Книга схимонаха Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа» и начало имяславия

Авторы

  • Солодов Николай, священник Московская духовная академия

DOI:

https://doi.org/10.31802/GB.2024.54.3.005

Ключевые слова:

имяславие, книга «На горах Кавказа», схимонах Иларион (Домрачёв), романтическая психология, Афон, исихазм, подвижники, природа Кавказа

Аннотация

В статье проводится содержательный анализ книги схимонаха Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа», выделяются основные предпосылки формулировок его учения об имени Божием: высказывания святых отцов и духовных писателей, параллелизм с Евхаристи­ей, психологический оттенок его богословия. На основании выявленных цитат из сочи­нений академических богословов: прот. Ф. А. Голубинского, В. Д. Кудрявцева-Платонова, архим. Феофана (Авсенёва) делается вывод об особом интересе автора к вопросам бого- словски-психологического характера, связанными с учением немецких философов Ф. Яко­би, Г. Шуберта и Ф. Шеллинга. Рассмотрен вопрос возвышенной авторской самопрезен- тации, послужившей начальным импульсом для начала имяславческих споров на Афоне.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Солодов Николай, священник , Московская духовная академия

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры богословия Московской духовной академии

141312, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия

nsolodov@gmail.com

Библиографические ссылки

Алексий (Киреевский), иеросхим. Письмо архиепископу Никону (Рождественскому) от 30.07.1916 // ОР РГБ. Ф. 765. Оп. 6. Д. 37. Л. 1 — 2 об.

Macarius. Homiliae spirituales // Die 50 geistlichen Homilien des Makarios / hrsg. H. Dorries, E. Klostermann, M. Kruger. Berlin: De Gruyter, 1964. (PTS; Bd. 4). S. 1-322.

[Агафодор (Буданов), иеросхим.] История Имябожничества // И. В. Об Афонской смуте. [К свету]. [Электронный ресурс]. URL: http://ksvetu.org/articles/ob-afonskoy-smute (дата обращения 23.04.2024).

Арсений (Стадницкий), митр. Дневник паломника на Афон. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

Выходцев Е. История Афонской смуты // Имяславие. Антология. Москва: Факториал пресс, 2002. С. 215-318.

Голубинский Ф. А., прот. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека (о конечных причинах). Санкт-Петербург: Изд. П. П. Сойкина, 1906.

[Даниил (Бондаренко), иеросхим.] Близ заката: современные пустынножители в горах Кавказа. Москва: Святая гора, 2013.

[Иларион (Домрачёв), схимон.] О молитве Иисусовой. (Из рассказов пустынника). Сообщил Н. И. Д. // Душеполезное чтение. 1906. Январь. С. 111-119; Февраль. С. 251-259; Март. С. 413-416; Май. С. 128-132; Июнь. С. 182-191; Октябрь. С. 210-216; Ноябрь. С. 358-362.

Иларион (Домрачёв), схимон. На горах Кавказа. Баталпашинск: Тип. Л. Я. Кочка, 1907.

Иларион (Домрачёв), схимон. На горах Кавказа. Баталпашинск: Тип. Л. Я. Кочка, 21910.

Иларион (Домрачёв), схимон. О Иисусовой молитве // Русский инок. 1910. № 7. С. 36-46.

[Иларион (Домрачёв), схимон.] О Божественной Евхаристии или о таинстве святого причащения. Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1911.

Иларион (Домрачёв), схимон. На горах Кавказа. Киев: Киево-Печерская лавра, 31912.

Крутова М. С. Рукописные материалы о претензиях имяславцев на Пицундский скит Ново-Афонского монастыря // Абхазия в русской словесности XIX-XX вв. Москва: ИМЛИ РАН, 2021. С. 295-320.

Кудрявцев В. Д. Религия, её сущность и происхождение. Москва: Катков и Ко, 1871.

Кунцевич Л. З. Переписка с отшельником Иларионом, автором книги: «На горах Кавказа» // Ревнитель. 1915. № 3. С. 23-38.

Лосев А. Ф. О книге «На горах Кавказа» // Начала. 1995. № 1-4. С. 235-240.

Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послания и слова. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.

Монахологии русских обителей на Афоне. Афон: [Б. и.], 2016.

Пахомий, мон. История афонской смуты или имябожеской ереси. Санкт-Петербург: Тип. «Содружество», 1914.

Соколовский А. А. Всем сомневающимся. Религия любви и эгоизм. Современные вопросы жизни. Москва: Изд. «Русского книжного магазина», 1891.

Споры об имени Божием: архивные документы 1912-1938 годов. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2007.

И. Т. [Тихон (Шарапов), иером.]. Особому внимаю иноков [25 января 1911 г.] // Русский инок. 1912. № 4. С. 69-71.

Феофан (Авсенев), архим. Из записок по психологии. Киев: Тип. Киевского губернского управления, 1869.

Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. Москва: Вер- бум-М, 2002.

Иларион (Алфеев), митр. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. Санкт-Петербург: Изд. Олега Абышко, 2013.

Сенина Т. А. Паламизм без Паламы: к вопросу об источниках учения русских монахов — имяславцев начала ХХ века // Майстер Экхарт и св. Григорий Палама: актуальность духовного опыта. Псков: Изд. Псковского государственного университета, 2015. (Альманах Verbum; Вып. 17). С. 220-230.

Солодов Н., иер. Инспектор Вологодской духовной семинарии иеромонах Феофан (Харитонов) в свидетельствах современников // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 4. С. 142-170.

Солодов Н., свящ. Схимонах Иларион (Домрачёв) и его книга «На горах Кавказа» // БВ. 2024. № 2 (53). С. 91-116.

Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Москва: Институт русской цивилизации, 2009.

Schultze B. Der Streit um die Gottlichkeit des Namens Jesu in der russischen Theologie // Orientalia Christiana periodica. 1951. Vol. XVII. P. 321-394.

Загрузки

Опубликован

2024-11-15

Как цитировать

(1)
Солодов, Н. Книга схимонаха Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа» и начало имяславия. БВ 2024, 94-120.

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.