St. Metropolitan Maxim’s activities at the Russian See

Accompanied by “An Exhortation” and “A Tale of Metropolitan Maxim”

Authors

  • Macarius (Veretennikov), archimandrite Moscow Theological Academy

DOI:

https://doi.org/10.31802/2500-1450-2015-1617-125-154

Keywords:

Metropolitan Maximus, History of the Russian Church, Maximus’ icon of the Mother of God, omophorion of the Mother of God, Metropolitan See at Vladimir, Russian See

Abstract

This publication is a historical and biographical essay dedicated to the activities of St. Metropolitan Maximus, of the Greek origin, at the Russian See and to his contribution to the development of the Russian Church. The A. gleans all existing information concerning St. Maximus' identity and Metropolitan ministry. He pays special attention to the role St. Maximus played in the history of the Russian Church: as is known, his historical move from ruined Kiev to the city of Vladimir set in motion the process of moving the Metropolitan See to Moscow. In particular, the A. emphasizes the history of Maximus' icon of the Mother of God, called so after the name of the holy Metropolitan. The A. relates the story of the miraculous omophorion which the Most Holy Mother of God gave to the Primate in a vision. The publication is followed by edition of the original texts in Slavonic: Metropolitan Maximus' “An Exhortation” and “A Tale of Metropolitan Maximus.”

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Macarius (Veretennikov), archimandrite, Moscow Theological Academy

doctor of Theology, professor Moscow Theological Academy

macarius.v@yandex.ru

References

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882.

Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963.

Борисов Н. С. Русская Церковь в политической борьбе XIV-XV веков. М., 1986.

Босли Р. Д. Житие св. Игнатия Ростовского//История и культура Ростовской земли. Ростов, 1993. С. 62-69.

Власов А. В. Византийская Церковь в XIII в. и Лионская уния (1274 г.)//Мир Православия. Сборник статей. К 15-летнему юбилею Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Волгоград, 2006. С. 131-166.

Войнаков В., прот. Максимовская икона Божией Матери//ЖМП. 1999. T. 6. С. 41-43.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков. М., 1961. Т. 1.

Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.

Вышний покров над Афоном, или сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1902.

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1900.

Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000.

Горчаков М., свящ. О земельных владениях Всероссийских Митрополитов, Патриархов и Священного Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871.

Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.

Доброхотов В. Памятники древности во Владимире Кляземском. М., 1849.

Донской Д. В. Рюриковичи. Исторический словарь. М., 2008.

Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993.

Евгений (Болховiтiнов), митр. Вибранi працi з iсторii Киева. К., 1995.

Иконы Вологды XIV-XVI веков. М., 2007.

Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.

Каргалов В. В. На границах стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние XIII-XVIII вв. М., 1998.

Клосс Б. М. Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. Избранные труды. Т. 2. М., 2001.

Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Русская Церковь и ордынский власти (вторая половина XIII -первая половина XIV в.)//Тюркологический сборник. 2001. Золотая Орда и ее наследие. М., 2002. С. 156-186.

Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция жития Митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. Сборник статей и материалов. М., 1967. С. 242-257.

Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование. М., 1974.

Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до середины XV века. СПб., 2003.

Лобакова И. А. Описание канонизированных и неканонизированных Новгородских владык и Московских Митрополитов в Иконописном подлиннике первой четверти XVIII в.//Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 223-239.

Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1995.

Максимовская икона Божией Матери...//Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. 3. С. 208-209.

Маясова Н. А. Древнерусское шитье (Ancient russian embroidery). М., 1971.

Михайлов П. Б., Буганов Р. Б. Григорий II Кипрский//ПЭ. М., 2006. Т. 12. С. 599-601.

Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 214-254.

Охотникова В. И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском//Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Сборник научных трудов. Л., 1985. С. 16-27.

Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Владимир, 2000.

Патерик земли Болгарской. М., 2008.

Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982.

Первухин Г., прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901.

Порфирий, иером. Древние гробницы во владимирском Успенском соборе и погребенные в нем князья и святители. Владимир, 1890.

Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978.

Румянцев А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.

Салимов А. Тверской Спасо-Преображенский собор. Тверь, 1994.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI-ХIII вв. М., 1984.

Сиренов А. В. Повесть о Максиме Митрополите//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П-С. СПб., 1998. С. 146-148.

Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Ярославль, 1993.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен//Собр. соч. в 18 тт. Т. 3-4. М., 1988.

Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913.

Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (Х-ХIV веков). Общее повременное обозрение. СПб., 1882.

Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI-XIV веков. М., 2000.

Страдание 26 Зографских преподобномучеников//НКС. М., 1978. С. 174.

Титов А. А. Ростовская иерархия. Материалы для истории Русской Церкви. М., 1890.

Тихомиров М. Н. Краткие заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы. М., 1962.

Тихомиров Н. Галицкая Митрополия. Церковно-историческое исследование. СПб., 1896.

Т Н. П. О Соборах, бывших в России со времени введения в ней христианства до царствования Иоанна IV Васильевича. СПб., 1829.

Успенский Б. А. Царь и Патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1884.

Херасков М., свящ. Максим Митрополит Киево-Владимирский и всея Руси//Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1871. T. 17.

Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978.

Щапов Я. Н. Княжеские Уставы и Церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972.

Published

2015-06-15

How to Cite

(1)
Veretennikov М. St. Metropolitan Maxim’s Activities at the Russian See: Accompanied by “An Exhortation” and “A Tale of Metropolitan Maxim.” БВ 2015, 125-154.

Issue

Section

History of the Russian Orthodox Church: prerevolutional period

Categories

Most read articles by the same author(s)

1 2 > >>