Аргументы в сочинении «О сотворении мира» Иоанна Филопона, свидетельствующие о вероятной принадлежности ему «Ареопагитик»
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2020.39.4.009Ключевые слова:
Псевдо-Дионисий Ареопагит, Ареопагитский корпус, Иоанн Филопон, «De opificio mundi», Иоанн Скифопольский, прп. Максим Исповедник, Прокл Диадох, богословие, неоплатонизм, христология, богомужная природаАннотация
Сравнение сочинений выдающегося византийского мыслителя Иоанна Филопона (или Грамматика) (~ 490–575 гг.) с Ареопагитским корпусом является непростой задачей. Значение последнего для византийской богословско-философской и поздней средневековой мысли трудно переоценить. Нелегко вкратце изложить всё богатство идейного содержания упомянутых многогранных произведений. На это указывает и обилие комментариев, созданных к ним в разное время. В настоящем исследовании разбирается главным образом сходство богословско-философских концепций Иоанна Филопона и «Ареопагитик» и его следы в трактате «О сотворении мира» («De opificio mundi»). Также отчасти затрагиваются отразившиеся там христологические споры. Выясняется возможность принадлежности корпуса «Ареопагитик» Филопону путём выборочного анализа сочинения «О сотворении мира». В указанных творениях рассматриваются элементы, наиболее близкие к неоплатонической философии (особенно к воззрениям Прокла). Показано, что именно через это проявляется наибольшее сходство.
Скачивания
Библиографические ссылки
Источники
Septuaginta Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes / ed. A. Rahlfs, R. Hanhart. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 2006.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Российское библейское общество, 2012.
Corpus Dionysiacum II. Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia, De ecclesiastica hierarchia, De mystica theologia, Epistulae / hrsg. G. Heil, A. M. Ritter. Berlin: Walter de Gruyter, 22012. (PTS; 67).
Cosmas Indicopleustès. La Topographie chrétienne. T. 1 (Livres I–IV) / éd. W. G. Wolska. Paris: Les Éditions du Cerf, 1968. (SC; vol. 141).
Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique, vol. 1 / ed. G. Bardy. Рaris: Les Éditions du Cerf, 1952. (SC; vol. 31).
Iamblichus On the Mysteries / tr. with Introductions and Notes E. C. Clarke [et al.]. Atlanta (GA): Society of Biblical Literature, 2003. (Writings from the Greco-Roman World; 4).
Iohannes Philoponus. De aetemitate mundi contra Proclum / ed. H. Rabe. Lipsiae: Typis В. G. Teübneri, 1899 (Hildesheim, r1963).
Iohannes Philoponus. De opificio mundi. Libri 7 / ed. G. Reichardt. Lipsiae: Teubner, 1782 (r1897). (ВТ).
Iohannes Philoponus. Diaetetes seu arbiter // Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Ein griechische Florilegium aus der Wende des 7 und 8 Jahrhunderts / hrsg. F. Diekamp. Münster: Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, 1907. S. 272–283.
Iohannes Philoponus. Epistula ad Iustinianum imperatorem // Opuscula monophysitica Ioannis Philoponi / ed. A. Sanda. Beirut: Beryti Phoeniciorum Typographia Catholica PP. Soc. Jesu, 1930. Syr. text: P. 123–130; lat. tr.: P. 172–180.
Jean Philopon. La création du monde / ed. M.-C. Rosset, M.-H. Congourdeau. Paris: Migne, 2004. (Les Pères dans la Foi; 87–88).
Leontius Hierosolymitanus. De sectis // PG. 86A. Col. 1193–1268.
Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica ad Marinum (Tomus dogmaticus ad Marinum presbyterum) // PG. 91. Col. 227–286.
Maximus Confessor. Scholia in corpus Areopagiticum (frag.) // PG. 4. Col. 13–576.
Nicephorus Callistus. Historia ecclesiastica. Т. XV–XVIII // PG. 147. Сol. 9–448.
Origène. Contre Celse. Т. 1 (Livres I–II) / ed. M. Borret. Paris: Les Éditions du Cerf, 1967. (SC; vol. 132).
Photius. Bibliothèque / ed., tr. R. Henry. Paris: Les Belles Lettres, 1959. Vol. 1.
Photius. Bibliothèque / ed., tr. R. Henry. Paris: Les Belles Lettres, 1962. Vol. 3.
Proclus. Théologie platonicienne / ed. H. D. Saffrey, L. G. Westerink. Paris: Les Belles Lettres, 1974. Liv. 2.
Proclus. Théologie platonicienne / ed. H. D. Saffrey, L. G. Westerink. Paris: Les Belles Lettres, 1981. Liv. 4.
Sacrorum Concilioruni nova, et amplissima collectio. T. 8 / ed. J. D. Mansi. Florentiae, 1762. (Paris; Leipzig, r1901).
Sévère d'Antioche. La polémique antijulianiste / ed. R. Hespel. Louvain: Secr. du CorpusSCO, 1969. T. 2B. L'Adversus apologiam Juliani. (CSCO; 302).
Severus Antiochenus. Epistula ad Iohannem abbatem (frag.) // Doctrina patrum de incarnatione Verbi. Ein griechische Florilegium aus der Wende des 7 und 8 Jahrhunderts / hrsg. F. Diekamp. Münster: Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, 1907. S. 309–310.
Simplicii in Aristotelis De caelo Commentaria / ed. I. L. Heiberg. Berolini: Typis et impensis Georgii Reimeri, 1894. (CAG; 7).
Théodoret de Cyr. La Trinité et l’Incarnation (De theologia sanctae Trinitatis et de oeconomia). 2. L’Incarnation du Seigneur / ed. J.-N. Guinot. Paris: Les Éditions du Cerf, 2015. (SC; vol. 575). P. 10–163.
Theodoretus ep. Cyri. Libri v contra Cyrillum et concilium Ephesinum (Pentalogus) // PG. 84. Col. 65–88.
The Syriac Chronicle known as that of Zachariah of Mitylene / tr. F. J. Hamilton, E. W. Brooks. London: Methuen and Co., 1899.
Timotheus Constantinopolitanus presb. De iis qui ad Ecclesiam accedunt, sive De receptione haereticorum // PG. 86A. Col. 12–68.
Zacharias Rhetor. Vita Severi // Sévère, Patriarche d’Antioche 512–518 / ed., tr. M.-A. Kugener. Paris: Librairie de Paris, 1907 (Turnhout, r1971). Pars. 1. Vie de Sévère par Zacharie le scholastique. (PO; 2). P. 7–115.
Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями прп. Максима Исповедника / пер. с греч. и вступ. ст. Г. М Прохорова. 6-е изд., испр. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2017. («Библиотека христианской мысли. Источники»).
Литература
Balthazar H. U. u. La gloire et la croix. Vol. 1: Stiles. D’Irénée à Dante. Paris: Aubier, 1968.
Bardy G. Jean Philopon // DTC. 1924. Vol. 8. P. 831–839.
Blumenthal H. J. John Philoponus and Stephanus of Alexandria: two Neoplatonic Christian Commentators on Aristotle? // The Neoplatonists, Neoplatonism and Christian Thought / ed. D. J. O’Meara. Albany: SUNY Press, 1982. P. 54–63.
Böhm W. Johannes Philoponus. Grammatikos von Alexandrian (6. Jh. n. Chr.). Christliche Naturwissenschaft im Ausklang der Antike Vorläufer der modernen Physik Wissenschaft und Bibel. München; Paderbom; Wien: Schöningh, 1967.
Constas M. Maximus the Confessor, Dionysius the Areopagite, and the Transformation of Christian Neoplatonism // Analogia. 2017. Vol. 2. P. 1–12.
De Groot J. Aristotle and Philoponus on Light. New York; London: Garland Publishing, Inc., 1991.
Denys l'Aréopagite (pseudo-) // Dictionnaire de Philosophes Antiques / ed. R. Goulet. Paris: CNRS Éditions, 1994. T. 2. Babélyca d’Argos à Dyscolius. P. 727–742.
Ehrhard A. Die Cyrill von Alexandrien zugeschriebene Schrift Περὶ τῆς τοῦ Κυρίου ἐνανθρωπήσεως, ein Werk Theodoret's von Cyrus // Theologische Quartalschrift. 1888. Bd. 70. S. 179–243, 406–450, 623–653.
Gannagé E. Philopon (Jean-). Tradition arabe // Dictionnaire des Philosophes Antiques, publié sous la direction de R. Goulet. Paris: CNRS editions, 2012. T. 5. De Paccius à Rutilius Rufus. 5a. De Paccius à Plotin. P. 503–563.
Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur (GCAL). Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1944. Bd. 1: Die Übersetzungen. (Studi e Testi; 118).
Guinot J.-N. Introduction // Théodoret de Cyr. La Trinité et l’Incarnation (De theologia sanctae Trinitatis et de oeconomia). 1. La Trinité sainte et vivifiante / ed. J.-N. Guinot. Paris: Les Éditions du Cerf, 2015. (SC; vol. 574). P. 7–210.
Guinot J.-N. Un nouveau fragment grec du Pentalogos de Théodoret de Cyr // Warszawskie Studia Teologiczne. 2007. Vol. 20 (2). P. 117–129.
Hausherr I. Doutes au sujet du “Divin Denys” // OCP. 1936. T. 2. P. 484–490.
Ierodiakonou K. Introduction // Byzantine Philosophy and Its Ancient Sources / ed. K. Ierodiakonou. Oxford: Clarendon Press, 2002. P. 1–13.
Lang U. М. John Philoponus and the Controversies over Chalcedon in the Sixth Century: A Study and Translation of the Arbiter. Leuven: Peeters, 2001. (Spicilegium sacrum lovaniense. Études et documents; 47).
Lebon J. Restitutions à Théodoret de Cyr // Revue d’histoire ecclesiastique. 1930. Vol. 26. P. 523–550.
MacCoull L. S. B. A new look at the career of John Philoponus // JECS. 1995. № 3. P. 47–60.
MacCoull L. S. B. John Philoponus: Egyptian Exegete, Ecclesiastical Politician // Bountiful Harvest: essays in honor of S. K. Brown / ed. A. C. Skinner, D. M. Davis, C. Griffin. Provo, Utah: Neal A. Maxwell Institute for Religious Scholarship, Brigham Young University, 2011. P. 211–222.
MacCoull L. S. B. Philoponus' Letter to Justinian (CPG 7264) // Byzantion. 2003. Vol. 73. P. 390–400.
MacCoull L. S. B. Philosophy in its social context // Egypt in the Byzantine world, 300–700 / ed. R. S. Bagnall. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2007. P. 67–82.
MacCoull L. S. B. The Monophysite Angelology of John Philoponus // Byzantion. 1995. Bd. 65. S. 388–395.
Mainoldi E. S. Why Dionysios the Areopagite? The Invention of the First Father // Studia Patristica. 2017. Vol. 96. P. 425–440.
Mariev S. Hypatios of Ephesos and Ps.-Dionysios Areopagites // BZ. 2014. Bd. 107 (1). S. 113–138.
Perczel I. The Christology of Pseudo-Dionisius the Areopagite: The ‘Fourth Letter’ in its indirect text traditions // Le Museon. 2004. Vol. 117. № 3–4. Р. 409–446.
Perczel I. Theodoret of Cyrrhus: The Main Source of Pseudo-Dionysius’ Christology? // Studia Patristica. 2017. Vol. 96. P. 351–375.
Richard M. Les citations de Théodoret conservées dans la chaîne de Nicétas sur l’Evangile selon saint Luc // Revue biblique. 1934. Vol. 43. P. 88–96.
Rorem P., Lamoreaux J. C. John of Scythopolis and the Dionysian Corpus. Oxford: Clarendon Press, 1998. (Oxford Early Christian Studies).
Saffrey H. D. Le chrétien Jean Philopon et la survivance de l'école d'Alexandrie au VI siècle // Revue des Études Grecques. 1954. Vol. 67. P. 396–410.
Schäfer Chr. Philosophy of Dionysius the Areopagite. Leiden: Brill; Boston, 2006. (Philosophia Antiqua; 99).
Scholten С. Antike Naturphilosophie und christliche Kosmologie in der Schrift “De opificio mundi” des Johannes Philoponos. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1996. (PTS; 45).
Schwartz E. I. Die sogenannten Gegenanathematismen des Nestorius; II. Zur Schriftstellerei Theodorets // Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, Philosophiech-philologische und historische Klasse. 1922/1. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaftenbayerischen, 1922.
Suchla B. R. Die Überlieferung des Prologs des Johannes von Skythopolis zum griechischen Corpus Dionysiacum Areopagiticum // NAWG. 1984. Bd. 4. S. 176–187.
Suchla B. R. Einleitung in die Edition // Corpus Dionysiacum IV/1. Ioannis Scythopolitani Prologus et scholia in Dionysii Areopagitae Librum De Divinis Nominibus cum additamentis interpretum aliorum / hrsg. B. R. Suchla. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2011. (PTS; 62). S. 17–90.
Suchla B. R. Verteidigung eines platonishen Denkmodells einer christlishen Welt // NAWG. 1995. Bd. 1. S. 1–28.
Tihon A. Numeracy and Science // The Oxford Handbook of Byzantine Studies / ed. E. Jeffreys et al. Oxford: Oxford University Press, 2008. Р. 803–819.
Τριαντάρη-Μαρᾶ Σ. Ἡ Γνῶση καὶ ἡ πίστη στόν Ἰωάννη Φιλόπονο. Ἀθῆναι: Ἐπέκταση, 2001.
Чорноморець Ю. П. Вiзантiйський неоплатонiзм вiд Дiонiсiя Ареопагiта до Геннадiя Схоларiя. Київ: Дух i Лiтера, 2010.
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004.
Беневич Г. И. Иоанн Скифопольский // ПЭ. 2010. Т. 24. С. 608–613.
Беневич Г. И. Иоанн Филопон // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2-х т. / сост. Г. И. Беневич. М.; СПб.: «Никея»–РХГА, 2009. Т. 2 (Smaragdos Philocalias; Византийская философия; т. 4). С. 33–54.
Беневич Г. И., Лакомкин В., свящ. Иоанн Филопон // ПЭ. 2010. Т. 24. С. 628–647.
Бирюков Д. С. Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2-х т. / сост. Г. И. Беневич. М.; СПб.: «Никея»–РХГА, 2009. Т. 2 (Smaragdos Philocalias; Византийская философия; т. 4). С. 7–18.
Варламова М. Н. Влияние полемики Филопона против вечности мира на византийскую философию // Научная сессия ГУАП. Cборник докладов. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. 2016. С. 21–33.
Давыденков О., прот. Христологическая система умеренного монофизитства и её место в истории византийской богословской мысли: дисс. на соискан. учёной степ. доктора теологии. М.: ПСТГУ, 2018.
Дионисий (Шлёнов), иером., Фокин А. Р. «Ареопагитики» // ПЭ. 2001. Т. 3. С. 195–213.
Зайцев Д. В. Ипатий I // ПЭ. 2011. Т. 26. С. 169.
Лосский В. Н. Боговидение / пер. с фр. В. А. Решиковой. Сост. и вступ. ст. А. С. Филоненко. М.: АСТ, 2006. (Philosophy; 9).
Ткачёв Е. В., Крашенинникова Н. Н. Пётр Ивер // ПЭ. 2019. Т. 56. С. 46–52.
Флоровский Г., прот. Византийские Отцы V–VIII веков. Минск: изд. Белорусского Экзархата, 2006.
Шичалин Ю. А. Иоанн Филопон // Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 148–149.
Чорноморець Ю. П. Вiзантiйський неоплатонiзм вiд Дiонiсiя Ареопагiта до Геннадiя Схоларiя. Київ: Дух і літера, 2010.
Электронные ресурсы
Vranic V. The Christology of the Fourth Letter of Pseudo-Dionysius Areopagite: Chalcedonian or Monophysite? [Электронный ресурс]. https://www.academia.edu/1044267 (дата обращения: 4.07.2020).
Чорноморец Ю. П., Карпенко О. «Византийский неоплатонизм от Дионисия Ареопагита до Геннадия Схолария» Юрия Черноморца [Интервью с Ю. Черноморцем]. [Электронный ресурс]. http://archive.bogoslov.ru/text/1556874/index.html (дата обращения: 9.12.2020).