской экзегезы значительное внимание уделяется поиску исторической основы помазания священства благовонным елеем в контексте обрядов Иерусалимского храма. Источники христианской экзегезы тяготеют к мессианской интерпретации гимна, в которой помазание Аарона миром толкуется как прообраз помазания Христа и верующих в Него Святым Духом. Итак, образ елея мог рассматриваться в древних религиозных традициях как отправная точка для актуальных на то время рассуждений о роли Аарона или Христа, а также об этических требованиях к кандидатам на помазание.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ириней (Пиковский), иеромонах, Сретенская духовная семинария

преподаватель Сретенской духовной семинарии
107031, Москва, ул. Большая Лубянка, д. 17, стр. 3

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos // PG. T. 27. Сol. 59–591.

Basilius Caesariensis. Homilia in Psalmum 132 [Sp.] // PG. T. 30. Col. 115–118.

Berman S. Midrash Tanhuma-Yelammedenu: An English Translation of Genesis and Exodus from the Printed Version of Tanhuma-Yelammedenu with an Introduction, Notes, and Indexes. Hoboken (NJ): KTAV Publishing House Inc., 1996.

Clemens Alexandrinus. Stromata // Clemens Alexandrinus / hrsg. von L. Früchtel, O. Stählin,

Treu. Bd. 3. Berlin, 1970. (Die griechischen christlichen Schriftsteller; Bd. 54 (Vol. 17)).

Dahood M. Psalms III: 101–150: Introduction, Translation, and Notes with an Appendix: The Grammar of the Psalter. New Haven; London, 2008. (Anchor Yale Bible; vol. 17A).

Joannes Chrysostomus. Expositio in Psalmos // PG. T. 55. Col. 35–527.

Neusner J. The Babylonian Talmud: A Translation and Commentary. Peabody (MA): Hendrickson Publishers, 2011.

Origenes. Exegetica in Psalmos [Dub.] (fragmenta e catenis) // PG. 12. Col. 1053–1685.

Theodoretus. Interpretatio in Psalmos // PG. T. 80. Сol. 857–1997.

Septuaginta: SESB Edition / ed. by A. Rahlfs, R. Hanhart Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2006.

Книга Псалмов «Тегилим» с комментарием Раши / пер. с иврита М. Левинова. М.: Книжники, 2011.

CСЫЛКИ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Sifrei by Rabbi Shraga Silverstein. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sefaria.org/ Sifrei_Bamidbar.117.2?vhe=Wikisource&lang=bi&with=all&lang2=en (дата обращения: 1.06.2020).

Sifrei by Rabbi Shraga Silverstein. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sefaria.org/ Sifra%2C_Shemini%2C_Mechilta_d’Miluim_2.37?vhe=Venice_1545&lang=bi&with=all&la ng2=en (дата обращения: 1.06.2020).

The William Davidson Talmud. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sefaria.org/ Horayot.12a.7?vhe=Wikisource_Talmud_Bavli&lang=bi&with=all&lang2=en (дата обращения: 1.06.2020)

ЛИТЕРАТУРА

Глубоковский Н. Н. Блаженный Феодорит, епископ Кирский, его жизнь и литературная деятельность. Т. 2. М.: Университетская тип., 1890.

Михайлов П. Б. и др. Василий Великий // ПЭ. 2004. Т. 7. С. 131–191.

A Greek-English Lexicon / ed. by Liddell H. G., Scott R., Jones H. S., McKenzie R. Oxford: Clarendon Press, 1996.

A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature / ed. by Arndt W., Danker F. W., Bauer W. Chicago: University of Chicago Press, 2000.

Anderson A. A. The Book of Psalms. London: NCeB, 1972.

Barker M. The Temple Roots of the Christian Liturgy // Christian Origins: Worship, Belief, and Society. The Milltown Institute and the Irish Biblical Association Millennium Conference / ed. K. O’Mahony. New York: Sheffield Academic Press, 2003. P. 28–52.

Baumgarten J. M. Studies in Qumran Law. Leiden: Brill, 1977.

Berlin A. Medieval Answers to Modern Questions: Medieval Jewish Interpreters of Psalms. // Jewish and Christian Approaches to the Psalms: Conflict and Convergence. Oxford: Oxford University Press, 2013. Р. 38–55.

Bodendorfer G. הוהי ינא: God’s Self-Introduction Formula in Leviticus in Midrash Sifra // The Book of Leviticus: Composition and Reception. Leiden; Boston: Brill, 2003.

Boersma H. Embodiment and Virtue in Gregory of Nyssa: An Anagogical Approach. Oxford: OUP, 2013.

Booij T. Psalm 133: «Behold, How Good and How Pleasant» // Biblica. 2002. Vol. 83. № 2. Р. 258–267.

Brown W. P. The Oxford Handbook of the Psalms. Oxford: Oxford University Press, 2014.

Chomyn L. Dwelling Brothers, Oozing Oil, and Descending Dew: Reading Psalm 133 Through the Lens of Yehudite Social Memory // Scandinavian Journal of the Old Testament. 2012. Vol. 26. № 2. P. 220–234.

Flint P. W. The Dead Sea Psalms Scrolls and the Book of Psalms. Leiden; New York; Köln: Brill, 1997. (Studies on the Texts of the Desert of Judah; vol. 17).

Goulder M. D. The Psalms of the Return. Book V. Psalms 107–150. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1998.

Gunkel H. Psalm 133: Beiträge zur alttestamentlichen Wissenschaft. Festschrift K. Budde // BZAW. 1920. Vol. 34. P. 69–74.

Hill R. C. The Spirituality of Chrysostom’s Commentary on the Psalms // JECS. 1997. Vol. 5. № 4. P. 569–579.

Joosten J. The Impact of the Septuagint Pentateuch on the Greek Psalms // XIII Congress of the International Organization for Septuagint and Cognate Studies. Ljubljana, 2007. Atlanta: Society of Biblical Literature Atlanta, 2008. Р. 197–205.

Kister M. Some Early Jewish and Christian Exegetical Problems and the Dynamics of Monotheism // Journal for the Study of Judaism. 2006. Vol. 37. № 4. P. 548–593.

Lange J. P., Schaff P., Moll C. B., Briggs C. A., Forsyth J., Hammond J. B., McCurdy J. F., Conant T. J. A Commentary on the Holy Scriptures: Psalms. Bellingham (WA): Faithlife, 2008.

Lehman J. S. St. Augustine’s Interpretation of the Psalms of Ascent // Augustinian Studies. 2015. Vol. 46. № 2. P. 282–285.

Ludlow M. Theology and Allegory: Origen and Gregory of Nyssa on the Unity and Diversity of Scripture // International Journal of Systematic Theology. 2002. Vol. 4. № 1. P. 45–66.

Neusner J. A Theological Commentary to the Midrash: Sifré to Numbers and Sifré to Deuteronomy. Lanham: University Press of America, 2001.

Pietersma A. Septuagintal Exegesis and the Superscriptions of the Greek Psalter // The Book of Psalms. Leiden; Boston: Brill, 2005. Р. 443–475.

Putnam A. J. «Dwelling Together» and Descending to Ascend: Yachad, Yashab, and Yarad in Psalm 133 // Obsculta. 2017. Vol. 10. № 1. P. 127–143.

Rochester K. The Missing Brother in Psalm 133 // The Expository Times. 2011. Vol. 122. № 8. P. 380–382.

Sawyer J. F. A. The Psalms in Judaism and Christianity: A Reception History Perspective // Jewish and Christian Approaches to the Psalms: Conflict and Convergence. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 134–145.

Tsumura D. T. Sorites in Psalm 133, 2–3a // Biblica. 1980. Vol. 61. № 3. Р. 416–417.

Wilken R. L. In novissimis diebus: Biblical Promises, Jewish Hopes and Early Christian Exegesis // JECS. 1993. Vol. 1. № 1. P. 1–19.

Wilken R. L. Judaism and the early Christian mind: a study of Cyril of Alexandria’s exegesis and theology. Eugene (OR): Wipf and Stock Publishers, 2004.

Zenger E., Hossfeld F.-L. Psalms 3: A Commentary on Psalms 101–150 / ed. K. Baltzer. Minneapolis (MN): Fortress Press, 2011.

Загрузки

Опубликован

2020-06-15

Как цитировать

(1)
Пиковский, И. Значение образа елея, стекающего на бороду Аарона (Пс. 132/133) в традиционной иудейской и христианской экзегезе. Часть I. БВ 2020, 17–40.

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории