Организация иудейского богослужения в Иерусалиме при Теиспидах
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2023.51.4.002Ключевые слова:
Книга Ездры, эпоха Второго храма, Теиспиды (Чишпишиды), Кир II Великий, ветхозаветное богослужение, дом Божий, одиночный жертвенник, ветхозаветное священство, Книга пророка Аггея, Книга пророка ЗахарииАннотация
В центре внимания данной статьи свидетельство Книги Ездры (Езд. 3, 1–6) о сооружении жертвенника в Иерусалиме при Кире II (539–530 гг. до Р. Х.) иудеями первой волны репатриации. На основании текста Книги Ездры создаётся впечатление, что сооружение алтаря открытого типа в первый год Кира Великого является началом реконструкции Иерусалимского храма. Некоторые факты и их сопоставление заставляют усомниться в том, что сообщение Езд. 3, 1–6 исторически достоверно. Однако исследователи начального периода эпохи Второго храма не учитывают особенностей древнеизраильских богослужебных практик с их градацией сакральных мест. В статье предпринимается попытка объяснить содержание указанного фрагмента Книги Ездры в контексте многообразия ветхозаветных литургических практик и различия мест, приспособленных для совершения богослужения. Судя по всему, упоминающийся в указанном фрагменте жертвенник мог быть сооружён в правление Кира II, однако это был не алтарь реставрируемого Иерусалимского храма, а одиночный жертвенник с ограниченным богослужебным функционалом.
Скачивания
Библиографические ссылки
Вiblia Hebraica Stuttgartensia / ed. R. Kittel. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 51997.
Septuaginta, Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes / ed. A. Rahlfs. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1979.
[№ 11]. Marmorstelle in Sardes gefunden // Gusmani R. Lydisches Wörterbuch. Heidelberg, 1964. S. 255.
Bordreuil P., Israel F., Pardee D. Deux Ostraca paléo-hébreux de la collection Sh. Moussaïeff // Semitica. 1996. № 46. P. 49–76.
Malbran-Labat F. La version accadienne de l’inscription trilingue de Darius à Behistun. Roma: Gruppo editoriale internazionale, 1994.
Statuette Naophore du Vatican № 158 [113] // Posener G. La première domination perse en Egypte: recueil d’inscriptions hiéroglyphiques. Le Caire, 1936. P. 1–26.
Бельский В. В. Видение первосвященника Иисуса (Зах. 3, 1–7) и чин поставления священников в Пятикнижии: историко-экзегетический анализ // БB. 2020. № 2 (37). С. 41–58.
Дандамаев, М. А. Вавилония в 626–330 годы до н. э.: социальная структура и этнические отношения. Санкт-Петербург: Петербургское лингвистическое общество, 2010.
Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н. э.). Москва: Изд. восточной литературы, 1963.
Дандамаев М. А. К вопросу о династии Ахеменидов // ППС. 1960. Вып. 5 (68). С. 3–21.
Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. Москва: Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 1985.
Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. Москва: Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 1980.
Дьяконов И. М. История Мидии с древнейших времен до конца IV в. до н. э. Москва; Ленинград: АН СССР, 1956.
Емельянов В. В. Ритуал в древней Месопотамии. Санкт-Петербург: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003.
Лёзов С. В. Синтаксис глагола в древнееврейском повествовании // Библия: литературные и лингвистические исследования. Вып. 1. Москва: РГГУ, 1998. С. 187–217.
Минаева В. В. Набонид // ПЭ. 2017. Т. 48. С. 219–221.
Олмстед А. Т. История Персидской империи / пер. с англ. А. А. Карповой. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2012.
Седов А. В. История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империи / Предисловие В. А. Якобсона; Под ред. А. В. Седова; Редкол.: Г. М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Институт востоковедения. Москва: Восточная литература, 2004.
Циркин Ю. Б. История библейских стран. Москва: Астрель; АСТ; Транзиткнига, 2003. (Классическая мысль).
Ваrеѕ L. Abusir IV. The Ѕhaft Tomb of Udjahorresnet at Abusir. Prague: Karolinum Press, 1999.
Coggins R. J. Haggai, Zechariah, Malachi. Sheffield: Sheffield Academic Press, 1996.
Edelman D. V. The Origins of the Second Temple: Persian Imperial Policy and the Rebuilding of Jerusalem. New York (N. Y.): Routledge, 2014.
Fried L. S. The Priest and the Great King: Temple-Palace Relation in the Persian Empire. Winona Lake (Ind.): Eisenbrauns, 2004.
Handy L. K. Josiah as Religious Peg for Persian-Period Jews and Judaism // Edelman D. et al. (eds.). Religion in the Achaemenid Persian Empire: Emerging Judaisms and Trends / Edited by D. Edelman, A. Fitzpatrick-McKinley, P. Guillaume. Tübingen: Mohr Siebeck, 2016. (Orientalische Religionen in der Antike; 17). P. 72–90.
Haran M. Temples and Temple-Service in Ancient Israel: An Inquiry into the Character of Cult Phenomena and Historical Setting of Priestly School. Oxford: Clarendon Press, 1978.
Kosters W. H. Die Wiederherstellung Israels in der persischen Periode / übersetzt von A. Basedow. Heidelberg, 1895.
Lafont B. Sacrifices et Rituels a Mari et dans la Bible // Revue d’Assyriologie et d’archéologie orientale. 1999. Vol. 93. № 1. P. 57–77.
Saadi-nejad M. Anāhitā: A History and Reception of the Iranian Water Goddess. London: I. B. Tauris, 2021.
Sérandour A. Remarques complémentaires sur la contribution ordonnée par le roi ’ShYHW pour le temple de YHWH // Semitica. 1996. № 46. P. 77–80.
Stern E. Archeology of Persian Palestine // The Cambridge History of Judaism: in 3 vol. / ed. W. D. Davies, L. Finkelstein. Vol. I. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. P. 88–114.
The Brown-Driver-Briggs Hebrew and English Lexicon: With an Appendix Containing the Biblical Aramaic. Peabody (Mass.): Hendrickson, 2000.
The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago: in 21 vols. Chicago (Ill): The Oriental Institute, 1956–2010. (The Chicago Assyrian Dictionary).
Willi-Plein I. Haggai, Sacharja, Maleachi. Zürich: Theologischer Verlag Zürich, 2007. (Zürcher Bibelkommentar).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.