Аргументы в сочинении «О сотворении мира» Иоанна Филопона, свидетельствующие о вероятной принадлежности ему «Ареопагитик»

Авторы

  • Накаидзе Александр Гивиевич Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2020.39.4.009

Ключевые слова:

Псевдо-Дионисий Ареопагит, Ареопагитский корпус, Иоанн Филопон, «De opificio mundi», Иоанн Скифопольский, прп. Максим Исповедник, Прокл Диадох, богословие, неоплатонизм, христология, богомужная природа

Аннотация

Сравнение сочинений выдающегося византийского мыслителя Иоанна Филопона (или Грамматика) (~ 490–575 гг.) с Ареопагитским корпусом является непростой задачей. Значение последнего для византийской богословско-философской и поздней средневековой мысли трудно переоценить. Нелегко вкратце изложить всё богатство идейного содержания упомянутых многогранных произведений. На это указывает и обилие комментариев, созданных к ним в разное время. В настоящем исследовании разбирается главным образом сходство богословско-философских концепций Иоанна Филопона и «Ареопагитик» и его следы в трактате «О сотворении мира» («De opificio mundi»). Также отчасти затрагиваются отразившиеся там христологические споры. Выясняется возможность принадлежности корпуса «Ареопагитик» Филопону путём выборочного анализа сочинения «О сотворении мира». В указанных творениях рассматриваются элементы, наиболее близкие к неоплатонической философии (особенно к воззрениям Прокла). Показано, что именно через это проявляется наибольшее сходство.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Накаидзе Александр Гивиевич, Московская духовная академия

аспирант кафедры филологии Московской духовной академии

141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, Академия

Библиографические ссылки

Источники

Septuaginta Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes / ed. A. Rahlfs, R. Hanhart. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2006.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Российское библейское общество, 2012.

Corpus Dionysiacum II. Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia, De ecclesiastica hierarchia, De mystica theologia, Epistulae / hrsg. G. Heil, A. M. Ritter. Berlin: Walter de Gruyter, 22012. (PTS; 67).

Cosmas Indicopleustès. La Topographie chrétienne. T. 1 (Livres I–IV) / éd. W. G. Wolska. Paris: Les Éditions du Cerf, 1968. (SC; vol. 141).

Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique, vol. 1 / ed. G. Bardy. Рaris: Les Éditions du Cerf, 1952. (SC; vol. 31).

Iamblichus On the Mysteries / tr. with Introductions and Notes E. C. Clarke [et al.]. Atlanta (GA): Society of Biblical Literature, 2003. (Writings from the Greco-Roman World; 4).

Iohannes Philoponus. De aetemitate mundi contra Proclum / ed. H. Rabe. Lipsiae: Typis В. G. Teübneri, 1899 (Hildesheim, r1963).

Iohannes Philoponus. De opificio mundi. Libri 7 / ed. G. Reichardt. Lipsiae: Teubner, 1782 (r1897). (ВТ).

Iohannes Philoponus. Diaetetes seu arbiter // Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Ein griechische Florilegium aus der Wende des 7 und 8 Jahrhunderts / hrsg. F. Diekamp. Münster: Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, 1907. S. 272–283.

Iohannes Philoponus. Epistula ad Iustinianum imperatorem // Opuscula monophysitica Ioannis Philoponi / ed. A. Sanda. Beirut: Beryti Phoeniciorum Typographia Catholica PP. Soc. Jesu, 1930. Syr. text: P. 123–130; lat. tr.: P. 172–180.

Jean Philopon. La création du monde / ed. M.-C. Rosset, M.-H. Congourdeau. Paris: Migne, 2004. (Les Pères dans la Foi; 87–88).

Leontius Hierosolymitanus. De sectis // PG. 86A. Col. 1193–1268.

Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica ad Marinum (Tomus dogmaticus ad Marinum presbyterum) // PG. 91. Col. 227–286.

Maximus Confessor. Scholia in corpus Areopagiticum (frag.) // PG. 4. Col. 13–576.

Nicephorus Callistus. Historia ecclesiastica. Т. XV–XVIII // PG. 147. Сol. 9–448.

Origène. Contre Celse. Т. 1 (Livres I–II) / ed. M. Borret. Paris: Les Éditions du Cerf, 1967. (SC; vol. 132).

Photius. Bibliothèque / ed., tr. R. Henry. Paris: Les Belles Lettres, 1959. Vol. 1.

Photius. Bibliothèque / ed., tr. R. Henry. Paris: Les Belles Lettres, 1962. Vol. 3.

Proclus. Théologie platonicienne / ed. H. D. Saffrey, L. G. Westerink. Paris: Les Belles Lettres, 1974. Liv. 2.

Proclus. Théologie platonicienne / ed. H. D. Saffrey, L. G. Westerink. Paris: Les Belles Lettres, 1981. Liv. 4.

Sacrorum Concilioruni nova, et amplissima collectio. T. 8 / ed. J. D. Mansi. Florentiae, 1762. (Paris; Leipzig, r1901).

Sévère d'Antioche. La polémique antijulianiste / ed. R. Hespel. Louvain: Secr. du CorpusSCO, 1969. T. 2B. L'Adversus apologiam Juliani. (CSCO; 302).

Severus Antiochenus. Epistula ad Iohannem abbatem (frag.) // Doctrina patrum de incarnatione Verbi. Ein griechische Florilegium aus der Wende des 7 und 8 Jahrhunderts / hrsg. F. Diekamp. Münster: Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, 1907. S. 309–310.

Simplicii in Aristotelis De caelo Commentaria / ed. I. L. Heiberg. Berolini: Typis et impensis Georgii Reimeri, 1894. (CAG; 7).

Théodoret de Cyr. La Trinité et l’Incarnation (De theologia sanctae Trinitatis et de oeconomia). 2. L’Incarnation du Seigneur / ed. J.-N. Guinot. Paris: Les Éditions du Cerf, 2015. (SC; vol. 575). P. 10–163.

Theodoretus ep. Cyri. Libri v contra Cyrillum et concilium Ephesinum (Pentalogus) // PG. 84. Col. 65–88.

The Syriac Chronicle known as that of Zachariah of Mitylene / tr. F. J. Hamilton, E. W. Brooks. London: Methuen and Co., 1899.

Timotheus Constantinopolitanus presb. De iis qui ad Ecclesiam accedunt, sive De receptione haereticorum // PG. 86A. Col. 12–68.

Zacharias Rhetor. Vita Severi // Sévère, Patriarche d’Antioche 512–518 / ed., tr. M.-A. Kugener. Paris: Librairie de Paris, 1907 (Turnhout, r1971). Pars. 1. Vie de Sévère par Zacharie le scholastique. (PO; 2). P. 7–115.

Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями прп. Максима Исповедника / пер. с греч. и вступ. ст. Г. М Прохорова. 6-е изд., испр. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2017. («Библиотека христианской мысли. Источники»).

Литература

Balthazar H. U. u. La gloire et la croix. Vol. 1: Stiles. D’Irénée à Dante. Paris: Aubier, 1968.

Bardy G. Jean Philopon // DTC. 1924. Vol. 8. P. 831–839.

Blumenthal H. J. John Philoponus and Stephanus of Alexandria: two Neoplatonic Christian Commentators on Aristotle? // The Neoplatonists, Neoplatonism and Christian Thought / ed. D. J. O’Meara. Albany: SUNY Press, 1982. P. 54–63.

Böhm W. Johannes Philoponus. Grammatikos von Alexandrian (6. Jh. n. Chr.). Christliche Naturwissenschaft im Ausklang der Antike Vorläufer der modernen Physik Wissenschaft und Bibel. München; Paderbom; Wien: Schöningh, 1967.

Constas M. Maximus the Confessor, Dionysius the Areopagite, and the Transformation of Christian Neoplatonism // Analogia. 2017. Vol. 2. P. 1–12.

De Groot J. Aristotle and Philoponus on Light. New York; London: Garland Publishing, Inc., 1991.

Denys l'Aréopagite (pseudo-) // Dictionnaire de Philosophes Antiques / ed. R. Goulet. Paris: CNRS Éditions, 1994. T. 2. Babélyca d’Argos à Dyscolius. P. 727–742.

Ehrhard A. Die Cyrill von Alexandrien zugeschriebene Schrift Περὶ τῆς τοῦ Κυρίου ἐνανθρωπήσεως, ein Werk Theodoret's von Cyrus // Theologische Quartalschrift. 1888. Bd. 70. S. 179–243, 406–450, 623–653.

Gannagé E. Philopon (Jean-). Tradition arabe // Dictionnaire des Philosophes Antiques, publié sous la direction de R. Goulet. Paris: CNRS editions, 2012. T. 5. De Paccius à Rutilius Rufus. 5a. De Paccius à Plotin. P. 503–563.

Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur (GCAL). Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1944. Bd. 1: Die Übersetzungen. (Studi e Testi; 118).

Guinot J.-N. Introduction // Théodoret de Cyr. La Trinité et l’Incarnation (De theologia sanctae Trinitatis et de oeconomia). 1. La Trinité sainte et vivifiante / ed. J.-N. Guinot. Paris: Les Éditions du Cerf, 2015. (SC; vol. 574). P. 7–210.

Guinot J.-N. Un nouveau fragment grec du Pentalogos de Théodoret de Cyr // Warszawskie Studia Teologiczne. 2007. Vol. 20 (2). P. 117–129.

Hausherr I. Doutes au sujet du “Divin Denys” // OCP. 1936. T. 2. P. 484–490.

Ierodiakonou K. Introduction // Byzantine Philosophy and Its Ancient Sources / ed. K. Ierodiakonou. Oxford: Clarendon Press, 2002. P. 1–13.

Lang U. М. John Philoponus and the Controversies over Chalcedon in the Sixth Century: A Study and Translation of the Arbiter. Leuven: Peeters, 2001. (Spicilegium sacrum lovaniense. Études et documents; 47).

Lebon J. Restitutions à Théodoret de Cyr // Revue d’histoire ecclesiastique. 1930. Vol. 26. P. 523–550.

MacCoull L. S. B. A new look at the career of John Philoponus // JECS. 1995. № 3. P. 47–60.

MacCoull L. S. B. John Philoponus: Egyptian Exegete, Ecclesiastical Politician // Bountiful Harvest: essays in honor of S. K. Brown / ed. A. C. Skinner, D. M. Davis, C. Griffin. Provo, Utah: Neal A. Maxwell Institute for Religious Scholarship, Brigham Young University, 2011. P. 211–222.

MacCoull L. S. B. Philoponus' Letter to Justinian (CPG 7264) // Byzantion. 2003. Vol. 73. P. 390–400.

MacCoull L. S. B. Philosophy in its social context // Egypt in the Byzantine world, 300–700 / ed. R. S. Bagnall. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2007. P. 67–82.

MacCoull L. S. B. The Monophysite Angelology of John Philoponus // Byzantion. 1995. Bd. 65. S. 388–395.

Mainoldi E. S. Why Dionysios the Areopagite? The Invention of the First Father // Studia Patristica. 2017. Vol. 96. P. 425–440.

Mariev S. Hypatios of Ephesos and Ps.-Dionysios Areopagites // BZ. 2014. Bd. 107 (1). S. 113–138.

Perczel I. The Christology of Pseudo-Dionisius the Areopagite: The ‘Fourth Letter’ in its indirect text traditions // Le Museon. 2004. Vol. 117. № 3–4. Р. 409–446.

Perczel I. Theodoret of Cyrrhus: The Main Source of Pseudo-Dionysius’ Christology? // Studia Patristica. 2017. Vol. 96. P. 351–375.

Richard M. Les citations de Théodoret conservées dans la chaîne de Nicétas sur l’Evangile selon saint Luc // Revue biblique. 1934. Vol. 43. P. 88–96.

Rorem P., Lamoreaux J. C. John of Scythopolis and the Dionysian Corpus. Oxford: Clarendon Press, 1998. (Oxford Early Christian Studies).

Saffrey H. D. Le chrétien Jean Philopon et la survivance de l'école d'Alexandrie au VI siècle // Revue des Études Grecques. 1954. Vol. 67. P. 396–410.

Schäfer Chr. Philosophy of Dionysius the Areopagite. Leiden: Brill; Boston, 2006. (Philosophia Antiqua; 99).

Scholten С. Antike Naturphilosophie und christliche Kosmologie in der Schrift “De opificio mundi” des Johannes Philoponos. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1996. (PTS; 45).

Schwartz E. I. Die sogenannten Gegenanathematismen des Nestorius; II. Zur Schriftstellerei Theodorets // Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, Philosophiech-philologische und historische Klasse. 1922/1. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaftenbayerischen, 1922.

Suchla B. R. Die Überlieferung des Prologs des Johannes von Skythopolis zum griechischen Corpus Dionysiacum Areopagiticum // NAWG. 1984. Bd. 4. S. 176–187.

Suchla B. R. Einleitung in die Edition // Corpus Dionysiacum IV/1. Ioannis Scythopolitani Prologus et scholia in Dionysii Areopagitae Librum De Divinis Nominibus cum additamentis interpretum aliorum / hrsg. B. R. Suchla. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2011. (PTS; 62). S. 17–90.

Suchla B. R. Verteidigung eines platonishen Denkmodells einer christlishen Welt // NAWG. 1995. Bd. 1. S. 1–28.

Tihon A. Numeracy and Science // The Oxford Handbook of Byzantine Studies / ed. E. Jeffreys et al. Oxford: Oxford University Press, 2008. Р. 803–819.

Τριαντάρη-Μαρᾶ Σ. Ἡ Γνῶση καὶ ἡ πίστη στόν Ἰωάννη Φιλόπονο. Ἀθῆναι: Ἐπέκταση, 2001.

Чорноморець Ю. П. Вiзантiйський неоплатонiзм вiд Дiонiсiя Ареопагiта до Геннадiя Схоларiя. Київ: Дух i Лiтера, 2010.

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Беневич Г. И. Иоанн Скифопольский // ПЭ. 2010. Т. 24. С. 608–613.

Беневич Г. И. Иоанн Филопон // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2-х т. / сост. Г. И. Беневич. М.; СПб.: «Никея»–РХГА, 2009. Т. 2 (Smaragdos Philocalias; Византийская философия; т. 4). С. 33–54.

Беневич Г. И., Лакомкин В., свящ. Иоанн Филопон // ПЭ. 2010. Т. 24. С. 628–647.

Бирюков Д. С. Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2-х т. / сост. Г. И. Беневич. М.; СПб.: «Никея»–РХГА, 2009. Т. 2 (Smaragdos Philocalias; Византийская философия; т. 4). С. 7–18.

Варламова М. Н. Влияние полемики Филопона против вечности мира на византийскую философию // Научная сессия ГУАП. Cборник докладов. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. 2016. С. 21–33.

Давыденков О., прот. Христологическая система умеренного монофизитства и её место в истории византийской богословской мысли: дисс. на соискан. учёной степ. доктора теологии. М.: ПСТГУ, 2018.

Дионисий (Шлёнов), иером., Фокин А. Р. «Ареопагитики» // ПЭ. 2001. Т. 3. С. 195–213.

Зайцев Д. В. Ипатий I // ПЭ. 2011. Т. 26. С. 169.

Лосский В. Н. Боговидение / пер. с фр. В. А. Решиковой. Сост. и вступ. ст. А. С. Филоненко. М.: АСТ, 2006. (Philosophy; 9).

Ткачёв Е. В., Крашенинникова Н. Н. Пётр Ивер // ПЭ. 2019. Т. 56. С. 46–52.

Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V–VIII веков. Минск: изд. Белорусского Экзархата, 2006.

Шичалин Ю. А. Иоанн Филопон // Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 148–149.

Чорноморець Ю. П. Вiзантiйський неоплатонiзм вiд Дiонiсiя Ареопагiта до Геннадiя Схоларiя. Київ: Дух і літера, 2010.

Электронные ресурсы

Vranic V. The Christology of the Fourth Letter of Pseudo-Dionysius Areopagite: Chalcedonian or Monophysite? [Электронный ресурс]. https://www.academia.edu/1044267 (дата обращения: 4.07.2020).

Чорноморец Ю. П., Карпенко О. «Византийский неоплатонизм от Дионисия Ареопагита до Геннадия Схолария» Юрия Черноморца [Интервью с Ю. Черноморцем]. [Электронный ресурс]. http://archive.bogoslov.ru/text/1556874/index.html (дата обращения: 9.12.2020).

Загрузки

Опубликован

2021-01-27

Как цитировать

(1)
Накаидзе, А. Г. Аргументы в сочинении «О сотворении мира» Иоанна Филопона, свидетельствующие о вероятной принадлежности ему «Ареопагитик». БВ 2021, 154-187.

Выпуск

Раздел

Патрология и восточно-христианская литература

Категории