Новое в нормативном регулировании подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре
DOI:
https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2022.9.2.001Ключевые слова:
аспирантура, высшее образование, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, Министерство науки и высшего образования Российской ФедерацииАннотация
Основная цель исследования — сопоставление основных критериев старых и новых нормативных документов, регулирующих подготовку научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Актуальность работы определяется современной кризисной ситуацией троекратного понижения процента выпускников аспирантуры, выходящих на защиту кандидатской диссертации, произошедшее за последние десять лет. Из кузницы кандидатов наук аспирантура в последнее время превратилась в образовательную структуру и стала третьим уровнем высшего образования, а именно послевузовским профессиональным образованием. Очевидно, что основной проблемой, требующей разрешения, является разрыв между образованием и наукой, как между теорией и практикой. Следовательно, основной задачей реформы аспирантуры является её трансформация из образовательного института в научный. В качестве средств для решения проблемы в новых нормативных документах (в Федеральных государственных требованиях к аспирантуре и в Положении о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре), а также в новой редакции (от 30.12.2021) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») предложен ряд мер, которые рассматриваются в данной работе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н.
Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования ‒ программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. №1259.
Порядок прикрепления к образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 октября 2021 г. № 942.
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов), утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 октября 2021 г. № 951.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. Направление подготовки: 48.06.01 Теология, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2014 г.
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ (последняя редакция), принятый Государственной Думой 12 июля 1996 года и одобренный Советом Федерации 7 августа 1996 года.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция), принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.