«Идите, научите все народы…»: Христос и ученики в Евангелии от Матфея
Ключевые слова:
Евангелие от Матфея, нарративный анализ, текст, стратегия, апостолы, следование за Христом, ученик, учитель, Церковь, вераАннотация
Автор статьи задается вопросом о том, как выглядит идеал ученого монашества. Служащий примером для подражания духовный облик христианского учителя и ученика рассматривается им на примере отношений научающего Христа и учащихся апостолов в Евангелии от Матфея, в контексте нарративного анализа. Суть этой учебы заключается в подражании Кроткому и Смиренному сердцем Христу (Мф. 11, 29): непрестанном духовном возрастании, в безропотном прохождении евангельской школы смирения, в самоотречении и следовании за Учителем на пути страданий. Наглядной иллюстрацией этому, с герменевтической точки зрения, служит путь читателя, постепенно укореняющегося в этом учении и становящегося подлинным учеником Христа в процессе внимательного и творческого прочтения евангельского нарратива. Выбор именно этого Евангелия автор объясняет тем, что идеальная картина учебного процесса, приносящего видимые результаты, отсутствует у прочих евангелистов, в то время как у Матфея она становится средоточием многих характерных для евангелиста богословских тем: «Церковь малых», маловерие, праведность, милосердие, единство двух Заветов. Также описываются исторические реалии, обусловившие возникновение Евангелия как такового и богословских акцентов, затрагивающих идеал ученика.
Скачивания
Библиографические ссылки
Практический курс древнееврейского языка Ветхого Завета: первый год обучения / Сост. Л. Грилихес, свящ., Е. Б. Новиков. М., 1996
Грилихес Л., прот. Археология текста. Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М., 1999.
Филофей (Артюшин), иерод. Образ Мессии в Евангелии от Матфея: от нарративного анализа к нарративному богословию // Материалы ежегодной научно-богословской конференции СПбДА. 30 октября 2015 г. Материалы международной конференции «Приходское служение и общинная жизнь». 1 октября 2015 г. Сборник докладов. СПб., 2015. С. 28-33.
Artyushin S. Colui che fa misericordia. Lc. 10, 25-37 in chiave comunicativa. R., 2009.
Artyushin S. Raccontare la salvezza attraverso lo sguardo. Portata salvifica e implicazioni pragmatiche del "vedere Gesù" nel Vangelo di Luca. R., 2014 (Tesi Gregoriana. Serie Teologia 203).
Bosch D. J. Transforming Mission: Paradigm Shifts in Theology of Mission. Maryknoll (NY), 1991.
Bosch D. J. I molti volti della missione nel Nuovo Testamento. Ritorno alle radici della missione. II. La missione in Matteo // URL: http://www.chiesamissionaria.it/ ita/Bibbia/Bosch/Matteo.htm (дата обращения 16.06.2017).
Fusco V. La casa sulla roccia. Temi spirituali di Matteo. Milano, 1994.
Greeven H. Προσκυνέω, προσκύνησις // Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament / Ed. G. Kittel, G. Friedrich. Stuttgart, 1959. Bd. 6. S. 758-766.
Grilli M. Autore e lettore: il problema della comunicazione nell'ambito dell'esegesi biblica // Gregorianum. 1993. Vol. 74. P. 447-459.
Grilli M. Il mandato missionario. Lettura di Mt. 28, 16-20 in chiave comunicativa // Studia Missionalia. 2003. Vol. 52. P. 23-50.
Grilli M. Quale rapporto tra i due Testamenti? Riflessione critica sui modelli ermeneutici classici concernenti l'unità delle Scritture. Bologna, 2007.
Grilli M. Scriba dell'Antico e del Nuovo. Il Vangelo di Matteo. Bologna, 2011. Grilli 2016 - Grilli M. Il discorso della montagna. Utopia o prassi quotidiana? Bologna, 2016.
Guidi M. La chiamata al discepolato e l'apprendimento della misericordia (Mt 9, 9-13) // I vangeli della misericordia / Ed. G. Michelini. Milano, 2016. P. 9-36.
Hagner D. A. Matthew 1-13. Dallas (TX), 1993 (Word Biblical Commentary 33A).
Kim J. R. "Perché io sono mite e umile di cuore" (Mt. 11, 29): studio esegetico-teologico sull'umiltà del Messia secondo Matteo: dimensione cristologica e risvolti ecclesiologici. R., 2005 (Tesi Gregoriana. Serie Teologia 120).
Liddell H. G., Scott R., Jones H. S. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1961-91996.
Luz U. Das Evangelium nach Matthäus. Neukirchen-Vluyn, 1990. Bd. 1. (Mt. 1-7). Bd. 2. (Mt. 8-17). Bd. 3. (Mt. 18-25).
Maggioni B. Il racconto di Matteo. Assisi, 21983.
Mello A. Questa è la nuova alleanza nel mio sangue. Tesi sull'unità dell'antica e della nuova alleanza» // Studi ecumenici. 1987. Vol. 5. P. 209-220.
Moreschini C., Norelli E. Storia della letteratura cristiana antica greca e latina. Vol. 1. Da Paolo all'età costantiniana. Brescia, 1995.
Schrenk G. Δίκη, δίκαιος, δικαιοσύνη… // Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament / Ed. G. Kittel, G. Friedrich. Stuttgart, 1935. Bd. 2. S. 178-225.
Schrenk G. Θέλω, θέλημα, θέλησις // Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament / Ed. G. Kittel, G. Friedrich. Stuttgart, 1937. Bd. 3. S. 44-62.
Stefani P. Introduzione all'ebraismo. Brescia, 1995 (Introduzioni e trattati 6).
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Т. 1б: Евангелие от Матфея 14-28. Тверь, 2007.
Григорий Богослов, свт. Творения. СПб., 1912. Т. 1.
Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 2.
Novum Testamentum Graece / Ed. E. Nestle, K. Aland et al. Stuttgart, 1993.