История научных исследований язычества восточных славян: обзор литературы после 1917 г.
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2023.47.4.016Ключевые слова:
двоеверие, русская религиозность, историография древнерусского язычества, архаические представления восточных славян, славянское язычествоАннотация
Данная статья является продолжением обзора научных исследований в области верований восточных славян (см. «Богословский вестник» № 1 (44) и № 3 (46) за 2022 г.). В данной статье рассматриваются наиболее значимые научные труды, вышедшие в советскую эпоху и посвящённые духовному наследию дохристианской эпохи. Автор акцентирует внимание на том, что советские научные школы, изучавшие дохристианскую духовную традицию славян, сформировались и развивались под давлением атеистической идеологии. Следствием этого стало появление идеологически ориентированных работ (Кагаров), а также вытеснение научных интересов в область изучения сказочного материала (Пропп) и аграрных традиций (Чичеров, Соколова). Автор статьи указывает на существование трёх главных групп, задававших в советский период векторы продвижения научных исследований в данной сфере: государственно-патриотическая группа учёных (Державин, Греков, Рыбаков), тартуско-московская школа, в лоне которой была сформулирована «теория основного мифа» (Топоров и Иванов с учениками) и Московская этнолингвистическая школа (Толстой и значительная группа его последователей). Методология, применяемая при составлении обзора, носит комплексный характер с учётом не только данных, предоставленных светскими науками (филологией, этнографией, религиоведением, фольклористикой), но и с опорой на богословское видение описываемых феноменов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. Москва: Наука, 1990. С. 64-99.
Баркова А. Л. Введение в мифологию. Москва: Рипол-Классик, 2018.
Баркова А. Л. Сотворение мира. Богиня-Мать. Бог Земли. Бессмертная Возлюбленная: Четыре лекции о мифологических универсалиях. Москва: Рипол-Классик, 2018.
Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. Москва: Индрик, 1999.
Белова О. В., Кабакова Г. И. У истоков мира: русские этиологические сказки и легенды.
Москва: Институт Славяноведения РАН; Форум; Неолит, 2014.
Белова О. В., Петрухин В. Я. Фольклор и книжность: миф и исторические реалии. Москва: Наука, 2008.
Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. Москва: Наука, 1978.
Велецкая Н. Н. Символы славянского язычества. Москва: Вече, 2009.
Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. Москва: Наука, 1982.
Виноградова Л. Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции. Москва: Индрик, 2016.
Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. Москва: Индрик, 2000.
Греков Б. Д. Киевская Русь. Ленинград: Госполитиздат, 1953.
Державин Н. С. Яфетические переживания в прометеидской славянской традиции // Язык и литература. 1929. Т. I. С. 1-58.
Державин Н. С. Перун в славянском фольклоре // Sborník prací I sjezdu slovanských filologů v Praze. Praha, 1932. Sv. II. P. 45-48.
Державин Н. С. Славяне в древности. Москва: Изд. Академии наук СССР, 1946.
Журавлёв А. Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. Москва: Индрик, 1994.
Журавлёв А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Москва: Индрик, 2005.
Журавлёв А. Ф. Эволюции смыслов. Москва: ИД ЯСК, 2016.
Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. Москва: Наука, 1974.
Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. Москва: Наука, 1965.
Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. Москва: Ладомир, 2001.
Кабакова Г. И. Русские традиции гостеприимства и застолья. Москва: Неолит, 2016.
Кабакова Г. И. От сказки к сказке. Москва: Редкая птица, 2019.
Кагаров Е. Г. Религия древних славян. Москва: Практические знания, 1918.
Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в обряде (Свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Санкт-Петербург: Наука, 1991. С. 210-234.
Левкиевская Е. Е. Низшая славянская мифология // Очерки славянской культуры. Москва: Индрик, 1996. С. 175-195.
Левкиевская Е. Е. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим светом // Концепт движения в языке и культуре. Москва: Индрик, 1996. С. 185-212.
Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. Москва: Астрель; ACT, 2000.
Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. Москва: Индрик, 2002.
Левкиевская Е. Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский альманах 2003. Москва: Индрик, 2004. С. 342-367.
Левкиевская Е. Е. Обычаи «печатать покойника» и «поднимать воздух» в погребальной обрядности Полесья // Живая старина. 2011. № 4. С. 37-41.
Левкиевская Е. Е. Мифологические механизмы сглаза: агрессоры и их жертвы (на материалах полесской традиции) // In Umbra. Демонология как семиотическая система / ред. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. Москва: Индрик, 2016. С. 333-350.
Левкиевская Е. Е. Русские праздники. Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2019.
Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Ленинград: Наука, 1984. Мифы народов мира / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1-2. Москва: Советская энциклопедия, 1980-1982.
Морозов И. А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодёжных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы». Москва: Лабиринт, 1998.
Морозов И. А., Бутовская М. Л., Махов А. Е. Обнажение языка (кросс-культурное исследование семантики древнего жеста). Москва: Языки славянской культуры, 2008.
Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). Москва: Индрик, 2004.
«Народная Библия»: восточнославянские этиологические легенды. Москва: Индрик, 2004.
Народная демонология Полесья: публикации текстов в записях 80-90-х годов XX века: [в 4 т.] / сост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. Москва: Языки славянских культур, 2010-2019.
Пропп В. Я. Морфология сказки. Москва: Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 21969.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Санкт-Петербург: Азбука; АзбукаАттикус, 2021.
Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Санкт-Петербург: Азбука; Азбука-Аттикус, 2021.
Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. Москва: Изд. «Ладога-100», 22007.
Рыбаков Б. А. О раскопках вятических курганов в Мякинине и Кременье в 1927 г. // Сборник научно-археологического кружка при I МГУ. Москва: [Б. и.], 1928. С. 4-8.
Рыбакоу Б. А. Радзiмiчы // Працы секцьи археолёгii. Т. III. Минск: Белорусск. Академия Наук, Инст. истории, 1932. С. 81-151.
Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. Москва: Наука, 1987.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Москва: Наука, 1994.
Седакова И. А. Архаические модели и новая прагматика: имена неоязычников // Имя. Семантическая аура / отв. ред. Т. М. Николаева. Вып. 1. Москва: Языки славянских культур, 2007. C. 166-188.
Седакова И. А. «Внутреннее» и «внешнее» в календарных и иных обрядах: традиции и современность // Живая старина. 2011. № 3. С. 70-72.
Седакова И. А. Балканославянские представления о демонах судьбы: Трансформации во времени и пространстве // Время в пространстве Балкан: свидетельства языка / ред. И. А. Седакова, Г. П. Клепикова. Москва: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 42-64.
Седакова И. А. Имя и традиция // Славянский вестник. 2004. Вып. 2. С. 314-324.
Седакова И. А. Крик в поверьях и обрядах, связанных с рождением и развитием ребенка // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Москва: Индрик, 1999. С. 105-123.
Седакова И. А. Первые шаги ребенка: магия и мифология ходьбы (славяно-балканские параллели) // Концепт движения в языке и культуре. Москва: Индрик, 1996. С. 284-306.
Седакова И. А. Судьба сакральных слов в славянских языках (между язычеством и христианством) // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов. Доклады рос. делегации. Москва: Индрик, 2003. С. 534-549.
Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. Москва: Индрик, 2004.
Седакова И. А. Прощание и прощение. Опыт этнолингвистического анализа // Язык культуры: семантика и грамматика: к 80-летию академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996) / отв. ред. С. М. Толстая. Москва: Индрик, 2004. С. 401-411.
Седакова И. А. Ритуально-этикетные словесные формулы славян // Словесные формулы славянского мира: метатеория и эмпирия. Москва: Институт славяноведения РАН, 2006. С. 36-44.
Седакова И. А. Семантика, магия и этические аллюзии одного предиката традиционной культуры славян: ТАЙКОМ (ТАЙНЫЙ) // Славянский альманах 2011. Москва: Индрик, 2012. С. 397-408.
Славянская мифология: энциклопедический словарь / ред. С. М. Толстая, Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин. Москва: Международные отношения, 22019.
Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Москва: Институт славяноведения РАН; Международные отношения, 1995-2012. Т. 1: А-Г. Москва, 1995; Т. 2: Д - К (Крошки). Москва, 1999; Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). Москва, 2004; Т. 4: П-С. Москва, 2009; Т. 5: Р-Я. Москва, 2012.
Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - начало XX в. Москва: Наука, 1979.
Судник Т. М., Цивьян Т. В. К реконструкции сюжета основного мифа в балто-балканской перспективе (фрагмент «Жена и дети Громовержца») // Конференция «Этнолингвистические балто-славянские контакты в настоящем и прошлом» (1978). Предварительные материалы. Москва: Наука, 1978. С. 124-131.
Толстая С. М. Полесский народный календарь. Москва: Индрик, 2005.
Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. Москва: Индрик, 2008.
Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. Москва: Книжный дом «Либроком», 2010.
Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале. Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015.
Толстая С. М. Мир человека в зеркале языка. Очерки по славянскому языкознанию и этнолингвистике. Москва: Индрик, 2019.
Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. Москва: Индрик, 21995.
Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. Москва: Индрик, 2003.
Толстой Н. И., Толстая С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. (Материалы ко Второму Всероссийскому совещанию славистов 5-6 ноября 2013 г.). Москва: Институт славяноведения РАН, 2013.
Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). Москва: Изд. МГУ, 1982.
Успенский Б. А. Царь и император: помазание на царство и семантика монарших титулов. Москва: Языки русской культуры, 2000.
Успенский Б. А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. Москва: Языки русской культуры, 2000.
Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство. Москва: Языки славянской культуры, 2004.
Успенский Б. А. Крест и круг (из истории христианской символики). Москва: Языки славянских культур, 2006.
Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков (очерки по истории народных верований). Москва: Изд. Академии наук СССР, 1957.
Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. Санкт-Петербург: Евразия, 2004.
Михайлов Н. А. История славянской мифологии в XX веке. Москва: Институт славяноведения РАН, 2017.
Толстая С. М. Учёная проза поэта // Вступ. ст. к: Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. Москва: Индрик, 2004. С. 8-13.
Уорнер Э. Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика / вступ. ст. С. Б. Алоньевой. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2005
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.