Богословие и социум: варианты взаимодействия и стратегии преображения
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2024.55.4.003Ключевые слова:
христианское богословие и социология, богословские социальные проекты, социальная миссия богословияАннотация
Цель статьи — рассмотреть, существует ли принципиальная возможность использовать ресурсы богословия для воплощения современных социальных изменений. На материале социологических, философских и богословских исследований аргументируется право христианского богословия быть реализованным в современных проектах по преобразованию общественного устройства. В качестве методов используются сопоставление, анализ, комментированное цитирование. Результаты исследования показали, что во всём теоретическом многообразии реальных социальных теорий и проектов отсутствуют упоминания о социально-богословском потенциале. Основными направлениями для социальных изменений под влиянием богословия могут стать социальные разрывы, преодолевать которые богословие предлагает через качественно иное понимание социальных изменений в духе христианского мировидения. Ключевым ресурсом христианского богословия при реализации социальных изменений является церковность богословия. В статье рассматриваются конкретные проекты, направленные как на широкие социальные группы (богословие семьи, богословие молодости, богословие старости и др.), так и на индивидуальность (в частности, богословие одиночества). Выводом становится утверждение о том, что совокупность богословско-социальных проектов по возвращению религиозного смысла и духовной радости в социальную реальность представляет собой ключевую духовносоциологическую задачу, которую способно решить современное христианское богословие.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ambrosius Mediolanensis. De officiis ministrorum // PL. T. 16. Col. 23A–184B.
Augustinus Hipponensis. De quantitate animae // PL. T. 32. Col. 1033–1080.
Августин, блж. О количестве души // Августин, блж. Творения: [в 4 т.]. Т. 1: Об истинной религии / сост. и подгот. текста к печати С. И. Еремеева. Санкт-Петербург; Киев: Алетейя; УЦИММ-пресс, 22000. С. 183–263.
Амвросий Медиоланский, свт. Об обязанностях священнослужителей // Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Об обязанностях священнослужителей (De officiis ministorum) / пер. Г. Прохорова, ред. Л. Писарева. Казань: Центральная тип., 1908. [Москва; Рига: Благовест, r1995]. С. 1–380.
Иларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата Церкви. 1. Новозаветное учение о Церкви // Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: [в 3 т.]. Т. 1. Москва: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 65–94.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс].URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 27.11.2024).
Аверинцев С. С. Конспекты лекций 1970-х гг. // Аверинцев и Мандельштам: статьи и материалы / ред. Д. Н. Мамедовой. Москва: РГГУ, 2011. (Записки Мандельштамовского общества; вып. 17). С. 257–299.
Барт К. Послание к Римлянам. Москва: ББИ, 2016.
Бергер П. Л. Священная завеса: элементы социологической теории религии. Москва: НЛО, 2019.
Бердяев Н. А. Философия свободного духа. Москва: Республика, 1994.
Бердяев Н. А. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. Париж: YMCA-Press, [Б. г.].
Бурдье П. Социология социального пространства. Москва: Институт экспериментальной социологии, 2007.
Вебер М. Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990.
Гегель Г. В. Ф. Философия религии: [в 2 т.]. Т. 2. Москва: Мысль, 1977.
Захаров Г. Е. Рецензия на монографию П. Б. Михайлова «Категории богословской мысли. М., 2013» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 1. С. 173–179.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Христианская жизнь, 2002.
Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. Москва: Аспект-пресс, 1996.
Колесников С. А. Миссия теолога в диалектической философии религии Карла Барта // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44. № 2. С. 244–251.
Колесников С. А. Семейный мир как основа духовно-богословского становления богословской системы В. Н. Лосского // Труды БПДС. 2021. № 12. С. 37–49.
Красников А. Н. Методология западного религиоведения второй половины XIX–XX веков: [автореферат дис... доктора философских наук: 09.00.13]. МГУ. Москва, 2007.
Лосский В. Отрицательное богословие и познание Бога у Мейстера Экхарта // Богословские труды. 2003. № 38–41. С. 148–235.
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. Москва: Политиздат, 1956.
Махлин В. Возраст речи. Подступы к явлению Аверинцева // Вопросы литературы. 2006. № 3. C. 43–86.
Мейендорф И., прот. Православие в современном мире. New York (N. Y.): Chalidze, 1981.
Паскаль Б. Мысли. Москва: АСТ, 2003.
Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. Москва: Даниловский благовестник, 2009.
Платон, митр. Московский. О старости. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/starost.htm (дата обращения: 1.7.2024).
Флоренский П. А. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). Москва: Мысль, 2004.
Флоровский Г., прот. Догмат и история. Москва: Изд. Св.-Владимир. Братства, 1998.
Хайстин Я. В., ван. Один в мире? Уникальность человека в науке и богословии. Москва: Изд. ББИ, 2014.
Хомяков А. С. О старом и новом. Москва: Современник, 1988.
Хоружий С. С. Русское старчество в его духовных и антропологических основаниях. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.taday.ru/text/1876511.html (дата обращения: 3.7.2024).
Hill C. Change and Continuity in Seventeenth-Century England. London: Weidenfeld & Nicolson, 1974.
Huntington S. P. The West: Unique, Not Universal // Foreign Affairs. 1996. Vol. 75. № 6. P. 28–48.
Sorokin P. Basic Trends of Our Times. New Haven (Conn.): College and University Press Services, 1964.
Thompson E. P. Time, Work-Discipline, and Industrial Capitalism // Past & Present. 1967. № 38. Р. 56–97.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.