Месяцесловные памяти Русской Православной Церкви
DOI:
https://doi.org/10.31802/GB.2020.38.3.007Ключевые слова:
православный месяцеслов, православные праздники, православные постыАннотация
Статья посвящена содержанию, общим принципам построения и характерным особенностям календаря, или месяцеслова, Русской Православной Церкви. Автор использует методы анализа и синтеза. В итоге делаются нижеследующие обобщения. Месяцеслов был принесён на Русь из Византии в достаточно завершённом виде, однако в процессе исторического развития он дополнился особенными русскими праздниками. Календарь-месяцеслов - это грандиозный собор святых, подвизавшихся в разных местах на протяжении веков, единение Церкви Небесной и земной, история святости и история нашей Церкви. Месяцесловным памятям посвящены составленные гимнографами богослужебные тексты, которые поются и читаются в храмах. Традиционно почитается день кончины угодников Божиих, память открытия мощей святых, перенесения их святых мощей или же день канонизации угодников Божиих, реже - день их рождения. Фенологические наблюдения русского народа связаны с повседневной деятельностью и увязаны с месяцесловом, что свидетельствует о его проникновении в повседневную жизнь русского человека.
Скачивания
Библиографические ссылки
Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. Киïв: Час, 1991.
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. Т. 1: 1294–1598. СПб.: в Тип. 2-го отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1836.
Белокуров С. А. Дело о присылке шахом Аббасом ризы Господней царю Михаилу Федоровичу в 1625 году. М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1891.
Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачёва и др. Т. 4: XII век. СПб.: Наука, 1997.
Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российския касающихся; / изданная Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Императорском Московском университете. М.: В типографии Компании типографической, 1788. Ч. 6.
Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, Повесть о обретении мощей и чудеса его: к 400-летию Троцкого Данилова монастыря в ПереяславлеЗалесском (15 июля 1508 г. — 16 июля 1908 г.) / изд. [и предисл.] проф. С.И. Смирнова. М.: Синод. тип., 1908. С. 49–50.
Жития святых в русской поэзии. М.: Лодья, 1999.
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского: в 12 кн. М.: Ковчег, 2010. Кн. 8. [напечатано по изд.: М.: Синод. Тип., 1904–1911].
Иностранцы о древней Москве. Москва XV–XVII вв.: [сборник / сост. М. М. Сухман]. М.: Столица, 1991.
Кирилл (Павлов) архим. Проповеди. Сергиев Посад: СТСЛ, 2003.
Лобакова И. А. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
Лосева О. В. Русские Месяцеcловы XI–XIV веков. М.: Памятники ист. мысли, 2001.
Макарий, архим. Эпоха новых чудотворцев. (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) // АО. 1997. № 2 (13). С. 128–144.
Максим (Кроха), еп. Омский и Тюменский. Послание клиру и мирянам Омской епархии // ЖМП. 1984. № 12. С. 25–26.
Мансикка В. П. Житие Александра Невского: разбор редакций и текст. СПб.: [Б. и.], 1913.
Минея общая новомучеником и исповедником Российским. М.: изд. МП, 2012 (слав. яз.). Минея служебная. Июнь. М.: изд. МП, 1986. Ч. 1; Ч. 2; Июль. 1988. Ч. 3.
Минея служебная. Ноябрь. М.: изд. МП, 1980. Ч. 1.
Настольная книга священнослужителя. Т. 2: Месяцеслов (Сентябрь–Февраль). М.: изд. МП, 1978; Т. 3: Месяцеслов (Март–Август). М., 1979.
Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М.: НПФ «Рос. семена», 1996. Определения Священного Синода // ЖМП. 1997. № 8. С. 14.
Первое празднование Собору Тверских святых // ЖМП. 1979. № 11. С. 15–21.
Повесть о победах Московского государства / издание подготовил Г. П. Енин. Л.: Наука: Ленингр. отделение, 1982.
Пролог: в 2 кн. Кн. 2: Март–Август. М.: изд. Сретенского монастыря, 2003 [Репринтное воспроизведение изд.: М.: Синодальная тип., 1895–1896].
Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сириянина и расположенных по порядку псалмов Давидовых. М.: Афонск. Пантелеймонов монастырь, 1913.
ПСРЛ. М.: Яз. славян. культуры, 2000. Т. 10; Т. 13; СПб.: изд. Археографической коммиссии, 1910. Т. 14.
Святцы. М.: Печатный двор, 1646. Л. 294–294 об.
Святые русские Римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / подгот. текстов и исслед. Н. В. Рамазановой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.
Синаксари Постной и Цветной Триодей. М.: ПСТГУ, 2009.
Синодик Колясниковской церкви / печатан иждивением потомственного почетного гражданина Г. В. Юдина. [СПб.], 1896. Л. 157–159.
Слово на освящение обновленного храма // ХЧ. 1839. Ч. 3. С. 82–83.
Служба на прославление святых чудотворцев Российских, прославленных святителем Макарием, Митрополитом Московским и всея Руси. Творение смиреннаго чернеца Григория, обители великаго Евфимия Суждальскаго // Минея служебная. Июль. М.: изд. МП, 1988. Ч. 2. С. 209–226.
Служба святителю и чудотворцу Николаю в честь и память явления чудотворныя его иконы Великорецкия. Вятка: [Б. и.], 2004.
Триодь цветная. М.: изд. МП РПЦ, 1975.
Художественная проза Киевской Руси XI–XIII веков / [сост., переводы и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева]. М.: Гослитиздат (Ленингр. отделение), 1957.
Тысяча лет русской истории в преданиях, легендах, песнях / сост. С. Н. Азбелев. М.: Рус. кн.: Полиграфресурсы, 1999.
Филипповский Г. Ю. «Слово» Андрея Боголюбского о празднике 1 августа по списку 1597 г. // Культура славян и Русь. М.: Наука, 1998. С. 230–237.
Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной Приснодеве Марии Богородице. Составлено по подобию псалмов. М.: тип. И. Ефимова, 1883.
Литература
Александров А. Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви // ЖМП. 1983. № 10. С. 74–78; №11. С. 69–72.
Антоний, игум. Вечные загробные тайны: как живут наши умершие, их союз с живыми, их блаженство и муки: По учению Священного Писания, отцев и учителей Церкви. М.: Афонский русский Пантелеймонов монастырь, 1914.
Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966.
Антонова В. И.; Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв.: опыт историко-художественной классификации: в 2 т. Т. 2: XVI — начало XVIII века. М.: Искусство, 1963.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1882.
Беляев С. А. Богослужение в честь Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля // ЖМП. 1996. №7. С. 75–78.
Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII вв.: источники для изучения истории русской медицины. М.: Медгиз, 1960.
Болотов В. В. Михайлов день: Почему Собор Св. Архистратига Михаила совершается 8 ноября? Эортологический этюд. СПб.: тип. А. Катанского и К°, 1892.
Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М.: Наука, 1997.
Величко А. М. История Византийских императоров: в 5 т. М.: ФИВ, 2010. Т. 4. Византийские легенды / сост. С. В. Полякова. Л.: Наука, 1972.
Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в. // Византийский временник. М., 1965. Т. 26. С. 208–218.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Имп. Общество истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1903.
Гранстрем Е. Э. Почему Митрополита Климента Смолятича называли Философом // ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 20–28.
Греков Б. Д. Юрьев день и заповедные годы // Известия Академии наук СССР. Серия VI. Т. 20. № 1–2. Л., 1926. Т. 20. С. 67–84.
Даль В. Пословицы русского народа: в 3 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 3.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М.: М. О. Вольф, 1880–1882.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1982. Т. 4.
Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Церкви: в 2 т. М.: Отчий дом, 1996 [Репринтное воспроизведение изд.: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви протоиерея Г. С. Дебольского. СПб.: И. Л. Тузов, 1901].
Дергачёва И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности. М.: Круг, 2004.
Димитрий, игум., Пивоваров Б., прот. Праздничное Богослужение в Тобольске и Томске // ЖМП. 1984. № 12. С. 26–27.
Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве: альбом / Старообрядческая архиепископия Московская и всея Руси. М.: Изогиз, 1956.
Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М.: изд. МП РПЦ, 1993.
Игнатия, мон. Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве // БТ. 1982. Сб. 23. С. 59–93.
Игнатия, мон. Преподобный Косма Маиумский и его каноны (духовные размышления) // БТ. М., 1981. Сб. 22. С. 116–138.
Икономос К. О начале обыкновения употреблять красные яйца во время Пасхи. СПб.: Мор. тип., 1826.
Красносельцев Н. Ф. К истории православного Богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. М.: Либроком, 2011 [Репринтное воспроизведение изд.: Казань: тип. Имп. ун-та, 1889].
Крашенинникова О. А. К истории формирования памятей Октоиха // БТ. 1996. Сб. 32. С. 260–268.
Кузьмин А. В. На пути в Москву. Очерки генеалогии военно-служащей знати СевероВосточной Руси XIII — середины XV в. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2014. Т. 1.
Лепахин В. Преподобный Моисей Угрин — «второй», или «другой», Иосиф // ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 370–389.
Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский Типикон: историко-археологическое исследование. СПб.: тип. В. Д. Смирнова, 1911.
Лихачёв Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976.
Лосева О. В. Храм Гроба Господня в русской календарной традиции // Исследование книжных памятников. История. Филология. Источниковедение. Сборник научных статей. М.: Пашков дом, 2000. С. 36–43.
Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. 2; 1996. Кн. 6.
Макарий (Веретенников), архим. «Опалеста ему очи от огня» Митрополит Макарий и московский пожар 1547 года // Московский журнал. 2011. № 4 (244). С. 48–51.
Макарий (Веретенников), архим. Древнее «часомерие» // Макариевские чтения: «Воинство земное — воинство небесное»: Материалы XVIII Всероссийской научной конференции, памяти святителя Макария. Посвящается 65-летию Великой победы. Можайск, 2011. Вып. 18. С. 152–158.
Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение // Русская художественная культура XV–XVI веков. М.: Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль», 1998. С. 5–22.
Макарий (Веретенников), архим. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). М.: Московский журнал «История государства Российского», 2013. С. 119–121.
Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). М.: изд. Сретенского монастыря, 2016.
Макарий (Веретенников), архим. Святой равноапостольный князь Владимир — Креститель земли Русской. Можайск; Барнаул: ИП Колмогоров И. А, 2019.
Макарий (Веретенников), архим. Христианское благочестие: история и традиции. М.: изд. Московского подворья СТСЛ, 2019.
Макарий, архим. Небесного Иерусалима граждане. Русские святые, подвизавшиеся вне пределов Отечества // Православная беседа: журнал для семейного чтения. 1996. №1. С. 24.
Макарий, архим. Святая равноапостольная Мария Магдалина // АО. 2009. № 1 (54). С. 175–187.
Макарий (Веретенников), архим. Преподобный Серапион Кожеезерский // БТ. 1996. Сб. 32. С. 5–14.
Макарий, архим. Триодная память мученика Феодора Тирона // АО. 2002. № 3 (33). С. 103–108.
Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. 1984. Сб. 2 (12). С. 203–210.
Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги // ПрибТСО. 1883. Ч. 32. С. 514–574.
Мурьянов М. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109–126.
Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России: очерки: в 2 ч. СПб.: Мир, 2007. Ч. 1.
Назаров В. Д. Юрьев день // Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 16. С. 828–829.
Нерсесян Л.; Суховерков Д. Богоматерь Донская. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2017.
Никитин В. А. Праведный Иоанн Русский, Исповедник (К 250-летию со времени преставления) // ЖМП. 1980. № 6. С. 67–72.
Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных Богослужебных книгах. СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1885.
Поздеева И. В., Дадыкин А. В., Пушков В. П. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1652–1700 годы: исследования и публикации: в 3 кн. М.: Наука, 2011. Кн. 2.
Поппэ А. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 304–336.
Преображенский А. С. Ранние изображения владимирский святых: становление иконографической традиции // «Хвалам достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре: международная научная конференции (Владимир, 5–6 июня 2011 года). Владимир: [Б. и.], 2013. С. 114–115.
Пуцко В. Г. Киевские мученики-варяги // Вестник русского христианского движения. 1984. № 141. С. 178–196.
Романенко Е. В. «Соборы русских святых» как региональные и надрегиональные «места памяти» Московской Руси XV–XVIII вв. // Места памяти Руси конца XV–XVIII в. М.: Политическая энциклопедия, 2019. С. 169–203.
Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси: исследования и заметки. М.: изд. Московского университета, 1984. С. 59.
Сазонова Л. И. Повесть об Алексее Римском в третьем — пятом изданиях Про́лога и политический смысл темы Алексея в литературе 1660–1670-х годов // Литературный сборник XVII века «Про́ лог» / подгот. О. А. Державина, А. С. Демин, А.С. Елеонская и др.; под ред. А. С. Демина. М.: Наука, 1978. С. 99–106.
Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М.: Северный паломник, 2011.
Симон, архиеп. Рязанский и Касимовский. Святой благоверный Роман, Рязанский страстотерпец // ЖМП. 1979. №12. С. 64–69.
Словарь русского языка XI–XVII вв. / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; редкол.: С. Г. Бархударов (отв. ред.) [и др.]. М.: Наука, 1977. Вып. 4; 1979. Вып. 6; 1981. Вып. 8; 1986. Вып. 11; 1995. Вып. 21; 2000. Вып. 24; 2006. Вып. 27; 2011. Вып. 29.
Снегирёв И. М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М.: тип. Ведом. Моск. гор. полиции, 1857.
Сокровища музеев России: в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства». М.: Парадиз, 2018.
Сравнительное обозрение старинных Типиконов или церковных Уставов, употреблявшихся в Русской Церкви до Патриарха Никона // ПС. 1865. Ч. 1. С. 141–142.
Стрельников С. В. Потомки Петра Ордынского и Карашская слобода // Исследования по истории средневековой Руси. М.: Альянс-Архео; СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2006. С. 223–229.
Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1882.
Турилова А. А. Два византийских историко-литературных сюжетца // Σοφία. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. М.: Северный паломник, 2006. С. 455–462.
Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа // ПС. 1857. Кн. 4. С. 814–856.
Успенский Н. Д. Кондаки св. Романа Сладкопевца // БТ. 1968. Сб. 4. С. 191–201.
Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. Сергиев Посад: СТСЛ, 1995.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно / ред. С. В. Харитонова. СПб.: Русская симфония, 2008.
Цыб С. В. Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет». СПб.: Дмитрий Буланин, 2011.
Чёрный В. Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010.
Щенникова Л. А. Великая святыня России чудотворная икона Богоматерь Владимирская в русской культуре. М.: ООО «Союз Дизайн», 2010.
Щенникова Л. А. Донская икона Божией Матери. СПб.: Метропресс, 2014. (Русская икона: образы и символы; 23).
Щенникова Л. А. Святыня земли Владимирской. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира. История и художественный образ. Владимир: Вит-принт, 2013.