Понятие «аватон» (ἄβατον) в христианской литературе и византийской монашеской традиции

Авторы

  • Дионисий (Шленов), игумен Московская духовная академия

Ключевые слова:

монашество, каноны, Византия, Святая Гора Афон, подвиг, уединение, гора, недоступность, запрет

Аннотация

В статье рассматривается понятие «аватон» (ἄβατον), которое в дословном переводе с древнегреческого языка обозначает недосягаемость того или иного места или явления. Особое значение данное понятие и соответствующая ему практика приобрели именно в истории византийского монашества вообще и Святой Афонской горы в частности. Хотя в средневековых афонских актах и документах не говорится о запрете женщинам на посещение Афона, данный запрет всегда подразумевается. Разное отношение к несоблюдению «аватона» подтверждает сложившуюся в Византии дифференцированную практику исключений для высокопоставленных посетителей. В современном мире «аватон» Афона является своеобразным символом монашеской строгости и чистоты веры. Недосягаемость мужских монастырей Святой Горы для лиц противоположного пола считается в Православной Церкви не дискретидатцией прав, а реализацией возможности осуществления монашеского идеала в максимально благоприятных условиях. С точки зрения традиции Церкви, монах-подвижник, молящийся за мир, приносит миру не меньшую пользу, чем тот, кто занимает активную позицию в мире. В год 1000-летия русского присутствия на Афоне понимание многогранного смысла «аватона» позволяет оценить подвиг русского монашества в колыбели монашеской традиции второго тысячелетия.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дионисий (Шленов), игумен, Московская духовная академия

кандидат богословия, доцент кафедры Филологии МДА, заведующий библиотекой МДА

vestnik@mda.ru

Библиографические ссылки

Ангелопулос А. Монашка заjедница Свете Горе. Хиландар, 1997.

Благовещенский П. А. Афон. Путевые впечатления Н. А. Благовещенского. СПб., 1864.

Игумен Дионисий (Шленов). Три монашеских обета: каноническое и богословское содержание//Монастыри и монашество: традиции и современность: I Международная богословская научно-практическая конференция 23-24 сентября 2013 г., Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М., 2013. С. 115-156.

Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеимоновского монастыря священно-архимандрита Макария (Сушкина). СПб., 1895.

История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Святая Гора Афон, 2015 (РА 4).

История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1735 до 1912 года. Святая Гора Афон, 2015 (РА 5).

История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с 1912 до 2015 года. Святая Гора Афон, 2015 (РА 6).

Михайлов П. Б., Дионисий (Шленов), иером. и др. Василий Великий // ПЭ. 2004. Т. 7. С. 131-191.

Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.

Переписка библиотекаря Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне отца Матфея с учеными востоковедами России и других стран. Святая Гора Афон, 2015 (РА 11).

Русский афонский отечник XIX-XX веков или избранные жизнеописания русских старцев и подвижников, живших на Афоне в XIX-XX веках. Святая Гора Афон, 2012 (РА 1).

Смирнова И. Ю. Поездка британского посла в Константинополе Ч. Стрэтфорда-Каннинга на Афон (1850 г.) в документах Архива внешней политики Российской империи//Отечественные архивы. 2013. № 4. С. 53-60.

Старцы-возобновители Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Ч. 2. Игумен русских афонцев -старец Макарий. Святая Гора Афон, 2016 (РА 9.2).

Beck Η.-G. Das byzantinische Jahrtausend. München, 1978.

Δορόθεος μοναχός. Ἄβατον//Δορόθεος Βατοπεδινὸς μοναχός. Ἅγιον ὄρος. Μύηση στη ἱστορία του καὶ στη ζωή του. Μέρος Β΄. Κατερίνη, 1985. Σ. 6.

Μητρ. Αχελώου Ευθύμιος. Αβατον, Το δέος τῆς χαρισματικῆς τελείωσης τῆς φύσης//Ανατολικός Ορθόδοξος Μοναχισμός. T. 3. Κέρκυρα, 2011. Σ. 637-646.

Frazee Ch. A. Late Roman and Byzantine Legislation on monastic life from the Forth to the Eighth Centuries//Church History. 1982. Vol. 51. 3. P. 263-279.

Καρακουλάκης Ε. Διοικηση και οργάμωση του Αγίου Ορους. Ι. Μ. Κουτλουμουσίου. Άγιον Όρος, 2007.

Konidaris I. The Mount Athos. Avaton. 2003.

De Meester P. De monachico statu juxta disciplinam byzantinam. Statuta selectis fontibus et commentariis instructa. Typis polyglottis Vaticanis, 1942.

Μαμαλάκης Ι. Π. Το άγιον όρος διά μέσου των αιώνων. Θεσσαλονίκη, 1971.

Παπαδημητρίου-Δούκας Ν. Δ. Αγιοτειτικοί θεσμοί. Αθ., 2002.

Ράλλης Κ. Περὶ τοῦ ἀβάτου τῶν μοναστηρίων κατὰ τὸ δἰκαιον τῆς Ὀρθοδόξου Ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας. Αθ., 1898 (1908).

Talbot A.-M. Women and Mt. Athos//Mount Athos and Byzantine Monasticism. Variorum, 1996. P. 67-80.

Загрузки

Опубликован

2016-08-15

Как цитировать

(1)
Шленов, Д. Понятие «аватон» (ἄβατον) в христианской литературе и византийской монашеской традиции. БВ 2016, 264-297.

Выпуск

Раздел

История Церкви

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>