Распространение Первого собрания св. Исаака Сирина за пределами Церкви Востока. Часть II: интерполяция имён
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2021.41.2.008Ключевые слова:
Исаак Сирин, Исаак Ниневийский, Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский, Еваргий Понтийский, Церковь Востока, сирология, текстологияАннотация
Настоящая публикация является второй частью исследования, посвященного проблеме заимствования Первого собрания сочинений известного аскетического писателя Церкви Востока Исаака, епископа Ниневийского, христианами других конфессий. В данной части представлены результаты текстологического анализа разночтений имён авторитетных духовных писателей, цитируемых св. Исааком. Анализ был осуществлен по доступным автору сирийским манускриптам восточносирийского, западносирийского и сиро-халкидонского происхождения, которые в изначальном виде содержали полный текст Первого собрания св. Исаака Сирина, а также по греческому переводу и нескольким арабским рукописям. Задача исследования — восстановить историю филиации текста Первого собрания при пересечении конфессиональных границ. По результатам исследования удалось зафиксировать модификации текста во всех случаях употребления св. Исааком имён авторитетных для восточносирийской церковной традиции авторов: Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского и Евагрия Понтийского. При пересечении конфессиональных границ эти имена или относящиеся к ним эпитеты были заменены или пропущены с целью очищения исходного текста от нежелательных для переписчиков других конфессий элементов. При этом аутентичное чтение всегда засвидетельствовано списками восточносирийской редакции. В заключение автор исследования предлагает новую классификацию сирийских манускриптов, разделив их на четыре группы в зависимости от их происхождения и содержащихся в них чтений имён. В процессе исследования была установлена неизвестная доселе церковно-конфессиональная принадлежность нескольких манускриптов. Впервые удалось прояснить причины ряда текстуальных разночтений в восточносирийских списках, подвергшихся интерполяции со стороны сиро-ортодоксальных читателей.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Анастасий Синаит, прп. Путеводитель // Главное христологическое произведение преподобного Анастасия Синаита «Путеводитель» / сост. Адриан (Пашин А. В.), игум. СПб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 2018.
Афнимаран. Главы о ведении. Сирийская и арабская рукописные традиции. Часть I / критическое издание сирийского текста, перевод с сирийского и комментарии М. Г. Калинина и А. М. Преображенского; подготовка и перевод арабского текста М. Г. Калинина под ред. А. Н. Дунцова // Библия и христианская древность. 2020 №1 (5). С. 15–64. DOI: 10.31802/2658-4476-2020-1-5-15-64
Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. М.: ООО «Ардис», 2007.
Иосиф Хаззайа. Книга глав о ведении. Новооткрытые фрагменты / пер. с сир., предисл. и примеч. М. Г. Калинина // Библия и христианская древность. 2019. Т. 2. № 2. С. 15–53. DOI: 10.31802/2658-4476-2019-2-2-00-00
Иосиф Хаззайа. Книга глав о ведении. Новооткрытые фрагменты. Христологические главы / крит. изд., пер. с сир., предисл. и примеч. М. Г. Калинина и А. М. Преображенского // Библия и христианская древность. 2019. № 4 (4). С. 15–25. DOI:
31802/2658-4476-2019-4-4-15-25
Исаак Сирин, прп. Избранные главы Второго слова о Знании / ред. А. Д. Макаров // БТ. 2018. № 47–48. С. 38–53.
Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни / ред. игум. Иларион (Алфеев). СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006.
Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические / ред. С. И. Соболевский. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2012.
Abdisho' bar Brika (Ebed-Jesu). Metrical Catalogue of Syriac Writers // The Nestorians and Their Rituals / ed. G. P. Badger. Vol. 2. London: Joseph Masters, 1852.
Barhadbeshabbā. The Cause of the Foundation of the Schools // Sources for the History of the School of Nisibis / ed., trans. A. H. Becker. Liverpool, 2008. P. 86–163.
Concilium Lateranense a. 649 celebratum // ACO; Ser. 2, vol. I. / ed. R. Riedinger. Berlin: De Gruyter, 1984.
Cyrilli Alexandrini. Fragmenta ex libris contra Diodorum et Theodorum (CPG 5229) // PG. T. 76. Col. 1435–1454.
Cyrilli Alexandrini. Epistola 67, 69 // ACO; I, 1, 6 / ed. E. Schwartz. Berolini et Lipsiae: De Gruyter. 1914. S. 10–12; 171–172.
Cyrilli Alexandrini. Epistola 45 // ACO; Ser. I, vol. I, part. 6 / ed. E. Schwartz. Berlin; Leipzig: De Gruyter, 1960. S. 151–157.
Isacco di Ninive. Discorsi spirituali / ed. P. Bettiolo. Magnano: Edizioni Qiqajon, 1985.
Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa / ed. P. Bedjan. Parisiis; Lipsiæ: Otto Harrassowitz, 1909.
Photius, st. Bibliotheca / ed. I. Bekkeri. Berolini: Typis et impensis G. Reimeri, 1824.
Theodore, bishop of Mopsuestia. Commentary on the Lord’s Prayer and on the Sacraments of Baptism and the Eucharist // Woodbrooke Studies: Christian Documents in Syriac, Arabic, and Garshuni / ed. A. Mingana. Vol. VI. Cambridge: Heffer and Son, 1933.
Theodoret. Pro Diodore et Theodore (CPG 6220).
Theodori Mopsiestieni. Fragmenta Syriaca / ed. E. Sachau. Paris; Lipsiae: Sumptibus Guilelmi Engelmann, 1869.
Ἀββᾶ Ἰσαὰκ Σύρου, Λόγοι ἀσκητικοί. Κριτικὴ ἔκδοση / ed. Pirard M. Ἱερὰ Μονὴ Ἰβήρων, Ἅγιον Ὅρος, 2012.
مار إسحق السرياني، أسقف نينوى. ميامر إصدار دير السريان ١٩٦٠ . أربعة أجزا (Исаак Сирин, епископ Ниневийский. Гомилии. Изд. монастыря Сирийцев, 1960 г. IV т.).
Литература
Асмус В., прот. Вселенский V Собор // ПЭ. 2005. Т. 19. С. 625–626.
Афанасьев Н., протопресв. Ива Эдесский и его время. М.: НОУ ВПО Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018.
Бунге Г., схиархим. С греческого на сирийский и обратно: об одной цитате из Евагрия Понтийского // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 199–212.
Иларион (Алфеев), митр. Исаак Сирин, св. // ПЭ. 2011. Т. 26. С. 695–731.
Калинин М. Г., Преображенский А. М. «Главы о ведении» Иосифа Хаззайи: новое рукописное свидетельство и ранее не идентифицированные главы // БТ. 2018. Вып. 47–48. С. 258–289.
Кессель Г. М. Два издания творений прп. Исаака Сирина // БТ. 2015. № 46. С. 306–323.
Кессель Г. М. Рукописная традиция первого тома сирийского корпуса Исхака Ниневийского // Мар Исхак Ниневийский. Книга о восхождении инока. М.: ЯСК, 2016. С. 56–83.
Кьяла С. Арабский перевод творений св. Исаака Сирина: канал трансляции сирийской христианской литературы // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 89–99.
Никифоров М. В. Диодор Тарсийский // ПЭ. 2007. Т. 15. С. 228–234
Селезнев Н. Н. Имя Нестория как символ и вопрос его почитания в восточносирийской традиции христианства // Символ. Журнал христианской культуры. М., Париж: ИФТИ, 2009. Т. 55. С. 257–286.
Туркин С. С. Первое слово о Знании преподобного Исаака Сирина: введение и перевод // Церковь и время. 2014. № 3 (68). С. 109–146.
Фетисов Н., свящ. Диодор Тарсский. Опыт церковно-исторического исследования его жизни и деятельности. Киев: Тип. И. И. Чоколова, 1915.
Фокин А. Р. Апокатастасис в сирийской христианской традиции: Евагрий и Исаак // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. М.: ОЦАД, 2014. С. 173–187.
Фьори Э. Дионисий Ареопагит и Исаак Сирин: попытка переоценки // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. М.: ОЦАД, 2014. C. 288–307.
Юлаев Ф., иером. Латеранский собор 649 г. // ПЭ. 2015. T. 15. С. 121–128.
Assemanus J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana. Roma: Sacrae Congregationis de Propaganda Fide, 1719. T. 1.
Becker A. H. Fear of God and the Beginning of Wisdom: The School of Nisibis and Christian Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2006.
Becker A. H. Introduction. Identifying Barhadbeshabbā // Sources for the History of the School of Nisibis / ed., trans. A. H. Becker. Liverpool: Liverpool University Press, 2008. P. 11–16.
Bedjan P. Avant-propos // Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa. Parisiis; Lipsiæ: Otto Harrassowitz, 1909. P. III–XVIII.
Bettiolo P. Introduzione // Isaac Syrus. Discorsi spirituali / Communità di Bose. Mangana: Edizioni Qiqajon, 1985.
Bettiolo P. Povertà e conoscenza. Appunti sulle Centurie gnostiche della tradizione evagriana in Siria // Parole de l’Orient. 1988–1989. Vol. 15. P. 107–125.
Bettiolo P. Révélations et visions dans l’oeuvre d’Isaac de Ninive: le cadre d’école d’un enseignement spiritual // Les mystiques syriaques / ed. A. Desreumaux. Paris, 2011. P. 99–119.
Beulay R. La Lumiere sans forme. Chevetogne: Editions de Chevetogne, 1988.
Bitton-Ashkelony B. The Limit of the Mind (νοῦς): Pure Prayer According to Evagrius Ponticus and Isaac of Nineveh // Journal of Ancient Christianity. 2011. Vol. 15. № 2. P. 291–321.
Blum G. G. Die Geschichte der Begegnung christlich-orientalischer Mystik mit der Mystik des Islams. Wiesbaden: Harrasowitz Verlag, 2009. S. 147–285.
Brock S. P. Discerning the Evagrian in the Writings of Isaac of Nineveh: A Preliminary Investigation // Adamantius. 2009. Vol. 15. P. 60–72.
Brock S. P. Some Uses of the Term Theoria in the Writings of Isaac of Nineveh // Parole de l’Orient. 1995. Vol. 20. P. 407–419.
Budge E. A. W., ed. The Histories of Rabban Hôrmîzd the Persian and Rabban Bar-‘Idtâ. Luzac’s Semitic Text and Translation Series 9–11. London: Luzac and Co., 1902.
Bundy D. The Philosophical Structures of Origenism: The Case of the Expurgated Syriac Version (S1) of the «Kephalaia Gnostica…» of Evagrius // Origeniana Quinta: Papers of the 5th International Origen Congress, Boston College, 14–18 August 1989 / ed. R. J. Daly.
Leuven: Peeters, 1992. P. 577–584.
Chabot J.-B. Histoire du moine Rabban Youssef Bousnaya, par son disciple Jean Bar-Kaldoun, traduite du syriaque. P.: A Picard et Fils, 1900.
Chabot J.-В. Sinodicon orientale, ou Recueli de Synodes Nestoriens. Paris, 1902.
Chiala S. Dall’ascesi eremitica alla misericordia infinita: ricerche su Isacco di Ninive e la sua fortuna. Firenze: Leo S. Olschki, 2002.
Chiala S. Evagrio il Pontico negli scritti di Isacco di Ninive // Adamantius. 2009. Vol. 15. P. 73–84.
Dadishoʿ Qaṭraya’s Compendious Commentary on the Paradise of the Egyptian Fathers / ed. and trans. M. Kozah, A. Abu-Husayn, S. Mourad. NJ: Gorgias Press LLC, 2016. P. 5–6.
Devreesse R. Essai sur Théodore de Mopsueste // Revue des Sciences Religieuses. Vatican City: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1948.
Engelmann T. Der Kephalaia-Kommentar Babais des Großen als Beispiel monastisch-mystischer Theologie // Mystik – Metapher – Bild. Beiträge des VII. Makarios-Symposiums, Göttingen, 2007 / ed. M. Tamcke. Göttingen, 2008. P. 43–53.
Frankenberg W. Evagrius Ponticus. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1912.
Guillaumont A. Le mystique syriaque Isaac de Ninive // Etudes sur la spirituality de I’Orient chiitien. Bellefontaine: Abbey of Bellefontaine, 1996. P. 211–225.
Guillaumont A. Les «Képhalaia Gnostica…» d’Évagre le Pontique et l’histoire de l’origénisme chez les Grecs et chez les Syriens // Patristica Sorbonesia. Paris: Editions du Seuil, 1962.
Hausherr I. Dogme et spiritualite orientale // Etudes de spiritualite orientale. Roma: Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, 1969 (OCA; vol. 183). P. 145–179.
Hausherr I. S. J. Le De Oratione d’Évagre le Pontique en Syriaque et en Arabe // OCP. 1939. № 5. P. 7–71.
Hausherr I. S. J. Les Versions syriaque et arménienne d’Évagre le Pontique: Leur valeur, leur relation, leur utilization. Roma, 1931.
Jansma T. Théodore de Mopsueste. Interprétation du livre de la Genèse // Le Muséon. 1962. Vol. 75. P. 63–92.
Kavvadas N. On the Relations Between the Eschatological Doctrine of Isaac of Nineveh and Theodore of Mopsuetia // Studia Patristica. Leuven: Peeters, 2010. Vol. 45. P. 245–250.
Kavvadas N. Some Observations on the Theological Anthropology of Isaac of Niniveh and its Sources // Scrinium. 2008. Vol. 4. P. 147–157.
Kessel G. Isaac of Nineveh’s Chapters on Knowledge // An Anthology of Syriac Writers from Qatar in the Seventh Century. NJ: Gorgias Eastern Christian Studies, 2015. Vol. 39. P. 263–280.
Petit F. La Chaîne sur la Genèse, 4 vols. // Traditio Exegetica Graeca, 1–4. Leuven: Peeters, 1991–1996.
Kessel G. A Manuscript Tradition of Dadīšōʿ Qaṭrāyā’s Work «On Stillness» (ʿal šelyā) in Syrian Orthodox Milieu // Geschichte, Theologie und Kultur des syrischen Christentums. Beiträge zum 7. Deutschen Syrologie-Symposium in Göttingen, Dezember 2011 / ed. M. Tamcke, S. Grebenstein. Wiesbaden: Harrassowitz, 2014. (GOF.S., 46). P. 103–121.
Renaudot Е. Liturgiarum orientalium collectio. Francofurti ad Moenum, 1847. T. 2. P. 616.
Scher A. Joseph Hazzaya, écrivain syriaque du VIIIème siècle // Rivista degli studi orientali. 1910. Vol. 3. P. 45–63.
Scully J. Babai the Great’s Exegesis of Paul as a Corrective to Evagrian Eschatology // Biblical and Qur’ānic Traditions in the Middle East. Warwick, Rhode Island, 2016. P. 163–182.
Scully J. Isaac of Nineveh’s Ascetical Eschatology. Oxford: Oxford Christian Studies, 2017.
Scully J. Isaac of Nineveh’s Contribution to Syriac Theology: An Eschatological Reworking of Greek Anthropology. Ph.D. dissertation. Marquette University, 2013. P. 22–126.
Solomon of Basrah. The Book of the Bee: the Syriac text edited from the manuscripts in London, Oxford, and Munich with an English translation / ed. E. A. W. Budge. Oxford: The Clarendon Press, 1886.
Tonneau R. O. P. Théodore de Mopsueste. Interprétation du livre de la Genèse // Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 45–64.
Traités d’Isaï le Docteur et de Hnana d’Adiabène sur les martyrs, le vendredi d’or et les rogations, suivis de la confession de foi à réciter par les évêques avant l’ordination / ed., trans. A. Scher // Patrologia orientalis. Paris, 1909. Vol. 7:1. P. 53–82.
Watt J. W. The Syriac Adapter of Evagrius «Centuries» // Studia Patristica. 1982. Vol. 17. Part 3. P. 1388–1395.
Watt J. W. Philoxenus and the Old Syriac Version of Evagrius «Centuries» // Oriens Christianus. 1980. Bd. 64. S. 65–81.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.