К вопросу о литургии апостола Марка
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2022.45.2.016Ключевые слова:
литургия апостола Марка, богословие, теология, литургика, анафора, евхаристическое богословие, александрийский тип литургииАннотация
В данной статье анализируется текст анафоры литургии апостола Марка на предмет отличия богословского и текстологического содержания от литургий как александрийского типа, так и константинопольской традиции. Различие структуры анафоры обуславливает различие богословия Евхаристии из-за смещения определённых акцентов. Открытие рукописей литургии апостола Марка в XX в. и её перевод со страсбургских рукописей на русский язык в 2003 г. усилил внимание научного сообщества к данной теме. Всё это катализируется возросшим интересом к литургическому возрождению в Русской Православной Церкви в последнее время. В статье также предпринята попытка текстологического анализа всего последования литургии апостола Марка, с выявлением характерных особенностей, иллюстрированных примером из богослужения. Помимо прочего, рассматриваются актуальные и важные исследования по этой проблематике в отечественной науке.
Скачивания
Библиографические ссылки
Brakmann H. Das Alexandrinische Eucharistiegebet auf Wiener Papyrusfragmenten // JbAC. 1996. Bd. 39. S. 149–164.
Burmester O. H. E. The Canons of Gabriel ibn Turaik, LXX Patriarch of Alexandria (First Series) // Orientalia Christiana Periodica. 1935. Vol. 1. P. 5–45.
Cuming G. The Anaphora of St Mark: A Study in Development // Le Muséon. 1982. Vol. 95. P. 115–129.
Hammerstaedt J. Griechische Anaphorenfragmente aus Ägypten und Nubien. Opladen: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1999.
Hammerschmidt E. Die Koptische Gregoriosanaphora, Syrische und Griechische Einflüsse auf Eine Agyptische Liturgie. Berlin: Akademie-verlag, 1957.
Liturgies, Eastern and Western Being the Texts, Original or Translated, of the Principal Liturgies of the Church / ed. F. E. Brightman. Vol. 1: Eastern Liturgies. Oxford: At the Clarendon Press, 1896.
Macomber W. F. The Anaphora of Saint Mark According to the Kacmarcik Codex // OCP. 1979. Vol. 45. P. 75–98.
Malan S. C. The Divine Liturgy of St. Mark the Evangelist: Translated from an Old Coptic Manuscript, and Compared with the Printed Copy of that same Liturgy as Arranged by S. Cyril. London: D. Nutt, 1872.
Ray W. D. The Strasbourg Papyrus // Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers / ed. P. F. Bradshaw. Collegeville (Minn.): The Liturgical Press, 1997. P. 39–56.
Rodwell J. M. The Liturgies of St. Basil, S. Gregory, and St. Cyril: Translated from a Coptic Manuscript of the 13th Century. London: Rivingtons, 1870.
Swainson C. A. The Greek Liturgies: Chiefly from Original Authorities. Cambridge: Univ. Press, 1884.
The Divine Liturgies of Saints Basil, Gregory, and Cyril. Tallahassee (Fla.): St. Mary & St. George Coptic Orthodox Church; Coptic Orthodox Diocese of the Southern United State, 2001.
The Liturgy of St. Mark / ed. from the Manuscripts with a Commentary by G. J. Cuming († March. 24, 1988). Roma: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1990. (Orientalia Christiana analecta; t. 234).
Белоусов А. В. Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. Москва: Дар, 2007.
Карабинов И. А. Евхаристическая молитва (анафора). Санкт-Петербург: Тип. В. Киршбаума, 1908.
Петровский А., свящ. Апостольские литургии вост. Церкви: Литургии апп. Иакова, Фаддея, Мария и ев. Марка. Санкт-Петербург: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1897.
Давыденков О. В., прот. Догматическое богословие. Москва: ПСТГУ, 2017.
Желтов М. С. Особенности анафор египетских литургий // Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. Москва: Институт востоковедения РАН, 2000. С. 46–50.
Желтов М. С. Анафора // ПЭ. 2001. Τ. 2. С. 279–289.
Желтов М. С. Древние анафоры Александрийской Церкви // Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. Вып. 2. Москва: Институт востоковедения РАН, 2002. С. 123–128.
Желтов М. С. Древние александрийские анафоры // БТ. 2003. Сб. 38. С. 269–320.
Желтов М. С. Литургия апостола Марка // ПЭ. 2016. Τ. 41. С. 253–260.
Соколов И. И. Избрание Патриархов Александрийской Церкви в XVIII и XIX столетиях. Петроград: Тип. М. Меркушева, 1916.
A History of The Holy Eastern Church. Part 1: General Introduction / be the rev. J. M. Neale. London; Oxford; Cambridge; S. Petersburg: J. Masters; J. H. Parker; Macmillan; Kirton, 1850.
Brakmann H. Zur Bedeutung des Sinaiticus Graecus 2148 für die Geschichte der melchitischen Markos-Liturgie // JÖB. 1981. Bd. 30. S. 239–248.
Brakmann H. Neue Funde und Forschungen zur Liturgie der Kopten (1984–1988) // Actes du 4e Congrès Copte, Louvain-la-Neuve, 5–10 septembre, 1988. Vol. 2: De la linguistique au gnosticisme. Louvain-la-Neuve: Université catholique de Louvain. Institut orientaliste, 1992. (Publications de l’Institut Orientaliste de Louvain; vol. 41). P. 419–435.
Spinks B. A.Complete Anaphora?: A Note on Strasbourg Gr. 254 // Heythrop Journal. 1984. Vol. 25. № 1. P. 51–55.
Tren K., Diethart J. Griechische literarische Papyri christlichen Inhaltes. 1/2. Textband, Tafelband. Wien: Hollinek, 1993. (Mitteilungen aus der Papyrussammlung der Österreichischen Nationalbibliothek N. S.; Folge 17).
Zheltov M. The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. 2010. Vol. XLV. P. 105–113.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.