Особенности подготовительной работы дирижера над хоровой партитурой

Авторы

  • Татьяна Владимировна Пантелеева Московская духовная академия
  • Иоанна Васильевна Соловьева Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2025.19.2.002

Ключевые слова:

хоровое искусство, предварительная работа над партитурой, опыт мастеров дирижерского искусства, особенности предрепетиционного процесса

Аннотация

Подготовительная работа над партитурой является наиболее ответственным и важным этапом для дирижера еще до того, как произойдет его встреча с хоровым коллективом. Без надлежащей многогранной и кропотливой подготовки руководителя хора невозможно осуществление основной цели в хоровом искусстве — художественно-правдивой интерпретации произведения, которая, не в последнюю очередь, зиждется на безупречной технической стороне его исполнения. В тоже время накоплен огромный опыт мастеров дирижерского искусства в данной области. В статье рассматриваются основные взгляды исследователей хорового искусства, оперно-симфонических и хоровых дирижеров по проблеме предварительной работы над сочинениями.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Владимировна Пантелеева, Московская духовная академия

кандидат педагогических наук

и.о. заведующего кафедрой музыкально‑теоретических дисциплин факультета церковно‑певческого искусства Московской духовной академии

старший преподаватель кафедры церковно‑практических дисциплин богословско‑пастырского факультета Московской духовной академии

141300, Московская область, Сергиев Посад, Троице‑Сергиева лавра, Академия

pantavum@yandex.ru

Иоанна Васильевна Соловьева, Московская духовная академия

выпускница факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии

Библиографические ссылки

Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором: Элементарный курс. М.; Л.: Государственное музыкальное издательство, 1948.

Дыганова Е. А. Предварительная работа хорового дирижера над партитурой как вид исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F539733528/Dyganova.E.A.Predvaritelnaya.rabota.kak.vid.ID.pdf (дата обращения: 13.09.2024).

Дыганова Е. А. Самостоятельная подготовка студентов-музыкантов к практической работе с хором: учебно-методическое пособие. Казань: ИФИ К(П)ФУ, 2011.

Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003.

Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М.: Музыка, 1973.

Казачков С. А. От урока к концерту. Казань: Изд. Казанского университета, 1990.

Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969.

Мусин И. А. О воспитании дирижера: Очерки. Л.: Музыка, 1987.

Пазовский А. М. Записки дирижера. М.: Советский композитор, 1968.

Чесноков П. Г. Хор и управление им: (первоначальная редакция) / науч. ред. текста, вступ. ст. и комм. Н. Ю. Плотниковой. М.: Живоносный источник, 2023.

Языков Е. Л. Некоторые вопросы методики репетиционной работы с хором // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 2. С. 41–49.

Загрузки

Опубликован

2025-12-03

Как цитировать

Пантелеева, Т. ., & Соловьева, И. . (2025). Особенности подготовительной работы дирижера над хоровой партитурой. Праксис, (2 (19), 41–48. https://doi.org/10.31802/PRAXIS.2025.19.2.002

Выпуск

Раздел

Исследования и статьи

Категории