The History of Eastern Slavic Paganism Academic Research: Review of the Sources After 1917
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2023.47.4.016Keywords:
Russian religiosity, dual faith, historiography of Old Russian paganism, archaic representations of the Eastern Slavs, Slavic paganismAbstract
This article is a continuation of the academic research review in the eld of the Eastern Slavs’ beliefs published in the previous issues of Theological Herald, no. 1 (44) and no. 3 (46), 2022. The author stresses the fact that the shaping and development of the main academic schools studying the pre-Christian spiritual tradition of the Slavs arose in Soviet times and took place under the atheistic ideology pressure.This brought to the emergence of ideologically oriented works (Kagarov) as well as to the shift of researchers’ interests to the fairy-tale material (Propp) and agrarian tradition (Chicherov, Sokolova) areas of study. The article examines the most signi cant academic works published in the Soviet period and dedicated to the spiritual heritage of the pre-Christian era. In addition, the author points to the existence of three main groups that set vectors for the advancement of academic studies in the Soviet period in this eld: the state-patriotic group of scholars (Derzhavin, Grekov, Rybakov), the Tartu-Moscow school, in the fold of which the «theory of the basic myth» was couched (Toporov and Ivanov with students), and the Moscow ethnolinguistic school (Tolstoy and a signi cant group of his followers). The methodology used in the review compiling is complex, taking into account not only the data provided by secular scholars (philology, ethnography, religious studies, folklore studies) but also based on the theological vision of the described phenomena.
Downloads
References
Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. Москва: Наука, 1990. С. 64-99.
Баркова А. Л. Введение в мифологию. Москва: Рипол-Классик, 2018.
Баркова А. Л. Сотворение мира. Богиня-Мать. Бог Земли. Бессмертная Возлюбленная: Четыре лекции о мифологических универсалиях. Москва: Рипол-Классик, 2018.
Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. Москва: Индрик, 1999.
Белова О. В., Кабакова Г. И. У истоков мира: русские этиологические сказки и легенды.
Москва: Институт Славяноведения РАН; Форум; Неолит, 2014.
Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. Москва: Наука, 2008.
Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. Москва: Наука, 1978.
Велецкая Н. Н. Символы славянского язычества. Москва: Вече, 2009.
Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. Москва: Наука, 1982.
Виноградова Л. Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции. Москва: Индрик, 2016.
Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. Москва: Индрик, 2000.
Греков Б. Д. Киевская Русь. Ленинград: Госполитиздат, 1953.
Державин Н. С. Яфетические переживания в прометеидской славянской традиции // Язык и литература. 1929. Т. I. С. 1-58.
Державин Н. С. Перун в славянском фольклоре // Sborník prací I sjezdu slovanských filologů v Praze. Praha, 1932. Sv. II. P. 45-48.
Державин Н. С. Славяне в древности. Москва: Изд. Академии наук СССР, 1946.
Журавлёв А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. Москва: Индрик, 1994.
Журавлёв А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Москва: Индрик, 2005.
Журавлёв А. Ф. Эволюции смыслов. Москва: ИД ЯСК, 2016.
Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. Москва: Наука, 1974.
Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. Москва: Наука, 1965.
Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. Москва: Ладомир, 2001.
Кабакова Г. И. Русские традиции гостеприимства и застолья. Москва: Неолит, 2016.
Кабакова Г. И. От сказки к сказке. Москва: Редкая птица, 2019.
Кагаров Е. Г. Религия древних славян. Москва: Практические знания, 1918.
Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в обряде (Свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Санкт-Петербург: Наука, 1991. С. 210-234.
Левкиевская Е. Е. Низшая славянская мифология // Очерки славянской культуры. Москва: Индрик, 1996. С. 175-195.
Левкиевская Е. Е. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим светом // Концепт движения в языке и культуре. Москва: Индрик, 1996. С. 185-212.
Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. Москва: Астрель; ACT, 2000.
Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. Москва: Индрик, 2002.
Левкиевская Е. Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский альманах 2003. Москва: Индрик, 2004. С. 342-367.
Левкиевская Е. Е. Обычаи «печатать покойника» и «поднимать воздух» в погребальной обрядности Полесья // Живая старина. 2011. № 4. С. 37-41.
Левкиевская Е. Е. Мифологические механизмы сглаза: агрессоры и их жертвы (на материалах полесской традиции) // In Umbra. Демонология как семиотическая система / ред. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. Москва: Индрик, 2016. С. 333-350.
Левкиевская Е. Е. Русские праздники. Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2019.
Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Ленинград: Наука, 1984. Мифы народов мира / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1-2. Москва: Советская энциклопедия, 1980-1982.
Морозов И. А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодёжных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы». Москва: Лабиринт, 1998.
Морозов И. А., Бутовская М. Л., Махов А. Е. Обнажение языка (кросс-культурное исследование семантики древнего жеста). Москва: Языки славянской культуры, 2008.
Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). Москва: Индрик, 2004.
«Народная Библия»: восточнославянские этиологические легенды. Москва: Индрик, 2004.
Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80-90-х годов XX века: [в 4 т.] / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. Москва: Языки славянских культур, 2010-2019.
Пропп В. Я. Морфология сказки. Москва: Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 21969.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Санкт-Петербург: Азбука; АзбукаАттикус, 2021.
Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Санкт-Петербург: Азбука; Азбука-Аттикус, 2021.
Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. Москва: Изд. «Ладога-100», 22007.
Рыбаков Б. А. О раскопках вятических курганов в Мякинине и Кременье в 1927 г. // Сборник научно-археологического кружка при I МГУ. Москва: [Б. и.], 1928. С. 4-8.
Рыбакоу Б. А. Радзiмiчы // Працы секцьи археолёгii. Т. III. Минск: Белорусск. Академия Наук, Инст. истории, 1932. С. 81-151.
Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. Москва: Наука, 1987.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Москва: Наука, 1994.
Седакова И. А. Архаические модели и новая прагматика: имена неоязычников // Имя. Семантическая аура / отв. ред. Т. М. Николаева. Вып. 1. Москва: Языки славянских культур, 2007. C. 166-188.
Седакова И. А. «Внутреннее» и «внешнее» в календарных и иных обрядах: традиции и современность // Живая старина. 2011. № 3. С. 70-72.
Седакова И. А. Балканославянские представления о демонах судьбы: Трансформации во времени и пространстве // Время в пространстве Балкан: свидетельства языка / ред. И. А. Седакова, Г. П. Клепикова. Москва: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 42-64.
Седакова И. А. Имя и традиция // Славянский вестник. 2004. Вып. 2. С. 314-324.
Седакова И. А. Крик в поверьях и обрядах, связанных с рождением и развитием ребенка // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Москва: Индрик, 1999. С. 105-123.
Седакова И. А. Первые шаги ребенка: магия и мифология ходьбы (славяно-балканские параллели) // Концепт движения в языке и культуре. Москва: Индрик, 1996. С. 284-306.
Седакова И. А. Судьба сакральных слов в славянских языках (между язычеством и христианством) // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов. Доклады рос. делегации. Москва: Индрик, 2003. С. 534-549.
Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. Москва: Индрик, 2004.
Седакова И. А. Прощание и прощение. Опыт этнолингвистического анализа // Язык культуры: семантика и грамматика: к 80-летию академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996) / отв. ред. С. М. Толстая. Москва: Индрик, 2004. С. 401-411.
Седакова И. А. Ритуально-этикетные словесные формулы славян // Словесные формулы славянского мира: метатеория и эмпирия. Москва: Институт славяноведения РАН, 2006. С. 36-44.
Седакова И. А. Семантика, магия и этические аллюзии одного предиката традиционной культуры славян: ТАЙКОМ (ТАЙНЫЙ) // Славянский альманах 2011. Москва: Индрик, 2012. С. 397-408.
Славянская мифология: энциклопедический словарь / ред. С. М. Толстая, Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин. Москва: Международные отношения, 22019.
Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Москва: Институт славяноведения РАН; Международные отношения, 1995-2012. Т. 1: А-Г. Москва, 1995; Т. 2: Д - К (Крошки). Москва, 1999; Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). Москва, 2004; Т. 4: П-С. Москва, 2009; Т. 5: Р-Я. Москва, 2012.
Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - начало XX в. Москва: Наука, 1979.
Судник Т. М., Цивьян Т. В. К реконструкции сюжета основного мифа в балто-балканской перспективе (фрагмент «Жена и дети Громовержца») // Конференция «Этнолингвистические балто-славянские контакты в настоящем и прошлом» (1978). Предварительные материалы. Москва: Наука, 1978. С. 124-131.
Толстая С. М. Полесский народный календарь. Москва: Индрик, 2005.
Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. Москва: Индрик, 2008.
Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. Москва: Книжный дом «Либроком», 2010.
Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015.
Толстая С. М. Мир человека в зеркале языка. Очерки по славянскому языкознанию и этнолингвистике. Москва: Индрик, 2019.
Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. Москва: Индрик, 21995.
Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. Москва: Индрик, 2003.
Толстой Н. И., Толстая С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. (Материалы ко Второму Всероссийскому совещанию славистов 5-6 ноября 2013 г.). Москва: Институт славяноведения РАН, 2013.
Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). Москва: Изд. МГУ, 1982.
Успенский Б. А. Царь и император: помазание на царство и семантика монарших титулов. Москва: Языки русской культуры, 2000.
Успенский Б. А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. Москва: Языки русской культуры, 2000.
Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство. Москва: Языки славянской культуры, 2004.
Успенский Б. А. Крест и круг (из истории христианской символики). Москва: Языки славянских культур, 2006.
Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков (очерки по истории народных верований). Москва: Изд. Академии наук СССР, 1957.
Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. Санкт-Петербург: Евразия, 2004.
Михайлов Н. А. История славянской мифологии в XX веке. Москва: Институт славяноведения РАН, 2017.
Толстая С. М. Учёная проза поэта // Вступ. ст. к: Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. Москва: Индрик, 2004. С. 8-13.
Уорнер Э. Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика / вступ. ст. С. Б. Алоньевой. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2005
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
Categories
License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.