Coвременный метод нарративного анализа и возможности его использования в православной библеистике
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2015-1617-23-55Ключевые слова:
библеистика, нарративный анализ, нарративное богословие, описательное богословиеАннотация
Публикация представляет собой очерк достижений современного метода нарративного анализа в западной библеистике через призму православной экзегетической традиции. Описываются основные представители, течения и приемы нарративного подхода, указывается на преимущество нарративного метода в библеистике над историко-критическим и фундаменталистским прочтениями. Делается вывод о большом потенциале применения западного нарративного анализа в православной библеистике, в форме так называемого нарративного богословия, сопровождаемого святоотеческими комментариями, актуальность которого зиждется на самом описательном характере восточного православного богословия.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е. М., 1976.
Иларион (Троицкий), архиеп. Богословие и свобода Церкви (О задачах освободительной войны в области русского богословия) // БВ. 1915. Т. 3. № 9. С. 98-134, 1-я пагин.
Мецгер Б., Эрман Барт Д. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала / Пер. с англ. Д. Браткина (Серия «Современная библеистика»). М., 2013.
Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет. М., 2012.
Пропп 1969 - Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
Тисельтон Э. Герменевтика / Пер. с англ. О. Розенберг. Черкассы, 2011.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.-Л., 1925.
Филофей (Артюшин), иерод. Образ Мессии в Евангелии от Матфея: от нарративного анализа к нарративному богословию // Материалы ежегодной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской Духовной Академии. Материалы международной конференции «Приходское служение и общинная жизнь». СПб., 2015. С. 28-33.
Фоломешкина С. Cовременные интерпретации Евангелия от Марка в американских экзегетических школах. М., 1999.
Уильямс P. О христианском богословии / Пер. с англ. Н. Холмогоровой. М., 2004.
Шмид В. Нарратология. М., 2003.
Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. / Пер. с англ. СПб., 2002.
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. СПб., 2007.
Эко У. Шесть прогулок. СПб., 2007.
Aletti J.-N. Il racconto come teologia. Studio narrativo del terzo vangelo e del libro degli Atti degli Apostoli. Roma, 1996.
Aletti J.-N. L’art de raconter Jésus Christ. L’écriture narrative de l’Evangile de Luc. Paris, 1989.
Aletti J.-N., ed. Vocabulaire raisonné de l'exégèse biblique: les mots, les approches, les auteurs. Paris, 2005.
Alonso Schökel L. Erzählkunst im Buche der Richter // Biblica. 1961. Vol. 42. S. 148-172.
Alonso Schökel L. Il metodo storico critico, criticato. Per avvio di discussione // Ricerche storico-bibliche. 1990. Vol. 2. P. 69-73.
Alter R. The Art of Biblical Narrative. N. Y., 1981.
Auerbach E. Mimesis. Dargestellte Wirklichkeit in der abendländischen Literatur. Bern, 1946.
Artyushin S. Raccontare la salvezza attraverso lo sguardo. Portata salvifica e implicazioni pragmatiche del «vedere Gesù» nel Vangelo di Luca. Roma, 2014. (Tesi Gregoriana. Serie Teologia 203).
Artyushin S. Colui che fa misericordia. Lc 10:25-37 in chiave comunicativa. Roma, 2009.
Baur F. Ch. Die Christuspartei in der korinthischen Gemeinde, der Gegensatz des petrinischen und paulinischen Christentums in der ältesten Kirche, der Apostel Petrus in Rom // Tübinger Zeitschrift für Theologie 1831. Vol. 4. S. 61-206.
Berger K. Exegese des Neuen Testaments. Neue Wege vom Text zur Auslegung, Uni-Taschenbücher 658. Heidelberg, 1984.
Booth Wayne C. A. Rhetoric of Irony. Chicago, 1974.
Bourquin Y. Marc, une théologie de la fragilité. Obscure clarté d'une narration. Genève, 2005.
Bianchi C. Pragmatica del linguaggio. Bari, 2008.
Brodeur S. Vangelo di Dio, retorica di Paolo, chiesa di Roma. Parola di salvezza anche per i «nostri cuori» (Rm 5, 5). // La Bibbia si apre a Pasqua: il lezionario della Veglia pasquale: storia, esegesi, liturgia / J.-P. Sonnet, ed. Cinisello Balsamo (Mi) - Roma, 2016. P. 175-194.
Buber M., Rosenzweig F. Die Schrift und ihre Verdeutschung. B., 1936.
Bultmann R. Die Geschichte der synoptischen Tradition. Göttingen, 1967.
Chatman S. Story and discourse. Narrative Structure in Fiction and Film. Ithaca. N. Y.-L., 1978.
Сompiani M. Fuga, silenzio e paura. La conclusione del Vangelo di Mc. Studio di Mc 16:1-20. Roma, 2011 (Tesi Gregoriana. Serie Teologia 182).
Costacurta B. Esegesi e lettura credente della Scrittura // Gregorianum. 1992. Vol. 73. P. 739-745.
Daniélou J. Études d'exégèse judéo-chrétienne (Les Testimonia). Paris, 1966.
Dibelius M. Die Formgeschichte des Evangeliums. Tübingen, 1959.
Eco U. Lector in fabula. La cooperazione interpretativa nei testi narrativi. Milano: Bompiani, 1979.
Eco U. Sei passeggiate nei boschi narrativi. Harvard University, Norton Lectures 1992-1993. Milano, 2005.
Fish S. E. Is There a Text in This Class? The Authority of Interpretative Communities. Cambridge MA - L., 1980.
Fitzmyer J. A. The Gospel According to Luke. Introduction, Translation, and Notes. V. I-II. «Anchor Bible 28-28A», Garden City NY, 1981-1985.
Fokkelman J. P. Narrative Art in Genesis: Specimens of Stylistic and Structural Analysis. Assen-Amsterdam, 1975.
Fornara R. La storia del Dio che crea. Verso un concetto di «nuovo» nell'Antico Testamento // Cristo Omega e Alfa / C. Doglio, ed. Genova, 1999. P. 17-65.
Fusco V. Oltre la parabola. Introduzione alle parabole di Gesù. «Kyrios». Roma, 2002.
Gabler J. Ph. De iusto discrimine theologiae biblicae et dogmaticae regundisque recte utriusque finibus // Id. Opuscula academica: Kleinere theologische Schriften. B. II / Th. A. Gabler, J. G. Gabler, ed. Ulm, 1831. P. 179-198.
Gargano I. La metodologia esegetica dei Padri // Metodologia dell'Antico Testamento / H. Simian-Yofre, ed. Bologna, 1995. P. 208-215.
Genette G. Figures III. «Poétique». Paris, 1972.
Genette G. Nouveau discours du récit. «Poétique». Paris, 1983.
Gnilka J. Das Evangelium nach Markus. B I. (Mk 1-8, 26).
«Evangelisch-Katholischer Kommentar zum Neuen Testament II/1». Zürich-Neukirchen-Vluyn, 1978.
Grilli M. Evento comunicativo e interpretazione di un testo biblico // Gregorianum. 2002. Vol. 83/4. P. 655-678.
Grilli M. La pena di morte alla luce del pensiero biblico sulla giustizia // Gregorianum. 2007. Vol. 88. P. 67-91.
Grilli M. La violenza di Dio e la croce. Un contributo sull'immagine di Dio nei Vangeli Sinottici // La violenza nella Bibbia / L. Mazzinghi, ed. Bologna, 2008 (Ricerche storico-bibliche). P. 135-155.
Grilli M. Scriba dellʼAntico e del Nuovo. 2011.
Grilli M. L'impotenza che salva. Il mistero della croce in Mc 8:27-10:52. Lettura in chiave comunicativa. Bologna, 2012 (Studi biblici 58).
Grilli M. «Paradosso» e «mistero»: il vangelo di Marco. Bologna, 2012.
Grilli M. Parola di Dio e linguaggio umano. Verso una pragmatica della comunicazione nei testi biblici // Gregorianum. 2013. Vol. 94/3. P. 525-547.
Gunkel 1910 - Gunkel H. Genesis. Handkommentar zum Alten Testament 1. 1. Göttingen, 1910.
Gunkel H. Einleitung in die Psalmen: Die Gattungen der religiösen Lyrik Israels. Handkommentar zum Alten Testament, Ergänzungsband. Göttingen, 1933.
Hamm D. Sight to the Blind. Vision as Metaphor in Luke // Biblica. 1986. Vol. 67. P. 457-477.
L’interpretazione della Bibbia nella Chiesa. Discorso di Sua Santità Giovanni Paolo II e Documento della Pontificia Commissione Biblica. Città del Vaticano, 1993.
Iser W. Der implizite Leser: Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett. München, 1972.
Iser W. Der Akt des Lesens: Theorie ästhetischer Wirkung. München, 1984.
Jakobson R. Closing Statement: Linguistics and Poetics // Style in Language / ed. Sebeok Thomas A. Cambridge MA, 1964. P. 15-32.
Kraus H.-J. Die Biblische Theologie. Ihre Geschichte und Problematik. Vivimus ex uno. Neukirchen-Vluyn, 1970.
Labahn M. «Blinded by the Light»: Blindheit, sehen und Licht in Joh 9. Ein Spiel von Variation und Wiederholung durch Erzählung und Metapher // Repetitions and Variations in the Fourth Gospel: Style, Text, Interpretation / G. van Belle, P. Maritz, ed. Leuven-Paris-Walpole MA, 2009. P. 453-509 (Bibliotheca Ephemerides theologicae Lovanienses 223).
Luz U. Das Evangelium nach Matthäus. B. I. (Mt 1-7). Neukirchen-Vluyn, 1985 (Evangelisch-Katholischer Kommentar zum Neuen Testament I/1).
Malbon E. S. Narrative Criticism: How Does the Story Mean? // Mark and Method. New Approaches in Biblical Studies / J. S. Anderson, S. D. Moore, ed.. Minneapolis, 1992. P. 23-49.
Marconi G. La veste (esthēs) come categoria ermeneutica del «vedere» e semantica del divino negli scritti lucani, ovvero l'estetica non-umana la Luca // RivB 1999. Vol. 39. P. 3-23.
Marguerat D. Entrer dans le monde du récit // Quand la Bible se raconte / ed. D. Marguerat. Paris, 2003. P. 9-37; воспроизведено в: Сahier Évangile. 2003. Vol. 127. P. 9-37.
Martini C. M. L’itinerario spirituale dei dodici nel Vangelo di Marco. Roma, 1987.
Molangi Tomoyakabini 2010 - Molangi Tomoyakabini R. A. Jésus «déracine» et «plante» (Mt 21-25): à propos du présumé antijudaïsme de (ou en) Mt 21-23. Roma, 2010 (Dissertazione: Pontificia Universitas Gregoriana).
Oniszczuk J., S. I. L'analisi retorica biblica e semitica // Gregorianum. Vol. 94/3. 2013. P. 479-501.
Patte D. What is Structural Exegesis? Philadelphia, 1976.
Powell M. A. What is narrative сriticism? Minneapolis, 1990.
Ramos Pérez F. Ver a Jesús y sus signos, y creer en él. Estudiu exegético-teológico de la relación «ver y creer» en el evangelio según san Juan. R., 2004.
Ricœur P. Le récit interprétatif. Exégèse et théologie dans les récits de la Passion / Revue des sciences religieuses. 1985. Vol. 73. P. 18-19.
Ricœur P. Temps et récit. V. I-III. Paris, 1983-1985.
Sakr M. Le Sévère Sauveur. Lecture pragmatique des sept «Ouai» dans Mt 23:13-36. Bern, 2005.
Segalla G. Teologia biblica // Nuovo dizionario di Teologia Biblica. Milano, 1988.
Simian-Yofre H. Acronia: i metodi strutturalisti // Metodologia dell'Antico Testamento / H. Simian-Yofre, ed. Bologna, 1995 (Studi biblici 25). P. 121-137.
Ska J. L. «Our Fathers Have Told Us». Introduction to the Analysis of Hebrew Narratives. Roma, 2000.
Ska J. L. Glossario // Metodologia dell'Antico Testamento / H. Simian-Yofre, ed. Bologna, 1995. P. 227.
Sonnet J.-P. «Il était un homme...» Le récit biblique entre universalité poétique et particularité historique // Littérature et savoirs(s) / S. Klimis, L. Van Eynde, ed. Bruxelles, 2002. P. 175-187.
Sonnet J.-P. L'analyse narrative des récits bibliques // Manuel d'exégèse de l'Ancien Testament / M. Bauks, C. Nihan, ed. Genève, 2008. P. 47-94.
Stancari P. Stancari P. La novità di Dio. Lettura spirituale del Vangelo secondo Marco. Milano, 1999.
Sternberg M. The Poetics of Biblical Narrative: Ideological Literature and the Drama of Reading. Bloomington, 1985.
Тuñi O. Pasión y muerte de Jesús en el cuarto Evangelio: papel y significación // Revista Catalana de Teologia. 1976. Vol. 1. P. 393-421.
Uspensky B. A Poetics of Composition: The Structure of the Artistic text and Typology of a Compositional Form. Berkeley, 1983.
Wénin A. Le récit et le lecteur // Gregorianum. 2013. Vol. 94. P. 503-523.
Wrede W. Das Messiasgeheimnis in den Evangelien: Zugleich ein Beitrag zum Verständnis des Markusevangeliums. Göttingen, 1901.
Артюшин С. А. Перевод трактата свт. Амвросия Медиоланского «О патриархе Иосифе» (De Josepho Patriarcha). Сергиев Посад, 2006 (машинопись).
Амвросий Медиоланский, свт. Об Иосифе / Пер. с лат., предисл. и комм. С. А. Артюшина // Амвросий Медиоланский, свт. Собрание сочинений. М., 2013. Т. 3. С. 331-419.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Copyright (c) 2015 Филофей (Артюшин), иеромонах
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.