Богослужебный синаксарь константинопольского монастыря Христа Человеколюбца

Istanbul. Patriarchate library. Panagia Kamariotissa. Cod 29): Сентябрь. 1‒14

Authors

  • Алексей Пентковский Московская Духовная Академия

Keywords:

Богослужебный синаксарь, константинопольский монастырь, Афинская национальная библиотека, ктиторский типикон

Abstract

В 1887 году Η.Φ. Красносельцев обнаружил в Афинской национальной библиотеке греческую рукопись, содержавшую богослужебный синаксарь (здесь и далее – Евергетидский синаксарь, ЕС) и ктиторский типикон (здесь и далее – Евергетидский типикон), происходившие из монастыря Пресвятой Богородицы Благодетельницы около Константинополя. Судя по всему, он сообщил о находке своему ученику А.А. Дмитриевскому, который уже в следующем году ознакомился с этой рукописью, а в конце 1895 года опубликовал ее текст, сопровождавшийся краткой вступительной статьей, в первом томе знаменитого «Описания литургических рукописей».

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Алексей Пентковский, Московская Духовная Академия

Доктор восточных церковных наук

Профессор Московской духовной академии.

References

Galatariotou K. Byzantine Ktetorika Typika: a Comparative Study // Revue des Études byzantines. 1987. T. 45. P. 77-79.

Красносельцев Η.Ф. Типик церкви Св. Софии в Константинополе // Летопись историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете. 1892. Т. II. С. 174.

Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Киев, 1895. T. I.

Jordan R. The Synaxarion of the monastery of the Theotokos Evergetis. September-February. Belfast, 2000 (= Belfast Byzantine Texts and Translations 6. 5).

Gautier P. Le Typikon de la Théotokos Évergétis // Revue des Études byzantines 40. 1982. P. 5-101.

Jordan R. The Hypotyposis of the Theotokos Evergetis and the making of a monastic Typikon. Doctoral Thesis (Ph. D.). Queen’s University Belfast, 1997.

Jordan R. The monastery of the Theotokos Evergetis, its children and grandchildren // The Theotokos Evergetis and eleven-century monasticism / Ed. by M. Mullett and A. Kirby. Belfast, 1994. P. 215-245 (= Belfast Byzantine Texts and Translations, 6. 1).

Jordan R. The Hypotyposis of Evergetis: a unitary text? // Work and wor- ship at the Theotokos Evergetis. 1050-1200 / Ed. by M. Mullet, A. Kirby. Belfast, 1997. P. 230-249 (= Belfast Byzantine Texts and Translations 6. 2).

Jordan R. Evergetis: Typikon of Tymothy for the Monastery of the Mother of God Everge- tis // Byzantine Monastic Foundation Documents. A Complete Translation of the Surviving Founders' Typika and Testaments / Ed. by J. Thomas and A. Hero. Washington, 2000. Vol. 2. P. 454-506 (= Dumbarton Oaks Studies 35).

Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Mes- sinensis gr. 115. Roma, 1969 (= Orientalia Christiana Analecta, 185).

Klentos J. Byzantine Liturgy in twelfth-century Constantinople: an Analysis of the Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis (codex Athens Ethnike Bibliotheke 788). Doctoral Thesis (Ph. D.). University of Notre Dame, Indiana, 1995.

Klentos J. The typology of the typikon as liturgical document // The Theotokos Evergetis and eleventh-century monasticism / Ed. by M. Mullet and A. Kirby. Belfast, 1994. P. 294-305 (= Belfast Byzantine Texts and Translations 6. 1).

Klentos J. The Synaxarion of the Theotokos Ever- getis: algebra, geology and Byzantine monasticism // Work and worship at the Theotokos Evergetis. 1050-1200 / Ed. by M. Mullet and A. Kirby. Belfast, 1997. P. 329-355 (= Belfast Byzantine Texts and Translations 6. 2).

Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции // ЖМП. 2001. № 5. С. 74-78.

Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века (842-1204). Казань, 1894. С. 134-135.

Janin R. Les Églises et les monastères des grands centres byzantins (Bithynie, Hellespont, Latros, Galèsios, Trébizonde, Athènes, Thessaloni- que). Paris, 1975. P. 246-247.

Пентковский А. М., Йовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIII-XIII вв. // Palaeobulgarica 25. 2001.

Пентковский А. М. Иерусалимский типикон в Константинополе в палеологовский период // ЖМП. 2003. № 5.

Кекелидзе К. С. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908.

Janin R. La géographie ecclésiastique de l'Empire byzantin. Première partie. Le siè- ge de Constantinople et le patriarcat ecumènique. T. III. Les églises et les monastè- res. Paris, 1969.

Εὐστρατιάδης Σ. Τυπικὸν τῆς ἐν Κωνσταντινουπόλει μονῆς τοῦ ἁγίου μεγαλομάρ- τυρος Μάμαντος // Ἑλληνικά 1. 1928. Σ. 256-311.

Τσακόπουλος Α. Περιγραφικὸς κατάλογος τῶν χειρογράφων τῆς Βιβλιοθήκης τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου. Σταμπουλ, 1953. Τ. Αʹ. Τμῆμα χειρογράφων Παναγίας Καμαριωτίσσης.

Пентковский А. М. Евергетидский монастырь и императорские монастыри в Константинополе в начале XII века // Византийский временник 63. 2004.

Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. Москва, 2001.

Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы // БТ 38. 2003. С. 327-330.

Gautier P. Le Typikon de la Théotokos Kécharitôménè // Revue des Études byzantines 43. 1985.

Published

2024-11-29

How to Cite

(1)
Пентковский, А. Богослужебный синаксарь константинопольского монастыря Христа Человеколюбца: Istanbul. Patriarchate Library. Panagia Kamariotissa. Cod 29): Сентябрь. 1‒14. БВ 2024, 177-208.

Issue

Section

Исслед., статьи и публикации по наукам богословским, философским и историческим

Categories