Значение образа елея, стекающего на бороду Аарона (Пс. 132/133) в традиционной иудейской и христианской экзегезе. Часть II

Авторы

  • Ириней (Пиковский), иеромонах Сретенская духовная семинария

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2020.39.4.001

Ключевые слова:

Библия, Псалтирь, псалом 132, псалмы восхождения, экзегеза иудейская, экзегеза христианская, Аарон, левиты, храм Иерусалимский, Сион

Аннотация

Псалом 132 по Синодальному тексту (133 – по нумерации масоретского текста), является одной из пятнадцати «песней восхождения», входящих в состав Псалтири (Пс. 119–133). Данный псалом интересен литургической привязкой к ритуалу Иерусалимского храма, с которым его связывает упоминание о елее, сходящем на бороду Аарона (Пс. 132, 2). Автор использует метафору елея для усиления оттенка радости собратьев по вере, собравшихся в храм для совместной молитвы (ст. 1). Целью настоящего исследования является обзор методов интерпретации образа елея, сходящего на бороду Аарона в ранней еврейской и греческой языковых традициях толкования Священного Писания. Для этих целей проводится анализ метафоры елея в источниках иудейской экзегезы (Сифрей Бамидбар, Сифра, Талмуд, Мидраш Танхума) и христианской экзегезы (Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Александрийский, Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский). Далее на основе историко-филологического метода определяется место «елея» в содержании псалма по современным экзегетическим исследованиям. В результате было выявлено, что в источниках иудейской экзегезы значительное внимание уделяется поиску исторической основы помазания священства благовонным елеем в контексте обрядов Иерусалимского храма. Источники христианской экзегезы тяготеют к мессианской интерпретации гимна, в которой помазание Аарона миром толкуется как прообраз помазания Христа и верующих в Него Святым Духом. Итак, образ елея мог рассматриваться в древних религиозных традициях как отправная точка для актуальных на то время рассуждений о роли Аарона или Христа, а также об этических требованиях к кандидатам на помазание.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ириней (Пиковский), иеромонах, Сретенская духовная семинария

преподаватель Сретенской духовной семинарии

107031, Москва, ул. Большая Лубянка, д. 17, стр. 3

Библиографические ссылки

Источники

Biblia Hebraica Stuttgartensia: SESB Version. Stuttgart: German Bible Society, 2003.

Литература

Аверинцев С. С. Собрание сочинений. Киев: Дух и литера, 2004.

Armstrong R. M. Psalms Dwelling Together in Unity: The Placement of Psalms 133 and 134 in Two Different Psalms Collections // Journal of Biblical Literature. 2012. Vol. 131. № 3. P. 487–506.

Assis E. Family and Community as Substitutes for the Temple After Its Destruction // Ephemerides Theologicae Lovanienses. 2009. Vol. 85. № 1. P. 55–62.

Booij T. Psalm 133: «Behold, How Good and How Pleasant» // Biblica. 2002. Vol. 83. № 2. Р. 258–267.

Chomyn L. Dwelling Brothers, Oozing Oil, and Descending Dew: Reading Psalm 133 Through the Lens of Yehudite Social Memory // Scandinavian Journal of the Old Testament. 2012. Vol. 26. № 2. P. 220–234.

Davidson R. The Vitality of Worship: A Commentary on the Book of Psalms. Grand Rapids: W. B. Eerdmans; Edinburgh: Handsel Press, 1998.

Gordon C. H. Ugaritic Textbook Grammar, Texts in Transliteration, Cuneiform Selections, Glossary, Indices. Rome: Pontifical Biblical Institute, 1998.

Pardee D., Lewis T. J. Ritual and Cult at Ugarit. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2002. (Writings from the Ancient World, vol. 10).

Putnam A. J. «Dwelling Together» and Descending to Ascend: Yachad, Yashab, and Yarad in Psalm 133 // Obsculta. 2017. Vol. 10. № 1. P. 127–143.

Sawyer J. F. A. The Psalms in Judaism and Christianity: A Reception History Perspective // Jewish and Christian Approaches to the Psalms: Conflict and Convergence. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 134–145.

Smalley B. Use of the «Spiritual» Senses of Scripture in Persuasion and Argument by Scholars in the Middle Ages // Recherches de Théologie Ancienne et Médiévale. 1985. Vol. 52. P. 44–63.

Koehler L., Baumgartner W. The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Leiden: Brill, 1994–2000.

Watson W. G. E. The Hidden Simile in Psalm 133 // Biblica. 1979. Vol. 60. № 1. P. 108–109.

Wyatt N. Religious Texts from Ugarit. London; New York: Sheffield Academic Press, 2002. (Biblical Seminar; vol. 53).

Загрузки

Опубликован

2021-01-27

Как цитировать

(1)
Пиковский, И. Значение образа елея, стекающего на бороду Аарона (Пс. 132/133) в традиционной иудейской и христианской экзегезе. Часть II. БВ 2021, 21-34.

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории