«Собранный воедино»: происхождение и изначальное содержание понятия «монах» на Востоке по памятникам II–IV вв. Часть II. Свидетельства сирийских источников

Авторы

  • Диодор (Ларионов), монах Богородице-Сергиева пустынь

Ключевые слова:

История христианства, история Церкви, христианская аскетика, аскетическое богословие, монашество, возникновение монашества, богословие монашеской жизни, Афраат, Ефрем Сирин, сирийский аскетизм, христианская Сирия, христианский Египет

Аннотация

В статье ставится вопрос об идентичности и происхождении монашества. Для решения этого вопроса автор предпринял лингвистический подход, в рамках которого рассматриваются контексты раннего употребления понятия «монах» на основе греческих, коптских и сирийских памятников в диоцезах Египет и Сирия с II по IV века. В предлагаемой здесь второй части статьи рассматриваются сирийские памятники, а также делается общее заключение о содержании термина и его богословском осмыслении в эпоху раннего христианства. В заключении статьи делается вывод о том, что явление, описываемое понятием «монах» на Востоке, возникло не на пустом месте, а изначально составляло часть более обширного аскетического движения в ранней Церкви. Понимание этого факта концептуально меняет привычную картину наших представлений о зарождении и возникновении монашества и его первоначальной идентичности. То понятие о монашестве, которое мы имеем сегодня, возникло в результате долгого процесса усвоения, объединения и новой интерпретации раннехристианских аскетических учений в византийскую эпоху.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Диодор (Ларионов), монах, Богородице-Сергиева пустынь

насельник Богородице-Сергиевой пустыни

mon.diodoros@gmail.com

Библиографические ссылки

Кессель Г. Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по «Тахвите о сынах завета» // БТ. 2003. Т. 38. С. 356-375.

Диодор (Ларионов), монах. Несколько замечаний о духовной и канонической ответственности рясофорных иноков // Церковный вестник. 21.09.2013. - Электронный ресурс: http://www.e-vestnik.ru/church/otvetstvennost_inokov_7324/ (дата обращения: 10.05.2016).

Пальмов Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Историко-археологическое исследование. К., 1914.

Adam A. Grundbegriffe des Mönchtums in sprachlicher Sicht // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1953-1954. Bd. 65. S. 220-231.

Baumschtark A. Geschichte der syrischen Literatur. Bonn, 1922.

Beck E. Ein Beitrag zur Terminologie des ältesten syrischen Mönchtums // Antonius Magnus Eremita 356-1956: Studia ad antiquum monachismum spectanta / Ed. B. Steidle. R., 1956 (Studia Anselmiana 38). S. 254-267.

Brock S. Clothing Metaphors as a Means of Theological Expression in Syriac Tradition // Typus, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Internationales Kolloquium (Eichstätt, 1981) / Hrsg. M. Schmidt. Regensburg, 1982 (Eichstatter Beitrage 4). S. 11-40.

Brock S. The Luminous Eye: The Spiritual World Vision of St. Ephraem Kalamazoo, 1992 (Cistercian Studies 124).

Brock S. The robe of glory: A biblical image in the Syriac tradition // The Way. 1999. Vol. 39. P. 247-259.

Bumazhnov D. Zur Bedeutung der Targume bei der Herausbildung des ΜΟΝΑΧΟΣ-Konzeptes in den Nag Hammadi-Texten // Zeitschrift für Antikes Christentum. 2006. Bd. 10. S. 252-259.

Bumazhnov D. Einige Beobachtungen zur Geschichte des Begriffs ΜΟΝΑΧΟΣ // StP. 2006. Vol. 39. S. 293-299.

Bumazhnov D. Some Ecclesiological Patterns oft he Early Christian Period and Their Implications for the History of the Term ΜΟΝΑΧΟΣ (Monk) // Einheit der Kirche im Neuen Testament / Hrsg. A. A. Alexeev, Chr. Karakolis, U. Luz. Tübingen, 2008. S. 251-264.

Bumazhnov D. Some Further Observations Concerning the Early History of the Term ΜΟΝΑΧΟΣ (Monk) // StP. 2010. Vol. 45. P. 21-26.

Burkitt F. Ephraim’s Quotations from the Gospel. Cambridge, 1901 (Texts and Studies 7. 2). P. 6-19.

Chabot J. Littérature syriaque. P., 1934.

Cocchini F. Il Figlio Unigenito Sacrificato e Amato // Studi Storico-Religiose. 1977. Vol. 1. P. 201-323.

Van Esbroeck M. Peter the Iberian and Dionysius the Areopagite. Honigmann's thesis revisited // OCP. 1993. Vol. 59. P. 217-227.

Griffith 1989-1990 - Griffith S. Images of Ephraem: The Syrian Holy Man and his Church // Traditio. 1989-1990. Vol. 45. P. 7-33.

Griffith S. ‘Singles' in God's Service: Thought's on the Ihidaye from the Works of Aphrahat and Ephraem the Syrian // The Harp. 1991. Vol. 4. P. 145-159.

Griffith S. Monks, "Singles" and the Sons of Covenant. Reflections on Syriac Ascetic Terminology // ΕΥΛΟΓΗΜΑ. Studies in Honor of Robert Taft, SJ / Ed. E. Carr, S. Parenti, A.-A.Thiermeyer, E. Velkovska. R., 1993. P. 141-160 (Analecta Liturgica 17).

Griffith S. Asceticism in the Church of Syria: The Hermeneutics of Early Syrian Monasticism. Essays originally presented at an international conference on the Ascetic dimension in religious life and culture, held at Union Theological Seminary in New York / Ed. V. Wimbush, R. Valantis. New York, 1995.

Guillaumont A. Sémitismes dans les logia de Jésus retrouvés à Nag-Hamâdi // Jahrbuch für Antike und Christentum. 1958. Bd. 246. P. 113-123.

Guillaumont A. Le nom des ‘Agapètes // VCh. 1969. Vol. 23. P. 30-37.

Guillaumont A. Monachisme et étique judéo-chrétienne // Recherches de science religieuse. 1972. Vol. 60. P. 199-218.

Guillaumont A. Perspectives actuelles sur les origines du monachisme // The Frontiers of Human Knowledge / Ed. T. Segerstedt. Upsala, 1978. P. 111-123.

Kiraz G. The New Syriac Primer. Washington, 2013.

Morard F. Monachos, moine. Histoire du terme grec jusqu'au 4e siècle. Influences bibliques et gnostiques // Freiburger Zeitschrift für Theologie und Philosophie. 1973. Bd. 20. S. 332-411.

Morard F. Monachos: un importation sémitique en Egypte? Quelques aperçus nouveaux // StP. 1975. Vol. 12. P. 242-246.

Morard F. Encore quelques réflexions sur monachos // VCh. 1980. Vol. 34. P. 395-401.

Murray R. The Exhortation to Candidates for Ascetical Vows at Baptism in the Ancient Syriae Church // New Testament Studies. 1974-1975. Vol. 21. P. 59-80.

Murray R. Symbols of Church and Kingdom: A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975.

Nagel P. Die Motivierung der Askese in der alten Kirche und der Ursprung des Mönchtums. B., 1966 (TU 95).

Nedungatt G. The Covenanters of the Early Syriac-Speaking Church // OCP. 1973. Vol. 39. P. 191-215, 419-444.

Παπαδόπουλος Σ. Μέγας Βασίλειος. Βίος καὶ θεολογία. Αθ., 1989.

Vööbus A. Celibacy: A Requirement for Admission to Baptism in the Early Syrian Church, Stockholm, 1951.

Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. A Contribution to the History of Culture in the Near east. Louvain, 1958. Vol. 1: The Origin of Monasticism - Early Monasticism in Persia (CSCO 184).

Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. A Contribution to the History of Culture in the Near east. Louvain, 1960. Vol. 2: Early monasticism in Mesopotamia and Syria (CSCO 197).

Wright W. Short History of Syriac Literature. L., 1894.

Аврелий Августин. Исповедь. М., 2003.

Афраат Персидский Мудрец. Тахвита о сынах завета / Пер. прот. Л. Грилихеса, Г. Кессель // БТ. 2003. T. 38. С. 120-146.

Василий Великий, свт. Творения в 2 т. М., 2009. Т. 2 (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе 4).

Загрузки

Опубликован

2016-08-15

Как цитировать

(1)
Ларионов, Д. «Собранный воедино»: происхождение и изначальное содержание понятия «монах» на Востоке по памятникам II–IV вв. Часть II. Свидетельства сирийских источников. БВ 2016, 234-263.

Выпуск

Раздел

История Церкви

Категории