Философские категории в паламитских спорах
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о различии обладающего и обладаемого в Боге, который был поднят в дискуссии 1355 г. между свт. Григорием Паламой и Никифором Григорой. Автор показывает, что богословы IV в., будучи весьма осторожными в выборе философских концепций, использовали противопоставление сущности и присущего в Боге, что впоследствии нашло продолжение в учении о Божественных энергиях. Тем временем западные мыслители, начиная с блж. Августина, указанное противопоставление не принимали, что в конечном итоге привело к столкновению византийских томистов и паламитов. В статье показывается, в частности, что свт. Григорий Палама наряду с категориями «сущность» и «отношение» использует также категории «действие» и«обладание», которые позволяют ему говорить о различии обладающего и обладаемого в Боге, тогда как его оппоненты, напротив, считали такое различие недопустимым, что в значительной степени объясняется влиянием античной метафизики, прежде всего неоплатонизма, и оказывается весьма проблематичным с философской точки зрения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012.
Гагинский А. М. Исходы метафизики: Две парадигмы патристической философии // Философские науки. 2016. № 12. С. 45-58.
Гагинский А. М. О смысле бытия и значениях сущего: Историко-философские разыскания // ФЖ. 2016. № 3. С. 59-76.
Фокин А. Р. Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций) // ФЖ. 2016. Т. 9. № 1. С. 100-119.
Bäck A. The Formal Structure of Scotus' Formal Distinction // Medieval and Renaissance Logic in Spain: Acts of the 12th European Symposium on Medieval Logic and Semantics. Pamplona, 1997, 26-30 May / Ed. I. Angelelli, P. Perez-Ilzarbe. Hildesheim - New York, 2000. P. 411-438.
Balfour D. Palamas' Reply to Gregoras' Account of their Debate in 1355 // JÖB. 1982. Bd. 32. Hf. 4. S. 245-256.
Beyer H.-V. Nikephoros Gre goras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten // JÖB. 1971. Bd. 20. S. 171-188.
Bydén B. "No Prince of Perfection": Byzantine Anti-Aristotelianism from the Patristic Period to Plethon // Power and Subversion in Byzantium: Papers from the 43rd Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 2010 / Ed. D. Angelov, M. Saxby. L., 2016. P. 147-176.
Chevalier I. La théorie augustinienne des relations Trinitaires: Analyse explicative des textes. Freiburg, 1940.
Chiaradonna R. Sostanza, Movimento, Analogia: Plotino critico di Aristotele. Napoli, 2002.
Δημητρακόπουλος Γ. Αὐγουστῖνος καὶ Γρηγόριος Παλαμᾶς. Τὰ προβλήματα τῶν Ἀριστοτελικῶν κατηγοριῶν καὶ τῆς Τριαδικῆς ψυχοθεολογίας. Ἀθ., 1997.
Demetracopoulos J. Palamas Transformed: Palamite Interpretations of the Distinction between God's ‘Essence' and ‘Energies' in Late Byzantium // Greeks, Latins, and Intellectual History 1204-1500 / Ed. M. Hinterberger, Ch. Schabel.
Leuven, 2011. P. 263-372.
Dumont S. D. Duns Scotus's Parisian Quaestion on the Formal Distinction // Vivarium. 2005. Vol. 43. P. 7-62.
Flogaus R. Der heimliche Blick nach Westen: Zur Rezeption von Augustin De trinitate durch Gregorios Palamas // JÖB. 1996. Bd. 46. S. 275-297.
Frede M. Les Catégories d'Aristote et les Pères de l'Église grecs // Les Catégories et leur histoire / Ed. O. Bruun, L Corti. P., 2005. P. 135-173.
Ierodiakonou K. La réception byzantine des Catégories d'Aristote // Les Catégories et leur histoire / Ed. O. Bruun, L. Corti. P., 2005. P. 307-339.
Malet A. Personne et amour dans la théologie trinitaire de Saint Thomas d'Aquin. P., 1956.
A companion to the philosophy of action / Ed. T. O'Connor, Sandis. Malden - Oxford, 2010.
Sinkewicz R. The doctrine of the knowledge of God in the early writings of Barlaam the Calabrian // Mediaeval studies. 1982. Vol. 44. P. 181-242.
Trizio M. "Un uomo sapiente ed apostolico". Agostino a Bisanzio: Gregorio Palamas lettore del De trinitate // Quaestio: journal of the history of metaphysics. 2006. Vol. 6. № 1. P. 131-189.