«Идите, научите все народы…»: Христос и ученики в Евангелии от Матфея

Авторы

  • Филофей (Артюшин), иеромонах Московская духовная академия

Ключевые слова:

Евангелие от Матфея, нарративный анализ, текст, стратегия, апостолы, следование за Христом, ученик, учитель, Церковь, вера

Аннотация

Автор статьи задается вопросом о том, как выглядит идеал ученого монашества. Служащий примером для подражания духовный облик христианского учителя и ученика рассматривается им на примере отношений научающего Христа и учащихся апостолов в Евангелии от Матфея, в контексте нарративного анализа. Суть этой учебы заключается в подражании Кроткому и Смиренному сердцем Христу (Мф. 11, 29): непрестанном духовном возрастании, в безропотном прохождении евангельской школы смирения, в самоотречении и следовании за Учителем на пути страданий. Наглядной иллюстрацией этому, с герменевтической точки зрения, служит путь читателя, постепенно укореняющегося в этом учении и становящегося подлинным учеником Христа в процессе внимательного и творческого прочтения евангельского нарратива. Выбор именно этого Евангелия автор объясняет тем, что идеальная картина учебного процесса, приносящего видимые результаты, отсутствует у прочих евангелистов, в то время как у Матфея она становится средоточием многих характерных для евангелиста богословских тем: «Церковь малых», маловерие, праведность, милосердие, единство двух Заветов. Также описываются исторические реалии, обусловившие возникновение Евангелия как такового и богословских акцентов, затрагивающих идеал ученика.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Филофей (Артюшин), иеромонах, Московская духовная академия

доктор богословия, доцент, преподаватель кафедры Библеистики МДА

Библиографические ссылки

Практический курс древнееврейского языка Ветхого Завета: первый год обучения / Сост. Л. Грилихес, свящ., Е. Б. Новиков. М., 1996

Грилихес Л., прот. Археология текста. Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М., 1999.

Филофей (Артюшин), иерод. Образ Мессии в Евангелии от Матфея: от нарративного анализа к нарративному богословию // Материалы ежегодной научно-богословской конференции СПбДА. 30 октября 2015 г. Материалы международной конференции «Приходское служение и общинная жизнь». 1 октября 2015 г. Сборник докладов. СПб., 2015. С. 28-33.

Artyushin S. Colui che fa misericordia. Lc. 10, 25-37 in chiave comunicativa. R., 2009.

Artyushin S. Raccontare la salvezza attraverso lo sguardo. Portata salvifica e implicazioni pragmatiche del "vedere Gesù" nel Vangelo di Luca. R., 2014 (Tesi Gregoriana. Serie Teologia 203).

Bosch D. J. Transforming Mission: Paradigm Shifts in Theology of Mission. Maryknoll (NY), 1991.

Bosch D. J. I molti volti della missione nel Nuovo Testamento. Ritorno alle radici della missione. II. La missione in Matteo // URL: http://www.chiesamissionaria.it/ ita/Bibbia/Bosch/Matteo.htm (дата обращения 16.06.2017).

Fusco V. La casa sulla roccia. Temi spirituali di Matteo. Milano, 1994.

Greeven H. Προσκυνέω, προσκύνησις // Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament / Ed. G. Kittel, G. Friedrich. Stuttgart, 1959. Bd. 6. S. 758-766.

Grilli M. Autore e lettore: il problema della comunicazione nell'ambito dell'esegesi biblica // Gregorianum. 1993. Vol. 74. P. 447-459.

Grilli M. Il mandato missionario. Lettura di Mt. 28, 16-20 in chiave comunicativa // Studia Missionalia. 2003. Vol. 52. P. 23-50.

Grilli M. Quale rapporto tra i due Testamenti? Riflessione critica sui modelli ermeneutici classici concernenti l'unità delle Scritture. Bologna, 2007.

Grilli M. Scriba dell'Antico e del Nuovo. Il Vangelo di Matteo. Bologna, 2011. Grilli 2016 - Grilli M. Il discorso della montagna. Utopia o prassi quotidiana? Bologna, 2016.

Guidi M. La chiamata al discepolato e l'apprendimento della misericordia (Mt 9, 9-13) // I vangeli della misericordia / Ed. G. Michelini. Milano, 2016. P. 9-36.

Hagner D. A. Matthew 1-13. Dallas (TX), 1993 (Word Biblical Commentary 33A).

Kim J. R. "Perché io sono mite e umile di cuore" (Mt. 11, 29): studio esegetico-teologico sull'umiltà del Messia secondo Matteo: dimensione cristologica e risvolti ecclesiologici. R., 2005 (Tesi Gregoriana. Serie Teologia 120).

Liddell H. G., Scott R., Jones H. S. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1961-91996.

Luz U. Das Evangelium nach Matthäus. Neukirchen-Vluyn, 1990. Bd. 1. (Mt. 1-7). Bd. 2. (Mt. 8-17). Bd. 3. (Mt. 18-25).

Maggioni B. Il racconto di Matteo. Assisi, 21983.

Mello A. Questa è la nuova alleanza nel mio sangue. Tesi sull'unità dell'antica e della nuova alleanza» // Studi ecumenici. 1987. Vol. 5. P. 209-220.

Moreschini C., Norelli E. Storia della letteratura cristiana antica greca e latina. Vol. 1. Da Paolo all'età costantiniana. Brescia, 1995.

Schrenk G. Δίκη, δίκαιος, δικαιοσύνη… // Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament / Ed. G. Kittel, G. Friedrich. Stuttgart, 1935. Bd. 2. S. 178-225.

Schrenk G. Θέλω, θέλημα, θέλησις // Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament / Ed. G. Kittel, G. Friedrich. Stuttgart, 1937. Bd. 3. S. 44-62.

Stefani P. Introduzione all'ebraismo. Brescia, 1995 (Introduzioni e trattati 6).

Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Т. 1б: Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007.

Григорий Богослов, свт. Творения. СПб., 1912. Т. 1.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 2.

Novum Testamentum Graece / Ed. E. Nestle, K. Aland et al. Stuttgart, 1993.

Загрузки

Опубликован

2017-06-15

Как цитировать

(1)
Артюшин, Ф. «Идите, научите все народы…»: Христос и ученики в Евангелии от Матфея. БВ 2017, 21-55.

Выпуск

Раздел

Библеистика

Категории