Народный духовник пещер Гефсиманского скита: образ преподобного Варнавы Гефсиманского в прозе И. С. Шмелёва
DOI:
https://doi.org/10.31802/2500-1450-2020-37-2-324-342Ключевые слова:
литература русского зарубежья, творчество Ивана Сергеевича Шмелёва, преподобный Варнава Гефсиманский, преподобный Серафим СаровскийАннотация
Основная цель исследования - изучить образ преподобного Варнавы Гефсиманского в творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва, а также показать значение в судьбе писателя личного общения со старцем Варнавой. В работе применяется сравнительно-исторический метод и метод филологического анализа. Для достижения указанной цели анализируется биография писателя, художественные произведения И.С. Шмелёва, в которых встречается образ преподобного Варнавы Гефсиманского, в частности романы «История любовная», «Лето Господне», «Пути Небесные», повесть «Богомолье», очерк «У старца Варнавы» и другие. Наиболее важные результаты исследования: И. С. Шмелёв создаёт образы праведников, опираясь на эстетическую традицию православия изображать святых и праведников в сиянии света. Немаловажным эстетическим приёмом является изображение человека глазами ребенка, стоящего на границе «ангельского» возраста, который, глядя на людей, воспринимает в силу своей духовной чистоты не столько их внешний облик, сколько состояние души: светлое или тёмное. При этом светоносность выстраивается в художественной системе И. С. Шмелёва в чёткую иерархию, которая основана на святоотеческой православной иерархии, выраженной словами преподобного Иоанна Лествичника: «Свет монахам - ангелы, а свет для всех мирских - монахи и монашеское житие», что наглядно показывает глубокую укорененность эстетического мышления писателя в православной культурной традиции.
Скачивания
Библиографические ссылки
Георгий (тертышников), архим. Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита.
Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.
Зеелер В. Последний день Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва / под ред. В. А. Маевского. München: Dr. Peter Belej, 1956. Ч. 1. С. 9–14.
Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Сергиев Посад: издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1898.
Карташов А. В. Религиозный путь И. С. Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва / под ред. В. А. Маевского. München: Dr. Peter Belej, 1956. Ч. 2. С. 65–77.
Любомудров А. М. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелёва // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 1994. Сб. 1. С. 361–394.
Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. М.: «Паломник»; Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996.
Религиозно-философская библиотека / изд. М. А. Новосёлова. О цели и смысле жизни. Вып. ХХI. Ч. 2. Вышний Волочёк: тип. В. С. Соколовой, 1909.
О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым. (По собственноручным записям последнего, с предисловием Н. П.). Сергиев Посад: тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914.
Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь. СПб.: КИТИС, 1991.
Серафим, архиепископ Чикагский и Детройтский. Бытописатель русского благочестия (к десятилетию со дня кончины И. С. Шмелёва). 1960 // НИОР РГБ Ф. 387. К. 10. Ед. хр. 49.
Сорокина О. Н. Московиана: жизнь и творчество Ивана Шмелёва. М.: Московский рабочий; Скифы, 1994.
Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914.
Шмелёв И. С. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Русская книга, 1998.
Ioannes Climacus. Scala paradisi // PG. T. 88. Col. 631–1164.