Память смертная и светоносная смерть в творчестве И. С. Шмелёва
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2024.53.2.010Ключевые слова:
литература русского зарубежья, Иван Сергеевич Шмелёв, тема смерти, память смертная, духовное деланиеАннотация
Основная цель исследования — продолжить изучение проблемы смерти в творчестве И. С. Шмелёва, в частности выявить понимание проблемы памяти смертной в произведениях писателя, а также рассмотреть особенности художественного изображения смерти как светоносного явления. В работе применяются сравнительно-исторический метод и метод филологического анализа. Для достижения указанной цели анализируются художественные произведения И. С. Шмелёва, в которых встречается тема смерти, в частности, романы «История любовная», «Лето Господне», «Пути Небесные», повесть «Богомолье», «Росстани», «Солнце мёртвых» и другие. Особенности изображения светоносной смерти рассматриваются в творчестве И. С. Шмелёва в сопоставлении с произведениями Л. Н. Толстого, затрагивающими аналогичную тему. Наиболее важные результаты исследования: положительный герой прозы Шмелёва живёт с постоянной памятью смертной, что соответствует одной из основных православных святоотеческих аскетических установок. В отличие от Л. Н. Толстого, И. С. Шмелёв подходит к художественному изображению смерти как к явлению светоносному также в традициях православного богословия. Статья продолжает рассмотрение темы смерти в творчестве И. С. Шмелёва, начатую в предыдущей работе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ignatius Antiochenus. Epistulae vii genuinae (recensio media) // Ignace d’Antioche. Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe / éd. P.T. Camelot. Paris: Éditions du Cerf, 41969. (SC; vol. 10). P. 56–154.
Димитрий Ростовский, свт. Алфавит духовный // Сочинения святого Димитрия митрополита Ростовского. Т. 1. Москва: Синод. тип., 1839. С. 283–465.
Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Римлянам // Писания мужей апостольских / пер. прот. П. Преображенского, ред. А. Г. Дунаева и др. Москва: Издательский совет Русской Православной Церкви, 22008. (Творения святых отцов и учителей Церкви). С. [290–295] 352–357.
Толстой Л. Н. [82.] 1869 г. Сентября 4. Саранск // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: [в 90 т.]. Т. 83. Письма к С. А. Толстой 1862–1886. Москва: Художественная литература», 1938. С. 167–168.
Толстой Л. Н. Записки сумасшедшего // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: [в 90 т.]. Т. 26. Москва: Художественная литература, 1936. С. 466–474.
Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: [в 90 т.]. Т. 26. Москва: Художественная литература, 1936. С. 61–113.
Тургенев И. С. Записки охотника. Накануне. Отцы и дети. Москва: Художественная литература, 1971. (Библиотека Всемирной Литературы).
Феофан Затворник, свт. Письмо 792. Злые посевы. Вред, причиняемый сочинениями Льва Толстого для веры, церкви и отечества // Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуск V и VI. Москва, 1994. Т. V. С. 78–79.
Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Ленинград: Соборный разум; Знание, 1991.
Шмелёв И. С. Росстани // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: [в 5 т.]. Т. 1. Москва: Русская книга, 1998. С. 157–224.
Шмелёв И. С. Солнце мертвых. Эпопея // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: [в 5 т.]. Т. 1. Москва: Русская книга, 1998. С. 453–636.
Шмелёв И. С. Свет разума // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: [в 5 т.]. Т. 2. Москва: Русская книга, 1998. С. 76–88.
Шмелёв И. С. Старый Валаам // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: [в 5 т.]. Т. 2. Москва: Русская книга, 1998. С. 346–419.
Шмелёв И. С. Богомолье // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: [в 5 т.]. Т. 4. Москва: Русская книга, 1998. С. 391–553.
Шмелёв И. С. Свет вечный // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: [в 5 т.]. Т. 3. Москва: Русская книга, 1998. С. 216–224.
Шмелёв И. С. Лето Господне // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: [в 5 т.]. Т. 4. Москва: Русская книга, 1998. С. 15–390.
Абуталиева Э. И. Пространство и время как категории художественного сознания в романе И. С. Шмелёва «Лето Господне» // Литература и культура в контексте христианства. Труды 2 международной научной конференции. Ульяновск: Ульян. гос. техн. ун-т, 1999. С. 71–73.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва: Прогресс-Академия, 1992.
Гуревич А. Я. Предисловие. Филипп Арьес: смерть как проблема исторической антропологии // Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва: Прогресс-Академия, 1992. С. 5–32.
Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Москва: Гнозис, 1993.
Кирилл (Зинковский), иером. Учение о материи в сакраментально-антропологическом аспекте в трудах богословов Александрийской школы, Великих Каппадокийцев и преп. Максима Исповедника: [дис… докт. богосл.]. Москва; Санкт-Петербург, 2014.
Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. Москва: Русский Паломник, 2007.
Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелёв. Москва: Скифы, 1991.
Макаров Д. В. Эволюция световых образов в творчестве И. С. Шмелёва // БВ. 2019. № 4 (35). C. 257−278.
Макаров Д. В. Монастырь в жизни и творчестве И. С. Шмелёва // БВ. 2022. № 4 (47). С. 227–255.
Прокопов Т. Ф. Москворецкий Златоуст // Шмелёв И. С. Неупиваемая Чаша: Романы. Повести. Статьи. Москва: Школа-пресс, 1996. С. 5–46.
Сергий (Соколов), еп. Толкование на группу стихов: Ис. 61, 1. [Электронный ресурс]. URL: https://ekzeget.ru/bible/kniga-proroka-isaii/glava-61/stih-1/ (дата обращения 18.02.2024).
Черников А. П. Проза Шмелёва: концепция мира и человека. Калуга: Калуж. обл. ин-т усовершенствования учителей, 1995.
Powell A. E. The Astral Body. Wheaton (Ill.): The Theosophical Publishing House, 1972.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.