История научных исследований язычества восточных славян: обзор литературы после 1917 г.

Авторы

  • Корытко Олег, протоиерей Московская духовная академия; Сретенская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2023.47.4.016

Ключевые слова:

двоеверие, русская религиозность, историография древнерусского язычества, архаические представления восточных славян, славянское язычество

Аннотация

Данная статья является продолжением обзора научных исследований в области верований восточных славян (см. «Богословский вестник» № 1 (44) и № 3 (46) за 2022 г.). В данной статье рассматриваются наиболее значимые научные труды, вышедшие в советскую эпоху и посвящённые духовному наследию дохристианской эпохи. Автор акцентирует внимание на том, что советские научные школы, изучавшие дохристианскую духовную традицию славян, сформировались и развивались под давлением атеистической идеологии. Следствием этого стало появление идеологически ориентированных работ (Кагаров), а также вытеснение научных интересов в область изучения сказочного материала (Пропп) и аграрных традиций (Чичеров, Соколова). Автор статьи указывает на существование трёх главных групп, задававших в советский период векторы продвижения научных исследований в данной сфере: государственно-патриотическая группа учёных (Державин, Греков, Рыбаков), тартуско-московская школа, в лоне которой была сформулирована «теория основного мифа» (Топоров и Иванов с учениками) и Московская этнолингвистическая школа (Толстой и значительная группа его последователей). Методология, применяемая при составлении обзора, носит комплексный характер с учётом не только данных, предоставленных светскими науками (филологией, этнографией, религиоведением, фольклористикой), но и с опорой на богословское видение описываемых феноменов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Корытко Олег, протоиерей, Московская духовная академия; Сретенская духовная академия

кандидат богословия
доцент кафедры богословия Московской духовной академии
доцент кафедры церковной истории Сретенской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия
priest@list.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0812-4350

Библиографические ссылки

Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. Москва: Наука, 1990. С. 64-99.

Баркова А. Л. Введение в мифологию. Москва: Рипол-Классик, 2018.

Баркова А. Л. Сотворение мира. Богиня-Мать. Бог Земли. Бессмертная Возлюбленная: Четыре лекции о мифологических универсалиях. Москва: Рипол-Классик, 2018.

Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. Москва: Индрик, 1999.

Белова О. В., Кабакова Г. И. У истоков мира: русские этиологические сказки и легенды.

Москва: Институт Славяноведения РАН; Форум; Неолит, 2014.

Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. Москва: Наука, 2008.

Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. Москва: Наука, 1978.

Велецкая Н. Н. Символы славянского язычества. Москва: Вече, 2009.

Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. Москва: Наука, 1982.

Виноградова Л. Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции. Москва: Индрик, 2016.

Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. Москва: Индрик, 2000.

Греков Б. Д. Киевская Русь. Ленинград: Госполитиздат, 1953.

Державин Н. С. Яфетические переживания в прометеидской славянской традиции // Язык и литература. 1929. Т. I. С. 1-58.

Державин Н. С. Перун в славянском фольклоре // Sborník prací I sjezdu slovanských filologů v Praze. Praha, 1932. Sv. II. P. 45-48.

Державин Н. С. Славяне в древности. Москва: Изд. Академии наук СССР, 1946.

Журавлёв А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. Москва: Индрик, 1994.

Журавлёв А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Москва: Индрик, 2005.

Журавлёв А. Ф. Эволюции смыслов. Москва: ИД ЯСК, 2016.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. Москва: Наука, 1974.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. Москва: Наука, 1965.

Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. Москва: Ладомир, 2001.

Кабакова Г. И. Русские традиции гостеприимства и застолья. Москва: Неолит, 2016.

Кабакова Г. И. От сказки к сказке. Москва: Редкая птица, 2019.

Кагаров Е. Г. Религия древних славян. Москва: Практические знания, 1918.

Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в обряде (Свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Санкт-Петербург: Наука, 1991. С. 210-234.

Левкиевская Е. Е. Низшая славянская мифология // Очерки славянской культуры. Москва: Индрик, 1996. С. 175-195.

Левкиевская Е. Е. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим светом // Концепт движения в языке и культуре. Москва: Индрик, 1996. С. 185-212.

Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. Москва: Астрель; ACT, 2000.

Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. Москва: Индрик, 2002.

Левкиевская Е. Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский альманах 2003. Москва: Индрик, 2004. С. 342-367.

Левкиевская Е. Е. Обычаи «печатать покойника» и «поднимать воздух» в погребальной обрядности Полесья // Живая старина. 2011. № 4. С. 37-41.

Левкиевская Е. Е. Мифологические механизмы сглаза: агрессоры и их жертвы (на материалах полесской традиции) // In Umbra. Демонология как семиотическая система / ред. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. Москва: Индрик, 2016. С. 333-350.

Левкиевская Е. Е. Русские праздники. Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2019.

Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Ленинград: Наука, 1984. Мифы народов мира / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1-2. Москва: Советская энциклопедия, 1980-1982.

Морозов И. А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодёжных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы». Москва: Лабиринт, 1998.

Морозов И. А., Бутовская М. Л., Махов А. Е. Обнажение языка (кросс-культурное исследование семантики древнего жеста). Москва: Языки славянской культуры, 2008.

Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). Москва: Индрик, 2004.

«Народная Библия»: восточнославянские этиологические легенды. Москва: Индрик, 2004.

Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80-90-х годов XX века: [в 4 т.] / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. Москва: Языки славянских культур, 2010-2019.

Пропп В. Я. Морфология сказки. Москва: Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 21969.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Санкт-Петербург: Азбука; АзбукаАттикус, 2021.

Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Санкт-Петербург: Азбука; Азбука-Аттикус, 2021.

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. Москва: Изд. «Ладога-100», 22007.

Рыбаков Б. А. О раскопках вятических курганов в Мякинине и Кременье в 1927 г. // Сборник научно-археологического кружка при I МГУ. Москва: [Б. и.], 1928. С. 4-8.

Рыбакоу Б. А. Радзiмiчы // Працы секцьи археолёгii. Т. III. Минск: Белорусск. Академия Наук, Инст. истории, 1932. С. 81-151.

Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. Москва: Наука, 1987.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Москва: Наука, 1994.

Седакова И. А. Архаические модели и новая прагматика: имена неоязычников // Имя. Семантическая аура / отв. ред. Т. М. Николаева. Вып. 1. Москва: Языки славянских культур, 2007. C. 166-188.

Седакова И. А. «Внутреннее» и «внешнее» в календарных и иных обрядах: традиции и современность // Живая старина. 2011. № 3. С. 70-72.

Седакова И. А. Балканославянские представления о демонах судьбы: Трансформации во времени и пространстве // Время в пространстве Балкан: свидетельства языка / ред. И. А. Седакова, Г. П. Клепикова. Москва: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 42-64.

Седакова И. А. Имя и традиция // Славянский вестник. 2004. Вып. 2. С. 314-324.

Седакова И. А. Крик в поверьях и обрядах, связанных с рождением и развитием ребенка // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Москва: Индрик, 1999. С. 105-123.

Седакова И. А. Первые шаги ребенка: магия и мифология ходьбы (славяно-балканские параллели) // Концепт движения в языке и культуре. Москва: Индрик, 1996. С. 284-306.

Седакова И. А. Судьба сакральных слов в славянских языках (между язычеством и христианством) // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов. Доклады рос. делегации. Москва: Индрик, 2003. С. 534-549.

Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. Москва: Индрик, 2004.

Седакова И. А. Прощание и прощение. Опыт этнолингвистического анализа // Язык культуры: семантика и грамматика: к 80-летию академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996) / отв. ред. С. М. Толстая. Москва: Индрик, 2004. С. 401-411.

Седакова И. А. Ритуально-этикетные словесные формулы славян // Словесные формулы славянского мира: метатеория и эмпирия. Москва: Институт славяноведения РАН, 2006. С. 36-44.

Седакова И. А. Семантика, магия и этические аллюзии одного предиката традиционной культуры славян: ТАЙКОМ (ТАЙНЫЙ) // Славянский альманах 2011. Москва: Индрик, 2012. С. 397-408.

Славянская мифология: энциклопедический словарь / ред. С. М. Толстая, Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин. Москва: Международные отношения, 22019.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Москва: Институт славяноведения РАН; Международные отношения, 1995-2012. Т. 1: А-Г. Москва, 1995; Т. 2: Д - К (Крошки). Москва, 1999; Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). Москва, 2004; Т. 4: П-С. Москва, 2009; Т. 5: Р-Я. Москва, 2012.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - начало XX в. Москва: Наука, 1979.

Судник Т. М., Цивьян Т. В. К реконструкции сюжета основного мифа в балто-балканской перспективе (фрагмент «Жена и дети Громовержца») // Конференция «Этнолингвистические балто-славянские контакты в настоящем и прошлом» (1978). Предварительные материалы. Москва: Наука, 1978. С. 124-131.

Толстая С. М. Полесский народный календарь. Москва: Индрик, 2005.

Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. Москва: Индрик, 2008.

Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. Москва: Книжный дом «Либроком», 2010.

Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015.

Толстая С. М. Мир человека в зеркале языка. Очерки по славянскому языкознанию и этнолингвистике. Москва: Индрик, 2019.

Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. Москва: Индрик, 21995.

Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. Москва: Индрик, 2003.

Толстой Н. И., Толстая С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. (Материалы ко Второму Всероссийскому совещанию славистов 5-6 ноября 2013 г.). Москва: Институт славяноведения РАН, 2013.

Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). Москва: Изд. МГУ, 1982.

Успенский Б. А. Царь и император: помазание на царство и семантика монарших титулов. Москва: Языки русской культуры, 2000.

Успенский Б. А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. Москва: Языки русской культуры, 2000.

Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство. Москва: Языки славянской культуры, 2004.

Успенский Б. А. Крест и круг (из истории христианской символики). Москва: Языки славянских культур, 2006.

Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков (очерки по истории народных верований). Москва: Изд. Академии наук СССР, 1957.

Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. Санкт-Петербург: Евразия, 2004.

Михайлов Н. А. История славянской мифологии в XX веке. Москва: Институт славяноведения РАН, 2017.

Толстая С. М. Учёная проза поэта // Вступ. ст. к: Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. Москва: Индрик, 2004. С. 8-13.

Уорнер Э. Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика / вступ. ст. С. Б. Алоньевой. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2005

Загрузки

Опубликован

2022-11-15

Как цитировать

(1)
Корытко, О. История научных исследований язычества восточных славян: обзор литературы после 1917 г. БВ 2022, 286-306.

Выпуск

Раздел

Религиоведение

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)