Православная сотериология в художественном творчестве Ф. М. Достоевского. На примере произведения «Сон смешного человека»
Ключевые слова:
Достоевский, «Сон смешного человека», Смешной человек, сотериология, апостасия, грехопадения, спасение, сюжет, герой, Бог, ИстинаАннотация
В статье рассматриваются особенности реализма Ф. М. Достоевского с точки зрения православного учения о спасении - сотериологии. Предметом исследования является рассказ «Сон смешного человека», входящий в апрельский выпуск «Дневника писателя» за 1877 г. Тему рассказа образует основной вопрос творчества Достоевского - вопрос о причинах грехопадения человека и условиях его воскресения к жизни. Показано, что рассказ имеет сложную композицию, образованную включением одного сюжета в другой: в основной сюжет, повествующий о грехопадении и последующем спасении главного героя рассказа, включен сюжет, рассказывающий о грехопадении и гибели человечества.
Скачивания
Библиографические ссылки
Антоний (Храповицкий), архиеп. Избранные труды, письма, материалы. М., 2007.
Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. СПб., 2002.
Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007.
Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 6-ти частях. М., 2001-2004.
Есаулов И. А. Русская классика: новое понимание. СПб., 2012.
Захаров В. Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты. М., 2012.
Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мк., 2007.
Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского/Пер. с итал. СПб., 2001.
Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. М., 2005.
Тарасова Н. А. Значение заглавной буквы в наборной рукописи рассказа «Сон смешного человека» («Дневник писателя» Ф. М. Достоевского за 1877 г.)//Русская литература. 2007. № 1. С. 153-165.
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л., 1972-1990.